ФИО

Старикова Наталья Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

34 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка, Кировская область

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Изменяется отношение к литературному языку и литературному чтению: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «спрессованный» сленговый язык общения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– затрудняются кратко пересказать содержание, мало читают, не обладают читательской грамотностью.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают и не обладают читательской грамотностью. 

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы  расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.     

Назову особенности  формирования читательской грамотности:

  1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умении правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

  1. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

   Демонстрация различных видов заданий и упражнений, которые используются в работе. Они помогают ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

  • Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием можно использовать как нетрадиционное начало урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до объяснения нового материала  и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с новым материалом или прочтением текста, спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав текст или выполнив то или иное задание? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.  Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового.   

 «Глоссарий»

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

YandexGPTКраткий пересказ

• Старикова Наталья Николаевна — учитель начальных классов с 34-летним стажем.
• Тема инновационного педагогического опыта: формирование читательской грамотности младших школьников.
• Чтение является главным источником информации в школьном обучении.
• Актуальность ФГОС начального общего образования: формирование универсальных учебных действий, включая смысловое чтение.
• Новизна опыта: использование различных приемов для улучшения навыка чтения и формирования читательской грамотности.
• Ожидаемые результаты: улучшение понимания текста, развитие речи и мышления учащихся, повышение самооценки.
• Затруднения в реализации: необходимость подготовительной работы, не все дети активны и умеют работать в парах и группах.
• Условия реализации: наличие технических средств, систематический характер организации деятельности.

Ф.И.О. Старикова Наталья Николаевна
Учреждение КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка, Кировская область,
Должность учитель начальных классов
Стаж работы 34 года
1.Тема инновационного педагогического опыта «Формирование читательской грамотности младших школьников
2.Источник изменений

Работа с информацией является неотъемлемой частью всех учебных предметов в школе, в том числе начальной. Главным источником информации в процессе школьного обучения остаётся чтение. Решение задачи развития личности младшего школьника невозможно без формирования сознательного читателя, владеющего необходимыми для обучения навыками чтения, умеющего самостоятельно работать с текстом.

В настоящее время актуальным стало понятие «читательская грамотность», т.е. способность ребёнка прочувствовать текст, рассуждать на темы, связанные с текстом, применять знания, полученные из текста, использовать текст для жизни.

3. Идея изменений

Традиционная подготовка к восприятию текста делает чтение детей немотивированным, снижает интерес к самому процессу чтения, поскольку дети получают уже готовые знания без возможности рассуждать, предполагать свои варианты развития событий. При таком чтении ребёнок не учится применять то, что прочитал и вычленять суть из того, что прочитал.

Чтение ради чтения делает процесс бессмысленным. Этот факт заставляет учителя искать новые, актуальные и продуктивные способы работы с текстом.

4. Концепция изменений:
Актуальность ФГОС начального общего образования ориентирует современную

начальную школу на формирование универсальных учебных действий,

одним из которых является смысловое чтение, основанное на понимании,

интерпретации и личностной оценке текста. Другими словами, выпускник

начальной школы с целью получения дальнейшего качественного

образования, должен стать сознательным и грамотным читателем.

Сформировать сознательного читателя-младшего школьника –

непростая задача. Практика показывает, что неумение ученика понимать

прочитанное формирует нелюбовь к чтению, что приводит к возникновению

трудностей в учении.

Новизна Новизна опыта заключается в использовании различных приемов, которые помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Использованию заданий и упражнений по формированию читательской грамотности делает процесс работы над литературным произведением интересным, познавательным для учащихся, развивающим речь и мышление ребёнка

Ожидания  Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:

• учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

•           увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;

•           совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

•           вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

•           обостряется любознательность, наблюдательность;

•           развивает активное слушание;

•           повышается самооценка.

Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.

 

Затруднения в реализации, риски Учитель на уроках направляет и координирует деятельность учащихся. Чтобы эта деятельность была продуктивной, необходима большая подготовительная работа к уроку, требующая достаточного количества времени (подготовка раздаточного материала, заданий разного уровня сложности, эталонов и т.д.). Не все дети на уроках активны и умеют работать в парах и группах.
5. Условия реализации изменений

·           Наличие необходимых технических средств (компьютер, проектор).

·           Систематический характер в организации деятельности.

·       6. Результат изменений

Опыт показывает, что приемы формирования читательской грамотности при их умелом использовании дают возможность достигать результатов, определённых новым стандартом начального образования:

Предметные результаты:

— умение понимать текст, речевые умения, такие как связная устная и письменная речь, самостоятельность при выборе книг, интерес к чтению и т.д.

Метапредметные результаты: развитие УУД:

— умение воспринимать речь, умение слушать, анализировать текст, выделяя главное, воспроизводить текст на письме;

— умение ставить цель и задачи, работать по плану, рефрексивные умения;

— способность эффективно взаимодействовать в процессе совместной деятельности в коллективе, группах, подгруппах, парах;

— способность давать нравственную оценку героям и их поступкам, ассоциировать себя с героями произведений.

Личностные результаты:

— развитие самостоятельного читателя, социально адаптированной личности, обладающей духовно-нравственным потенциалом.

Использование различных приемов на уроках чтения в начальной школе способствует активному развитию речи учащихся, повышению уровня таких читательских навыков, как правильность, осознанность, беглость,

развитию интереса к урокам литературного чтения.

7. Публикации

Публикация материала на страницах образовательного СМИ.

infourok.ru, 12.05.24, серия РД74166414

infourok.ru, 10.05.24, серия Й365222850

8. Описание инновационного опыта учителя

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Изменяется отношение к литературному языку и литературному чтению: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «спрессованный» сленговый язык общения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– затрудняются кратко пересказать содержание, мало читают, не обладают читательской грамотностью.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают и не обладают читательской грамотностью.

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Назову особенности формирования читательской грамотности:

  1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умении правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

  1. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

Демонстрация различных видов заданий и упражнений, которые используются в работе. Они помогают ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

  • Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием можно использовать как нетрадиционное начало урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до объяснения нового материала и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с новым материалом или прочтением текста, спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав текст или выполнив то или иное задание? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового.

«Глоссарий»

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

 

Практическая демонстрация приемов (использование презентации)

Задания для 1 класса (на уровне слова)

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

Задания для 3-4 класса (на уровне текста)

Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес – далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

  • «Синквейн»

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

На этапе закрепления эффективен прием работы «Написание творческих работ». Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется в зависимости от их уровня развития.

  Подведение итогов

Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:

  •  учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивает активное слушание;
  • повышается самооценка.

Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.

Экспертное заключение Представленная методическая разработка (Приемы формирования читательской грамотности младших школьников) рекомендована для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта
Ф.И.О. эксперта Читах Адиль Шамильевна
Составляющие образования начальная школа
Ключевые слова Приемы формирования читательской грамотности, урок открытия новых знаний.
Приложение 1 Презентация по теме выступления

Приложение 2 Конспект урока литературного чтения во 2 классе

ПРЕЗЕНТАЦИЯ _Формирование читательской грамотности младших школьников_
Скачать файл
Экспертное зваключение Старикова
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Заключение ИРО для Стариковой Н.Н
Скачать файл
рецензия
Скачать файл