ФИО
Белых Ольга Михайловна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель химии
СТАЖ РАБОТЫ
32 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 60" города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП №60 города Кирова. 610021, Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 153, т.7 (8332) 62-03-55, sch60@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Профессиональный стиль, Формирование метапонятия, Метапредментный подход, Педагог-наставник, Молодой специалист
Наставничество в образовании — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Решение возникших проблем осуществляется через разработку плана профессионального становления молодого педагога. В качестве одного из подходов в обучении, способного решить проблемы молодого педагога, используется метапредметный подход в обучении химии как условие развития креативного мышления обучающихся и качественного образования. Совместная работа педагога-наставника и молодого педагога приводит к адаптации молодого специалиста в новой социальной роли и передаче опыта по развитию у учащихся креативного мышления с использованием элементов метапредметного подхода в обучении химии
Основная форма передачи опыта от наставника к наставляемому: взаимопосещение уроков, в частности, присутствие молодого специалиста на уроке наставника. Также для наставнической деятельности используется форма работы, концентрирующая методы и приемы, которыми наставник делится с начинающим педагогом, — мастер-класс. Именно эта форма передачи опыта представлена в настоящей работе.
Аудитория, на которую рассчитан мастер-класс: данный мастер-класс ориентирован, в первую очередь, на педагогов-предметников: молодых педагогов и стажистов, реализующих программы ФГОС, а так же методистов и заместителей директоров по учебной работе.
Методы и приёмы, используемые при работе с молодым специалистом: мастер-класс, имитация присутствия молодого педагога на открытом уроке учителя-мастера, анализ урока для выявления приемов и методов, которые использует наставник для формирования метапонятия, использование рабочих листов для осуществления собственной практической деятельности.
Интеграция образовательных областей: использование метапонятий, имеющих место в химии, физике, математике, географии, русском языке, биологии.
Материалы и оборудование:
Ручки, тетради, учебники:
- Химия, 8 класс – «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;
- Алгебра, 7 класс – «Система уравнений»;
- Физика, 8 класс – «Открытая и закрытая система в термодинамике»;
- Русский язык, 5 класс – «Система частей речи»;
- География, 7 класс «Природный комплекс как экологическая система»;
- Биология, 8 класс «Пищеварительная система».
Демонстрационный штатив и реактивы: раствор аммиака, раствор хлорида алюминия, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты
Прогнозируемый результат:
- Участники мастер-класса узнают структуру урока с метакомпонентом: этапы по формированию метапонятия;
- Участники мастер-класса освоят приемы, действия и методы для решения поставленной в программе мастер-класса цели.
- Участники мастер-класса будут применять методический инструментарий по формированию метапонятия в образовательном процессе.
Педагоги-наставники смогут использовать те методы и приемы, которые использует наставник при работе с молодым специалистом, в ходе взаимопосещения уроков.
Краткий пересказ
• Мастер-класс посвящен формированию метапонятия у молодых специалистов в процессе обучения.
• Цель мастер-класса — передача опыта молодому специалисту и помощь в его профессиональном развитии.
• Метапредметный подход используется в образовании, метадеятельность включает метапонятия, метазнания и метаумения.
• Метапонятия — понятия, используемые в различных дисциплинах и сферах (например, закон, связь, система, свойство, реакция, структура, знак, схема, амфотерность).
• Наставники и молодые специалисты работают вместе на уроке, выделяя этапы формирования метапонятия и методы и приемы, используемые на различных этапах урока.
• Участники мастер-класса обсуждают и закрепляют полученные метазнания, разрабатывая этапы формирования метапонятия в других учебных предметах.
• Рефлексия проводится для оценки работы над метапонятием и закрепления полученных метазнаний.
Ф.И.О. | Белых Ольга Михайловна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 60» города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП №60 города Кирова.
610021, Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 153, т.7 (8332) 62-03-55, sch60@kirovedu.ru |
Должность | Учитель химии |
Стаж работы | 32 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Мастер-класс «Работа педагога-наставника с молодым специалистом по формированию метапонятия в процессе обучения».
|
Ключевые слова | · Педагог-наставник,
· Молодой специалист, · Профессиональный стиль, · Метапредментный подход, · Формирование метапонятия, |
Аннотация (не более 500 знаков) | Наставничество в образовании — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Решение возникших проблем осуществляется через разработку плана профессионального становления молодого педагога. В качестве одного из подходов в обучении, способного решить проблемы молодого педагога, используется метапредметный подход в обучении химии как условие развития креативного мышления обучающихся и качественного образования. Совместная работа педагога-наставника и молодого педагога приводит к адаптации молодого специалиста в новой социальной роли и передаче опыта по развитию у учащихся креативного мышления с использованием элементов метапредметного подхода в обучении химии
Основная форма передачи опыта от наставника к наставляемому: взаимопосещение уроков, в частности, присутствие молодого специалиста на уроке наставника. Также для наставнической деятельности используется форма работы, концентрирующая методы и приемы, которыми наставник делится с начинающим педагогом, — мастер-класс. Именно эта форма передачи опыта представлена в настоящей работе. Аудитория, на которую рассчитан мастер-класс: данный мастер-класс ориентирован, в первую очередь, на педагогов-предметников: молодых педагогов и стажистов, реализующих программы ФГОС, а так же методистов и заместителей директоров по учебной работе. Методы и приёмы, используемые при работе с молодым специалистом: мастер-класс, имитация присутствия молодого педагога на открытом уроке учителя-мастера, анализ урока для выявления приемов и методов, которые использует наставник для формирования метапонятия, использование рабочих листов для осуществления собственной практической деятельности. Интеграция образовательных областей: использование метапонятий, имеющих место в химии, физике, математике, географии, русском языке, биологии. Материалы и оборудование: Ручки, тетради, учебники: — Химия, 8 класс – «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»; — Алгебра, 7 класс – «Система уравнений»; — Физика, 8 класс – «Открытая и закрытая система в термодинамике»; — Русский язык, 5 класс – «Система частей речи»; — География, 7 класс «Природный комплекс как экологическая система»; — Биология, 8 класс «Пищеварительная система». Демонстрационный штатив и реактивы: раствор аммиака, раствор хлорида алюминия, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты Прогнозируемый результат:
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: в период адаптации (1 год работы) и на этапе вхождения в профессию (2-3 года работы). Своевременное выявление профессиональных затруднений молодого педагога и их устранение помогают ему найти свой профессиональный стиль и облегчить адаптацию. Данный опыт направлен на устранение выявленных профессиональных дефицитов через включение молодых специалистов в процесс отработки приёмов, действий и методов по формированию метапонятия в рамках образовательного процесса. |
Актуальность | Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Метапредметные требования включают в себя освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, построение индивидуальной образовательной траектории. Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.
Для формирования и передачи метапредметного содержания сам молодой педагог должен обладать метапредметными компетенциями, под которыми понимается способность и готовность педагога к решению универсальных профессиональных задач: — компетентность целеполагания; — коммуникативная компетентность; — мотивационная компетентность; — технологическая компетентность; — информационная компетентность; — оценочная компетентность; — методическая компетентность Метапонятия – это философские категории, которые встречаются при изучении разных учебных предметов. И очень важно организовать учебную деятельность таким образом, чтобы ученики не просто запоминали важнейшее понятие определенного учебного предмета, но и находили его преломление в рамках других предметов. Ведь в этом основной смысл метапредметности. Это можно делать параллельно – формировать понятие одновременно, но на разных уроках: химии, биологии, физики…. Так же, это можно делать последовательно: начать формирование понятия в начальных классах и продолжить в среднем и старшем звене. |
Новизна | Формирование индивидуального профессионального стиля молодого специалиста через передачу опыта по использованию метапредментного подхода в обучении химии. |
Описание инновационного опыта | Описание опыта изложено в технологической карте урока и презентации. К ним прилагаются:
· Рабочий лист молодого специалиста, присутствующего на открытом уроке педагога-наставника. · Справочные материалы. · Эталон полного и правильного ответа · Рабочий лист наставника, присутствующего на открытом уроке педагога |
Продукт опыта / проекта | · Презентация и технологическая карта методического мастер-класса «Работа педагога-наставника с молодым специалистом по формированию метапонятия в процессе обучения». |
Затруднения в реализации, риски | · Высокая трудоёмкость при моделировании уроков с использованием метапредметного подхода;
· Недостаточный уровень владения педагогога-наставника и наставляемого метапредметными компетенциями; · Низкая мотивация педагогов со стажем заниматься наставничеством. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
· Самоанализ педагогической деятельности наставляемым, оценка своей компетентности в деятельности, которую осваивает.
· Освоение матрицы метапредметности: метапонятия, метазнания, метаумения, метаспособы. · Внедрение наставляемым в учебный процесс уроков с метакомпонентом с дополняющей составляющей в виде схемных и знаковых моделей учебного материала: рабочих листов. · Готовность к инновационным преобразованиям: моделирование интегрированных и метапредметных уроков.
Наставник помогает молодому специалисту целенаправленно развивать профессиональные навыки, раскрывать свой потенциал. Это стимулирует молодого педагога к активной деятельности и дальнейшему саморазвитию. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из книги:
Белых О.М. Эссе Педагог-наставник: должность или миссия [Текст] Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательной активности [Текст] / О.М. Белых // Зинаида Алексеевна Субботина: мастер, наставник, новатор: -летию народного учителя СССР посвящается/авт.-сост.:ИРО Кировской обл., 2024.-253 с.-50 экз.-ISBN 978-5-6052102-4-5 Семинар: В рамках городского семинара –практикума для заместителей директора по учебно-воспитательной работе школ Кировского образовательного округа представила опыт работы школы по теме «Индивидуальная программа развития педагога как инструмент повышения качества образования» (14.03.23) Видеоматериалы: Мотивационные видео участников конкурса «Учитель года Кировской области-2024» в номинации «Педагог-наставник» — «Школа ждёт вас!» на сайте ИРО Кировской области. https://kirovipk.ru/activities/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnyh-organizaczij/sistema-nastavnichestva/praktiki-nastavnichestva/
Трансляция опыта: · в рамках городского конкурса профессионального мастерства «НАСТАВНИК+МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ=КОМАНДА» (Диплом Победителя) · в рамках регионального конкурса «Учитель года-2024 в номинации «Педагог-наставник» (Диплом II степени) · в рамках Ассоциации учителей химии города Кирова «Участие в конкурсах профессионального мастерства как способ трансляции положительного педагогического опыта» (20.03.24) · в рамках регионального конкурса «Наставник в сфере образования», направление «творческая работа «Система наставничества» (Диплом Победителя) |
Экспертное заключение | Мастер-класс, представленный в опыте работы, является успешной иллюстрацией методов и приемов, используемых наставником во взаимодействии с молодым специалистом. Основная новизна опыта заключается в формировании индивидуального профессионального стиля молодого педагога наставником через передачу знаний о метапредметном подходе в обучении химии.
Участие в мастер-классе способствует развитию навыков анализа и самоанализа урока, структурирования учебного процесса и организации познавательной деятельности школьников. В ходе мастер-класса молодой специалист осваивает приемы постановки проблемных вопросов и целеполагания, а также отрабатывает навыки сотрудничества с обучающимися через организацию совместной исследовательской деятельности. Объединяющим фактором для взаимодействия молодого специалиста и обучающихся, а также между молодым педагогом и наставником, является осознание метапредметных понятий. Включение молодого педагога в работу мастер-класса превращает его в активного участника наставнической деятельности: он осознанно и активно приобретает навыки профессиональной деятельности и применяет их на практике. Это, в свою очередь, содействует формированию индивидуального стиля творческой работы и созданию собственной методической базы наставляемого. Своевременное решение профессиональных задач молодого специалиста облегчает его адаптацию и закрепляет его в образовательной организации, что решает важную проблему дефицита кадров в сфере образования. Данный мастер-класс ориентирован, прежде всего, на педагогов-предметников: молодых педагогов и стажеров, реализующих программы ФГОС, а также методистов и заместителей директоров по учебной работе. В процессе совместной деятельности молодой педагог достиг результатов, что подтверждается следующими наградами: Дипломом Победителя в городском конкурсе профессионального мастерства «НАСТАВНИК+МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ=КОМАНДА» (Награда в этом конкурсе свидетельствует о высоком уровне взаимодействия между наставником и молодым педагогом. Это подчеркивает важность командной работы в образовательном процессе и подтверждает эффективность используемых методов наставничества. Дипломом II степени в областном конкурсе «Учитель года Кировской области» в 2024 году в номинации «Педагог-наставник года» указывает на признание профессиональных качеств молодого педагога на более высоком уровне. Это достижение демонстрирует его способности к обучению и наставничеству, а также умение внедрять инновационные подходы в образовательный процесс. Дипломом Победителя в региональном конкурсе «Наставник в сфере образования», направление «творческая работа «Система наставничества». Победа в данном конкурсе подчеркивает значимость творческого подхода к наставничеству и разработку системного подхода к обучению. Это достижение свидетельствует о том, что молодой педагог не только применяет, но и развивает методы наставничества, что является важным для повышения качества образования в регионе. Таким образом, достижения молодого специалиста под руководством наставника О.М. Белых подтверждают его возросший профессионализм и активное участие в образовательном процессе, что способствует не только его личностному и профессиональному росту, но и улучшению качества образования в целом. |
Ф.И.О. эксперта | Методист /Т.А. Лагунова/
МКОУ ДПО ИМЦ города Кирова, +7 912 376 90 58 |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ
Профессиональное образование |