ФИО

Творческое профессиональное объединение работников: Вахрушева Анастасия Вячеславовна, Кайсина Ирина Юрьевна, Колесникова Татьяна Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

учителя начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

4 года, 25 лет, 37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия города Слободского Кировской области 613150 Российская Федерация, Кировская обл., г. Слободской ул. Рождественская, дом № 77, ул. Вятская, дом № 40 (начальные классы), тел. (83362) 4 – 28 - 80 E-mail slqmz@mail.ru личные: Вахрушева А.В. - a.vakhruscheva2015@yandex.ru, Кайсина И.Ю. – irina.yu.09@mail.ru , Колесникова Т.А. - kta-2010@yandex.ru,

  В современной педагогической теории и практике понятие «учебная ситуация» является в настоящее время одним из ключевых. Во многом это обусловлено тем, что рассмотрению данного понятия уделено большое внимание разработчиками ФГОС.

  К.Н. Поливанова рассматривает учебную ситуацию как особую единицу учебного процесса: это «такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия, переформулируют, частично запоминают»

  Цель педагога: создать учебную ситуацию, решая которую, учащиеся в активной деятельности реализовали себя и получили «собственный продукт определённого качества».   В практике образовательного процесса педагоги применяют учебные задачи. Мы же предлагаем продумать её «аранжировку»- поставить задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активные действия, создавали мотивацию учения, причём не из вынуждения, а из побуждения.

Ф.И.О. Творческое профессиональное объединение работников: Вахрушева Анастасия Вячеславовна, Кайсина Ирина Юрьевна, Колесникова Татьяна Александровна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия города Слободского Кировской области

613150 Российская Федерация, Кировская обл., г. Слободской ул. Рождественская, дом № 77, ул. Вятская, дом № 40 (начальные классы), тел. (83362) 4 – 28 — 80

E-mail slqmz@mail.ru

личные: Вахрушева А.В. — a.vakhruscheva2015@yandex.ru, Кайсина И.Ю. – irina.yu.09@mail.ru , Колесникова Т.А. — kta-2010@yandex.ru,

Должность учителя начальных классов
Стаж работы 4 года, 25 лет, 37 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Применение учебной ситуации как средства реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»

 

Ключевые слова Учебная ситуация, системно-деятельностный подход, метапредметный характер
Аннотация (не больше 500 знаков)   В современной педагогической теории и практике понятие «учебная ситуация» является в настоящее время одним из ключевых. Во многом это обусловлено тем, что рассмотрению данного понятия уделено большое внимание разработчиками ФГОС.

К.Н. Поливанова рассматривает учебную ситуацию как особую единицу учебного процесса: это «такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия, переформулируют, частично запоминают»

Цель педагога: создать учебную ситуацию, решая которую, учащиеся в активной деятельности реализовали себя и получили «собственный продукт определённого качества».

В практике образовательного процесса педагоги применяют учебные задачи. Мы же предлагаем продумать её «аранжировку»- поставить задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активные действия, создавали мотивацию учения, причём не из вынуждения, а из побуждения.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект   В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход.

В образовательном процессе мы часто сталкиваемся с проблемами формирования планируемых результатов. Причина – особенности современных школьников, а именно – пассивность усвоения информации учащимися.

Поэтому возникают противоречия между необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и недостаточностью инструментария учителя для организации активной деятельности современных школьников и максимального учёта особенностей.

Поэтому педагогу необходимо в ходе методического поиска разрабатывать и апробировать приёмы и методы, которые будут направлены на формирование планируемых результатов ФГОС НОО.

Актуальность  Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развития ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов.

В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Считаем, что применения учебных ситуаций в практике образовательного процесса полностью решает поставленную задачу применения системно-деятельностного подхода.

Новизна  В рамках системно-деятельностного подхода учебная ситуация определяется как целостная интегрированная дидактическая форма воплощения содержания образования, имеющая свою практическую реализацию на двух его уровнях формирования: уровне проектируемого содержания (модель учебной ситуации) и уровне реализуемого содержания (собственно учебная ситуация).

По отношению к ученику учебная ситуация представляет собой единицу учебной деятельности, в результате овладения которой школьники получают специфические комплексные результаты предметного, межпредметного и метапредметного характера.

Описание инновационного опыта   Понятие «учебная задача» связывается с работами Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с описанной ими теорией учебной деятельности. Каждому возрасту свойствен тот вид деятельности, который обеспечивает важнейшие изменения в психологических особенностях ребёнка. Учёные назвали его ведущим видом деятельности. Для младшего школьника, ребёнка 6-10 лет, это учебная деятельность, то есть деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами действий, деятельность, направленная на саморазвитие на основе решения учебных задач, которые ставит педагог перед обучаемыми.

В самом общем виде учебная деятельность имеет довольно четкую структуру: учебная задача (представляет собой способ действия, подлежащий усвоению), учебные действия (в их результате формируется образ усваиваемого действия), действие контроля (благодаря которому происходит овладение усваиваемым способом), действие оценки (ученик определяет, овладел ли он способом действия).

Опираясь на вышеизложенное, можем утверждать, что учебная задача решается в рамках учебной ситуации.

Учебная ситуация – это дидактическая единица, предполагающая активное преображение учеником объекта для раскрытия свойств предмета изучения. Учебная ситуация всегда направлена на совершенствование предметных результатов и формирование определённых УУД.

Понятие «учебная ситуация» в научно-методической, психолого-педагогической литературе является основоопределяющим понятием для инновационных педагогических подходов:

1) Ситуационного, дидактическая сущность которого состоит в усвоении знаний и умений через анализ конкретных ситуаций;

2) Контекстного, реализуемого посредством моделирования ситуаций в контексте значимых для учащихся жизненных проблем, дел и отношений;

3) Компетентностного, в рамках которого практико-ориентированная учебная ситуация является идеальным «механизмом для запуска» формирования компетентностей различного вида – предметных, межпредметных.

Элементы учебной ситуации:

•           Цель – что должно быть получено в процессе работы.

•           Содержание (задание, что делаем)

•           Средства и методы (как работаем)

•           Время (как долго работаем)

•           Способы проверки результатов (как будем оценивать).

 

С точки зрения целевого предназначения учебные ситуации применяются учителем в образовательном процессе, на основе предметно-практических действий, обращаясь к разным информационным источникам, обобщая, учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действий.

Алгоритм создания учебной ситуации:

1)        Определить предмет и тему;

2)        Выявить затруднение учащихся;

3)        Поставить цель;

4)        Отобрать содержание материала;

5)        Выбрать вид учебной ситуации;

6)        Определить способы организации учебных ситуаций;

7)        Представление результатов, выбор способа проверки.

Добиться результатов применения данного подхода помогают идеи визуализации, так как мы берём во внимание клиповость и образность мышления младших школьников. Процесс визуализации – это свёртывание мыслительных содержаний в наглядный образ: будучи воспринятым, образ может быть развёрнут и может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий.

Таким образом, применение учебных ситуаций в практике образовательного процесса позволяет разрешить выдвинутое нами противоречие.

Продукт опыта / проекта Разработанные учебные ситуации по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.
Затруднения в реализации, риски 1.Разработанные учебные ситуации должны быть активными, обеспечивать разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, комплексно формировать УУД.

2.Большая подготовительная работа при разработке учебных ситуаций.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

 Для преодоления выдвинутых нами противоречий, в течение 2023-2024 учебного года, мы апробировали применение учебных ситуаций в образовательном процессе. Для диагностики нами был использован мониторинг метапредметных УУД (Авторы: Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая, М.Р.Битянова, Т.В.Беглова).

В ходе применения данного опыта на практике мы получили следующие результаты:

Класс на начало

учебного года

на конец

учебного года

2 Базовый уровень – 58 %

Ниже базового уровня – 42%

Базовый уровень – 68%

Ниже базового уровня – 32%

3 Базовый уровень – 62 %

Ниже базового уровня – 38 %

Базовый уровень – 70 %

Ниже базового уровня – 30 %

4 Базовый уровень – 63%

Ниже базового уровня – 37%

Базовый уровень – 84 %

Ниже базового уровня – 16 %

На основании данных показателей, можно сделать следующий вывод: систематическое применения учебных ситуаций на уроках в начальных классах выстраивает положительную динамику в формировании метапредметных УУД:

 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

•          овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

•          познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании

•          пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

•          применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные:

базовые логические:

·       выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

базовые исследовательские:

·       сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

работа с информацией:

·       выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

·       анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Регулятивные:

самоорганизация:

·       планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

·       выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

·       устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

·       корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

совместная деятельность:

·       принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Коммуникативные:

•          проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

•          признавать возможность существования разных точек зрения;

•          корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

•          строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

•          готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления

Публикации

по теме опыта

Статья из интернет-журнала педагогических публикаций:

Вахрушева Анастасия Вячеславовна, Кайсина Ирина Юрьевна, Колесникова Татьяна Александровна. Применение учебной ситуации как средства реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе [Текст] / А.В.Вахрушева //

Российский институт онлайн образования имени Константина Ушинского // — 2024. ИЖ № 699102.

Вахрушева Анастасия Вячеславовна, Кайсина Ирина Юрьевна, Колесникова Татьяна Александровна. Применение учебной ситуации как средства реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе [Текст] / А.В.Вахрушева //

Ежемесячный электронный журнал центра публикаций ПублиЦентр. – 2024 — №6

Экспертное заключение  В современной педагогической теории и практике понятие «учебная ситуация» является в настоящее время одним из ключевых. Во многом это обусловлено тем, что рассмотрению данного понятия уделено большое внимание разработчиками ФГОС НОО.

Цель представленного опыта: создание учебных ситуаций, решая которые, учащиеся в активной деятельности реализуют себя и получают «собственный продукт определённого качества».

Авторы исходят из классификации учебных ситуаций, алгоритма их моделирования. Научная обоснованность предлагаемых методических решений обеспечивает их системность и эффективность.

Большую практическую ценность представляют примеры учебных ситуаций для формирования УУД, систематизированные по учебным предметам. Особого внимания заслуживает проведённая апробация и диагностика, позволяющие проследить динамику сформированности у обучающихся начальных классов универсальных действий.

Таким образом, данный инновационный опыт актуален и имеет практическую значимость, ориентирован на потребности современной педагогической практики и повышение профессиональной компетентности педагогов начальной школы.

Данный инновационный опыт работы рекомендован для внесения в областной банк педагогического опыта.

Ф.И.О. эксперта Паначёва Екатерина Владимировна, директор Муниципального казенного учреждения «Городской методический кабинет» города Слободского

gmkslob@mail.ru

Экспертное заключение По требованиям обновленного ФГОС НОО обучение должно основываться на системно – деятельностном подходе, т.е. учителю необходимо активизировать деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного познания. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит учебная ситуация. Средством создания любой учебной ситуации являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.

Авторы педагогического опыта «Применение учебной ситуации как средства реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе» подробно рассказывают о том, что такое учебная ситуация, ее виды, описывают элементы учебной ситуации, алгоритм создания учебной ситуации в образовательном процессе.

Наиболее важным для педагогов начальных классов являются примеры учебных ситуаций, которые приводят в своей работе авторы. Примеры учебных ситуаций разработаны по предметам русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир с 1 – 4 классы. Данные учебные ситуации способствуют формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Данная методическая разработка призвана помочь учителям начальных классов в создании и применении учебных ситуаций на уроках.

Ф.И.О. эксперта Кожинова Надежда Владимировна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Приложения Приложение №1. Учебные ситуации по математике.

Приложение №2. Учебные ситуации по русскому языку.

Приложение №3. Учебные ситуации по литературному чтению.

Приложение №4. Учебные ситуации по окружающему миру.

Приложение №5. Презентация. Описание инновационного опыта.

Приложение 1
Скачать файл
Приложение 2
Скачать файл
Приложение 3
Скачать файл
Приложение 4
Скачать файл
Презентация инновационного опыта
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл
Экспериза ИРО
Скачать файл