ФИО
Рычкова Ольга Сергеевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель биологии и географии
СТАЖ РАБОТЫ
10 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова, ул. Труда 67 А. (8332) 64-52-46, school-k14@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
анимация, дистанционное обучение, Цикл мультимедийных занятий, курс анатомии
Актуальность работы обусловлена необходимостью реализации образовательной программы по биологии курса «анатомия» в условиях дистанционного обучения. Цель проекта – повышение качества усвоения материала по анатомии обучающихся 8 классов в условиях дистанционного обучения. Цикл мультимедийных презентаций позволит обучающимся качественно и эффективно усваивать материал в дистанционный период обучения. Каждое мультимедийное занятие разработано в соответствии с образовательной программой по биологии, максимально точно проработано по содержанию изучаемых разделов, параграфов. Составление курса мультимедийных занятий основано на следующих принципах: наглядность (понятные иллюстрации), информативность (краткость, доступность и логичность изложения изучаемой темы), интересная подача (мотивирующая составляющая, которая реализуется через «оживление» картинок или процессов с помощью анимации). Разработанный курс мультимедийных занятий является средством качественного усвоения знаний по анатомии в дистанционный период. Поэтому будет полезен не только ученикам, но и студентам, изучающим курс анатомии, и учителям биологии.
Продукт:
Ф.И.О. | Рычкова Ольга Сергеевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова, ул. Труда 67 А.
(8332) 64-52-46, school-k14@mail.ru |
Должность | учитель биологии и географии |
Стаж работы | 10 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/проекта | Создание цикла мультимедийных презентаций для повышения качества усвоения материала по анатомии.
|
Ключевые слова | Мультимедийные презентации, курс анатомии, дистанционное обучение. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Низкое качество усвоения материала по анатомии в условиях дистанционного обучения школьников. С целью повышения качества усвоения образовательной программы курса по анатомии данный продукт проекта актуален и в период очного обучения ученикам, отсутствовавшим долгое время по болезни. |
Актуальность | Качественное и эффективное усвоение материала в дистанционный период обучения. С помощью специально разработанных мультимедийных презентаций школьникам интересно и увлекательно изучать анатомию дома, без помощи родителей. Продукт проекта полезен ученикам, учителям, студентам. |
Новизна | Продукт проекта представлен в форме QR-кода, что удобно для использования учениками с телефона в любом месте их нахождения. Почти каждая презентация наполнена анимациями, что формирует правильное биологическое мышление, улучшает восприятие и понимание изучаемых систем органов и процессов, происходящих в них. |
Описание инновационного опыта учителя
|
Продукт проекта – цикл мультимедийных презентаций для повышения качества усвоения материала по анатомии обучающимся 8 классов в условиях дистанционного обучения. Является важным средством обучения, помогает детям самостоятельно и эффективно усваивать образовательную программу курса анатомии.
Также актуален для учителей биологии, являясь помощником в организации и создании необходимых качественных условий усвоения анатомии при дистанционной форме обучения, а также для работы с детьми, отсутствовавшими в школе при очной форме обучения по причине болезни. Каждый ученик может воспользоваться презентаций для изучения темы или раздела с помощью QR-кода, выбрав необходимый параграф в соответствии с разделами учебника биологии. Продукт проекта был успешно апробирован в образовательном процессе. Для сравнения и определения уровня эффективности изучения материала в дистанционный период обучения были выбраны два 8 класса (примерно равные по контингенту учащихся и уровню обучения): контрольный и экспериментальный. Контрольный класс изучали самостоятельно раздел пищеварительной системы человека с помощью только текста параграфа. Экспериментальный – самостоятельно с помощью презентаций к соответствующим параграфам учебника, а также имели возможность прочитать всю информацию в учебном тексте данного раздела. Дети экспериментального класса воспринимали не только информацию о знании в строении органов пищеварительной системы, но и сформировали правильное представление о процессах, происходящих в них (благодаря анимациям, которые «оживляли» работающий орган). После завершения периода дистанционного обучения (2 недели) оба класса написали проверочные работы. Результаты проверки усвоенных знаний были значительно выше у экспериментального класса, что показывает эффективность в использовании цикла мультимедийных презентаций. Цикл мультимедийных презентаций полезен для повторения и обобщения знаний по анатомии при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ – для этого достаточно быстро, с помощью QR-кода можно открыть с телефона цикл презентаций, и найти интересующую тему. |
Продукт опыта / проекта | «По страницам анатомии»: цикл мультимедийных занятий по анатомии для обучающихся 8 класса. |
Затруднения в реализации, риски | Необходимы технические средства связи: телефон, планшет или компьютер. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Продукт проекта представляет собой цикл мультимедийных презентаций, отражающих перечень тем, изучаемых в курсе анатомии в соответствии с образовательной программой. Особенно будет полезен тем школьникам, которые по причине болезни не могут изучать темы в школе с учителем или находятся на дистанционной, домашней или семейной формах обучения. Тематические презентации насыщены иллюстрациями, помогающими сформировать необходимые представления о строении органа или системы органов; анимациями, способствующими развитию правильного восприятия работы органов или процессов, происходящих в них; основным текстовым содержанием, отражающего минимум базовых знаний школьников о различных системах организма. Универсальность применения продукта проекта состоит в том, что не требует стационарного технического устройства, определённого времени для работы. Для удобства использования разработан специальный QR-код, что обеспечивает возможность работы с продуктом проекта в любое время, в любом месте и со смартфона.
Продукт проекта успешно многократно применялся среди обучающихся 8 классов, которые смогли без труда самостоятельно изучить пропущенные в школе темы. Дети сообщали, что такие презентации полезны, очень интересны и понятны. Особенно удобна стала их нумерация по разделам и темам, что позволяет быстро ориентироваться и найти необходимую тему. Ученики использовали презентации продукта проекта, находясь дома, на даче и даже в гостях, используя разработанный QR-код. После выхода с карантина или после болезни в школе дети, использовавшие данный продукт для восстановления пропущенных в школе тем, успешно справлялись с проверочными работами, что подтверждает эффективность применения продукта проекта. Цикл мультимедийных презентаций по анатомии высоко оценили коллеги-биологи на фестивале образовательных решений в «Инженериуме». Продукт проекта используется другими учителями в школе, а также распространён среди старшеклассников, которые готовятся к ОГЭ и ЕГЭ с целью повторения курса анатомии. Преимущество в использовании разработанного цикла мультимедийных презентаций заключается в том, что легко, понятно и быстро его открыть на смартфоне в любое время суток и любом месте с помощью специального QR-кода и нумерации тем. Предметные результаты: дети, использовавшие для изучения тем и разделов данный QR-код с продуктом проекта, написали проверочные работы на 4/5, также успешно сдали устные зачёты по зрительному и слуховому анализаторам. Метапредметные результаты: продукта проекта интегрирует знания биологии и умения информатики, способствуя успешному развитию школьников, расширяя их научное мировоззрение. Личностные результаты: продукт проекта способствует воспитанию бережного отношения к электронным устройствам, терпению, внимательности, развивает умения самоорганизации, самоконтроля и самообучения. |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта
|
Рычкова О. С., Бард Я. В., Погосян М. Э., Обухова Е. Н. «По страницам анатомии»: цикл мультимедийных занятий по анатомии для обучающихся 8-го класса // Педагогическое проектирование: идеи и решения [Электронный ресурс]: сборник статей. Вып.5. — Электрон. текст. дан. (12,3 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. — 1 электрон. опт. (CD-R). |
Экспертное заключение | Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».
Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Составляющие образования | Обучение |