ФИО

Белых Ольга Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель химии

СТАЖ РАБОТЫ

32 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 60" города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП №60 города Кирова. 610021, Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 153, т.7 (8332) 62-03-55, sch60@kirovedu.ru

Наставничество в образовании — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Решение возникших проблем осуществляется через разработку  плана профессионального становления молодого педагога. В  качестве одного из подходов  в обучении, способного решить проблемы молодого педагога, используется метапредметный подход  в обучении химии как условие развития креативного мышления обучающихся и  качественного образования.  Совместная работа педагога-наставника и молодого педагога приводит к адаптации молодого специалиста в новой социальной роли и передаче опыта по развитию у учащихся креативного мышления с использованием элементов метапредметного подхода в обучении химии

Основная форма  передачи опыта от наставника к наставляемому: взаимопосещение уроков, в частности, присутствие молодого специалиста на уроке наставника. Также для наставнической деятельности используется форма работы, концентрирующая методы и приемы, которыми наставник делится с начинающим педагогом, — мастер-класс. Именно эта форма передачи опыта представлена в настоящей работе.  

Аудитория, на которую рассчитан мастер-класс: данный мастер-класс ориентирован, в первую очередь,  на педагогов-предметников:  молодых педагогов и стажистов, реализующих программы ФГОС, а так же методистов и заместителей директоров по учебной работе.

Методы и приёмы, используемые при работе с молодым специалистом: мастер-класс, имитация присутствия молодого педагога на открытом уроке учителя-мастера, анализ урока для выявления приемов и методов, которые использует наставник для формирования  метапонятия, использование рабочих листов для осуществления собственной практической деятельности.

Интеграция образовательных областей: использование метапонятий, имеющих место в химии, физике, математике, географии, русском языке, биологии.

Материалы и оборудование:

Ручки, тетради,  учебники:

  • Химия, 8 класс – «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;
  • Алгебра, 7 класс – «Система  уравнений»;
  • Физика, 8 класс – «Открытая и закрытая система в термодинамике»;
  • Русский язык, 5 класс – «Система частей речи»; 
  • География,  7 класс «Природный комплекс как экологическая система»;
  • Биология, 8 класс «Пищеварительная система».

Демонстрационный штатив и реактивы: раствор аммиака, раствор хлорида алюминия, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты

Прогнозируемый результат:

  • Участники мастер-класса узнают структуру урока с метакомпонентом: этапы по формированию метапонятия;
  • Участники мастер-класса освоят приемы, действия и методы  для  решения поставленной в программе мастер-класса цели.
  • Участники мастер-класса будут применять методический инструментарий по формированию метапонятия в образовательном процессе.

Педагоги-наставники смогут использовать те методы и приемы, которые использует наставник при работе с молодым специалистом, в ходе взаимопосещения уроков.

YandexGPTКраткий пересказ

• Мастер-класс посвящен формированию метапонятия у молодых специалистов в процессе обучения.
• Цель мастер-класса — передача опыта молодому специалисту и помощь в его профессиональном развитии.
• Метапредметный подход используется в образовании, метадеятельность включает метапонятия, метазнания и метаумения.
• Метапонятия — понятия, используемые в различных дисциплинах и сферах (например, закон, связь, система, свойство, реакция, структура, знак, схема, амфотерность).
• Наставники и молодые специалисты работают вместе на уроке, выделяя этапы формирования метапонятия и методы и приемы, используемые на различных этапах урока.
• Участники мастер-класса обсуждают и закрепляют полученные метазнания, разрабатывая этапы формирования метапонятия в других учебных предметах.
• Рефлексия проводится для оценки работы над метапонятием и закрепления полученных метазнаний.

Ф.И.О. Белых Ольга Михайловна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 60» города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП №60 города Кирова.

 610021, Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 153,

т.7 (8332) 62-03-55, sch60@kirovedu.ru

Должность Учитель химии
Стаж работы 32 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  Мастер-класс «Работа педагога-наставника с молодым специалистом по формированию метапонятия в процессе обучения».

 

 

Ключевые слова ·       Педагог-наставник,

·       Молодой специалист,

·       Профессиональный стиль,

·       Метапредментный подход,

·       Формирование метапонятия,

Аннотация (не более 500 знаков) Наставничество в образовании — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Решение возникших проблем осуществляется через разработку  плана профессионального становления молодого педагога. В  качестве одного из подходов  в обучении, способного решить проблемы молодого педагога, используется метапредметный подход  в обучении химии как условие развития креативного мышления обучающихся и  качественного образования.  Совместная работа педагога-наставника и молодого педагога приводит к адаптации молодого специалиста в новой социальной роли и передаче опыта по развитию у учащихся креативного мышления с использованием элементов метапредметного подхода в обучении химии

Основная форма  передачи опыта от наставника к наставляемому: взаимопосещение уроков, в частности, присутствие молодого специалиста на уроке наставника. Также для наставнической деятельности используется форма работы, концентрирующая методы и приемы, которыми наставник делится с начинающим педагогом, — мастер-класс. Именно эта форма передачи опыта представлена в настоящей работе.

Аудитория, на которую рассчитан мастер-класс: данный мастер-класс ориентирован, в первую очередь,  на педагогов-предметников:  молодых педагогов и стажистов, реализующих программы ФГОС, а так же методистов и заместителей директоров по учебной работе.

Методы и приёмы, используемые при работе с молодым специалистом: мастер-класс,  имитация присутствия молодого педагога на открытом уроке учителя-мастера, анализ урока для выявления приемов и методов, которые использует наставник для формирования  метапонятия, использование рабочих листов для осуществления собственной практической деятельности.

Интеграция образовательных областей: использование метапонятий, имеющих место в химии, физике, математике, географии, русском языке, биологии.

Материалы и оборудование:

Ручки, тетради,  учебники:

—      Химия, 8 класс – «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;

—      Алгебра, 7 класс – «Система  уравнений»;

—      Физика, 8 класс – «Открытая и закрытая система в термодинамике»;

—      Русский язык, 5 класс – «Система частей речи»;

—      География,  7 класс «Природный комплекс как экологическая система»;

—      Биология, 8 класс «Пищеварительная система».

Демонстрационный штатив и реактивы: раствор аммиака, раствор хлорида алюминия, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты

Прогнозируемый результат:

  • Участники мастер-класса узнают структуру урока с метакомпонентом: этапы по формированию метапонятия;
  • Участники мастер-класса освоят приемы, действия и методы  для  решения поставленной в программе мастер-класса цели.
  • Участники мастер-класса будут применять методический инструментарий по формированию метапонятия в образовательном процессе.
  • Педагоги-наставники смогут использовать те методы и приемы, которые  использует наставник при работе с молодым специалистом в ходе взаимопосещения уроков.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: в период адаптации (1 год работы) и на этапе вхождения в профессию (2-3 года работы). Своевременное выявление профессиональных затруднений молодого педагога и их устранение  помогают ему найти свой профессиональный стиль и облегчить адаптацию. Данный опыт направлен на устранение выявленных профессиональных дефицитов через включение молодых специалистов в процесс отработки приёмов, действий и методов по формированию метапонятия в рамках образовательного процесса.
Актуальность Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.  Метапредметные требования включают в себя освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, построение индивидуальной образовательной траектории.  Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.

Для формирования и передачи метапредметного содержания сам молодой педагог должен обладать метапредметными компетенциями, под которыми  понимается способность и готовность педагога к решению универсальных профессиональных задач:

— компетентность целеполагания;

— коммуникативная компетентность;

— мотивационная компетентность;

— технологическая компетентность;

— информационная компетентность;

— оценочная компетентность;

— методическая компетентность

Метапонятия – это философские категории, которые встречаются при изучении разных учебных предметов. И  очень важно организовать учебную деятельность  таким образом, чтобы ученики не просто запоминали важнейшее понятие определенного учебного предмета, но и находили его преломление  в рамках других предметов. Ведь в  этом основной смысл метапредметности. Это можно делать параллельно – формировать понятие одновременно, но на  разных уроках: химии, биологии, физики…. Так же, это можно делать последовательно: начать формирование  понятия в начальных классах и продолжить в среднем и старшем звене.

Новизна Формирование индивидуального профессионального стиля молодого специалиста через передачу опыта  по  использованию метапредментного подхода в обучении химии.
Описание инновационного опыта Описание опыта изложено в технологической карте урока и презентации.      К ним прилагаются:

·       Рабочий лист молодого специалиста,

присутствующего на открытом уроке педагога-наставника.

·       Справочные материалы.

·       Эталон полного и правильного ответа

·       Рабочий лист наставника, присутствующего на открытом уроке педагога

Продукт опыта / проекта ·       Презентация и технологическая карта методического мастер-класса «Работа педагога-наставника с молодым специалистом по формированию метапонятия в процессе обучения».
Затруднения в реализации, риски ·       Высокая трудоёмкость при моделировании уроков с использованием метапредметного подхода;

·       Недостаточный уровень владения педагогога-наставника и наставляемого  метапредметными компетенциями;

·       Низкая мотивация педагогов со стажем заниматься наставничеством.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

·       Самоанализ педагогической деятельности наставляемым, оценка своей компетентности в деятельности,  которую  осваивает.

·       Освоение матрицы метапредметности: метапонятия, метазнания, метаумения, метаспособы.

·       Внедрение наставляемым в учебный процесс уроков с метакомпонентом с дополняющей составляющей в виде схемных и знаковых моделей учебного материала: рабочих листов.

·       Готовность к инновационным преобразованиям: моделирование интегрированных и метапредметных уроков.

  • Успешное решение выявленных профессиональных проблем молодого педагога:  освоение  методики  конструирования  уроков различных типов, ориентация в подборе заданий, способствующие формированию креативного мышления, осуществление на уроке индивидуального подхода в обучении детей с различным уровнем познавательной активности.
  • Сформированность индивидуального стиля творческой деятельности и создание собственной методической базы наставляемого (методические разработки уроков, опорные схемы, рабочие листы урока, матрица создания рабочего листа к уроку).
  • Стабильность в показателях обученности, позитивная динамика учебных достижений обучающихся молодого специалиста.
  • Рост познавательного интереса и мотивации  обучающихся, о чем свидетельствует увеличение количества учеников молодого педагога, принимающих участие в конкурсах и олимпиадах.
  • Обретение наставляемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, карьерного роста.
  • Успешное прохождение  аттестации наставляемого на первую,  а затем,  на высшую  категорию.

Наставник помогает молодому специалисту целенаправленно развивать профессиональные навыки, раскрывать свой потенциал. Это стимулирует молодого педагога к активной деятельности и дальнейшему  саморазвитию.

Публикации

по теме опыта

Статья из книги:

Белых О.М. Эссе Педагог-наставник: должность или миссия [Текст] Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательной активности [Текст] / О.М. Белых // Зинаида Алексеевна Субботина: мастер, наставник, новатор: -летию народного учителя СССР посвящается/авт.-сост.:ИРО Кировской обл., 2024.-253 с.-50 экз.-ISBN 978-5-6052102-4-5 

Семинар:

В рамках городского семинара –практикума для заместителей директора по учебно-воспитательной работе  школ Кировского образовательного округа представила опыт работы школы по теме «Индивидуальная программа развития педагога как инструмент повышения качества образования» (14.03.23)

Видеоматериалы:

Мотивационные видео участников конкурса «Учитель года Кировской области-2024» в номинации «Педагог-наставник» — «Школа ждёт вас!» на сайте ИРО Кировской области. https://kirovipk.ru/activities/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnyh-organizaczij/sistema-nastavnichestva/praktiki-nastavnichestva/

 

Трансляция опыта:

·       в рамках городского конкурса профессионального мастерства «НАСТАВНИК+МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ=КОМАНДА»          (Диплом Победителя)

·       в рамках регионального конкурса «Учитель года-2024 в номинации «Педагог-наставник» (Диплом II степени)

·        в рамках Ассоциации учителей химии города Кирова «Участие в конкурсах профессионального мастерства как способ трансляции положительного педагогического опыта» (20.03.24)

·       в рамках регионального конкурса «Наставник в сфере образования», направление «творческая работа «Система наставничества»   (Диплом Победителя)

Экспертное заключение  Мастер-класс, представленный в опыте работы, является успешной иллюстрацией методов и приемов, используемых наставником во взаимодействии с молодым специалистом. Основная новизна опыта заключается в формировании индивидуального профессионального стиля молодого педагога наставником через передачу знаний о метапредметном подходе в обучении химии.

Участие в мастер-классе способствует развитию навыков анализа и самоанализа урока, структурирования учебного процесса и организации познавательной деятельности школьников. В ходе мастер-класса молодой специалист осваивает приемы постановки проблемных вопросов и целеполагания, а также отрабатывает навыки сотрудничества с обучающимися через организацию совместной исследовательской деятельности.

Объединяющим фактором для взаимодействия молодого специалиста и обучающихся, а также между молодым педагогом и наставником, является осознание метапредметных понятий. Включение молодого педагога в работу мастер-класса превращает его в активного участника наставнической деятельности: он осознанно и активно приобретает навыки профессиональной деятельности и применяет их на практике. Это, в свою очередь, содействует формированию индивидуального стиля творческой работы и созданию собственной методической базы наставляемого.

Своевременное решение профессиональных задач молодого специалиста облегчает его адаптацию и закрепляет его в образовательной организации, что решает важную проблему дефицита кадров в сфере образования. Данный мастер-класс ориентирован, прежде всего, на педагогов-предметников: молодых педагогов и стажеров, реализующих программы ФГОС, а также методистов и заместителей директоров по учебной работе.

В процессе совместной деятельности молодой педагог достиг результатов, что подтверждается следующими наградами:

Дипломом Победителя в городском конкурсе профессионального мастерства «НАСТАВНИК+МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ=КОМАНДА» (Награда в этом конкурсе свидетельствует о высоком уровне взаимодействия между наставником и молодым педагогом. Это подчеркивает важность командной работы в образовательном процессе и подтверждает эффективность используемых методов наставничества.

Дипломом II степени в областном конкурсе «Учитель года Кировской области» в 2024 году в номинации «Педагог-наставник года»  указывает на признание профессиональных качеств молодого педагога на более высоком уровне. Это достижение демонстрирует его способности к обучению и наставничеству, а также умение внедрять инновационные подходы в образовательный процесс.

Дипломом Победителя в региональном конкурсе «Наставник в сфере образования», направление «творческая работа «Система наставничества». Победа в данном конкурсе подчеркивает значимость творческого подхода к наставничеству и разработку системного подхода к обучению. Это достижение свидетельствует о том, что молодой педагог не только применяет, но и развивает методы наставничества, что является важным для повышения качества образования в регионе.

Таким образом, достижения молодого специалиста под руководством наставника О.М. Белых подтверждают его возросший профессионализм и активное участие в образовательном процессе, что способствует не только его личностному и профессиональному росту, но и улучшению качества образования в целом.

Ф.И.О. эксперта Методист                                                                              /Т.А. Лагунова/

МКОУ ДПО ИМЦ города Кирова,

LagunovaTA@dom-28.ru

+7 912 376 90 58

Рубрика ОБУЧЕНИЕ

Профессиональное образование

Мастер-класс Белых для БПО
Скачать файл
Белых О.М. Рабочие листы молодого специалиста и наставника
Скачать файл
Белых О.М. Технологическая карта методического мастер -класса
Скачать файл
Методический мастер-класс Белых О.М.
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл