ФИО

Бузмакова Тамара Алексеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии

СТАЖ РАБОТЫ

34 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Бисерово Афанасьевского муниципального округа Кировской области Основная общеобразовательная школа д. Архипята. (Филиал МБОУ СОШ с.Бисерово Афанасьевского муниципального округа Кировской области ООШ д. Архипята) Адрес: 613085 ул. Школьная, д.70, д. Архипята, Афанасьевский муниципальный округ, Кировская область, Телефон:8(83331)2-43-51, E-mail: buzmakova.toma@mail.ru.

Системно-деятельностный подход ФГОС меняет общую составляющую содержания образования от понятий учебных предметов к решению жизненных задач или проблем, от индивидуального усвоения знаний до учебного сотрудничества.

Важнейшим новым методологическим ресурсом обновления содержания образования выступают креативные задания.

При системном использовании в образовательном процессе они позволяют формировать как метапредметные, так и личностные результаты, а также дают возможность современному учителю представить результаты биологического образования комплексом умений и навыков через ключевые компетенции. Раскрывается методика использования креативных заданий на теме «Органы цветкового растения» в курсе биологии 6 класса и на примере одного из уроков «Изучение строения цветка. Многообразие цветков».

Ф.И.О. Бузмакова Тамара Алексеевна
Организация Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Бисерово Афанасьевского муниципального округа Кировской области Основная общеобразовательная школа д. Архипята. (Филиал МБОУ СОШ с.Бисерово Афанасьевского муниципального округа Кировской области ООШ д. Архипята)

Адрес: 613085 ул. Школьная, д.70, д. Архипята, Афанасьевский муниципальный округ, Кировская область, Телефон:8(83331)2-43-51,

E-mail: buzmakova.toma@mail.ru.

Должность Учитель биологии
Стаж работы 34 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Использование креативных заданий для достижения образовательных результатов обучающихся на уроках биологии.
Ключевые слова Креативные задания, развитие мышления, образовательный продукт, методы
Аннотация (не больше 500 знаков) Системно-деятельностный подход ФГОС меняет общую составляющую содержания образования от понятий учебных предметов к решению жизненных задач или проблем, от индивидуального усвоения знаний до учебного сотрудничества.

Важнейшим новым методологическим ресурсом обновления содержания образования выступают креативные задания.

При системном использовании в образовательном процессе они позволяют формировать как метапредметные, так и личностные результаты, а также дают возможность современному учителю представить результаты биологического образования комплексом умений и навыков через ключевые компетенции.

Раскрывается методика использования креативных заданий на теме «Органы цветкового растения» в курсе биологии 6 класса и на примере одного из уроков «Изучение строения цветка. Многообразие цветков».

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект

+

 Современному человеку необходимо уметь решать разные проблемы текущей жизни на основе предметных знаний и умений. Поэтому при переходе на ФГОС ООО возникла необходимость усилить работу по формированию и развитию универсальных учебных действий в процессе самостоятельной познавательной деятельности обучающихся через использование кретивных заданий.
Актуальность  Методы решения креативных заданий на уроках при системном использовании успешно решают актуальную проблему познавательной активности, формирует мотивацию к обучению и познанию, поддерживает готовность и способность обучающихся к саморазвитию, к выражению индивидуально – личностной позиции, к управлению своими эмоциями, развивает их коммуникацию, способствует более эффективному усвоению новых знаний.
Новизна  Решение креативных заланий на уроках биологии направлено на развитие УУД.

Примеры креативных заданий, разработанных автором, по биологии представлены в дидактических материалах Креативные методы и задания к урокам биологии в 6

классе по теме «Органы цветкого растения».

 

Описание инновационного опыта   Креативные задания позволяют интегрировать знания, полученные в ходе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства современного ученика. Решение креативных заданий основывается на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, реальным жизненным ситуациям. Этот навык работы по подбору нужного и конкретного материала позволяет учащимся быстро ориентироваться в разнообразной информации и использовать ее в своей повседневной жизни

 Применение выше названных заданий в 6 классе на уроках биологии дает возможность реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, что является одним из ведущих подходов по новым ФГОС, именно он способствует развитию регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

Данные задания можно использовать на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, для отработки навыков в работе по группам, а также в качестве домашнего задания по выбору учащихся, что привлекает интерес и внимание обучающихся к проблеме путем применения нового способа работы с имеющейся информацией.

Специфика креативных заданий даёт ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с разной информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез — оценка. При выполнении таких заданий осуществляется осмысленный творческий труд, они развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления. (В теме «Корень», «Семя», «Побег. Почка», «Стебель», «Лист», «Цветок» и т.д.). На уроках создаётся креативная среда. Ученикам даётся установка на:
1.Выдвижение разных идей. Оценивается способность выдвигать различные идеи.

2.Выдвижение креативных (оригинальных) идей. Оценивается способность выдвигать оригинальные идеи или нестандартный подход к ситуации.

3.Доработка идеи. Оценивается способность вносить в существующие идеи нестандартные изменения, направление на улучшение ответа.

Высказывание нестандартных идей всячески поддерживается. Создаётся комфортная атмосфера за счёт вовлечения в деятельность учащихся с низким уровнем обучаемости. Между учениками и учителем создаётся атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Новая система оценивания позволит учителю разработать критерии, способствующие получению качественных результатов, улучшить качество преподавания, проводить оценивание более объективно. Обучающийся научится оценивать себя и одноклассников, выражать свою точку зрения, критически мыслить, проявлять свою креативность.

Критерии оценки креативного задания для работы в группе.

1.Актуальность и значимость темы (текста).

2.Умение объяснить суть задания.

3.Практическое использование в жизни.

4.Качество записей и наглядных материалов.

5.Использование знаний из других наук (предметов).

6.Полнота знаний.

7.Оригинальность (1 – традиционный подход; 2 – оригинальный подход; 3 – в работе доказываются новые идеи

8.Соблюдение регламента, умение лаконично излагать материал.

Оценка учителя (А) + оценка одноклассников (В)+ оценка автора (С). Итоговая оценка выставляется по формуле (А+В+С): 3

Для проверки уровня творчества обучающихся используется следующая методика;

1.Наблюдение и анализ, которые позволяют понять, чем больше всего интересуется ученик(ца), какие занятия им доставляют удовольствие, а к чему он остаётся равнодушен.

2 «Проба сил» в том или ином виде деятельности (доклад, сообщение, исследовательская работа, проект).

3.Диагностики, анкетирование.

4.Наблюдение за творческой деятельностью учащихся (участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах и т.д.).

5.Диагностика уровня мотивации.

6.Анализ портфолио.

Оцениваю решение креативных заданий по традиционной пятибалльной системе.

Использование на уроке такой системы оценивания обеспечит обучающимся понимание учебных целей, критериев оценивания и способов улучшения собственной деятельности.

Креативность является мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от различных стереотипов. Если творчество понимается как специфический процесс, привязанный к созданию значимого нового явления, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

Продукт опыта / проекта  «Креативные методы и задания к урокам биологии в 6 классе по теме «Органы цветкового растения» (см. Приложение).
Затруднения в реализации, риски   Разработка креативных заданий требует тщательного подбора дидактического материала и трудоёмко по затраченному времени. Реально разрабатывать такие материалы поэтапно. В одной теме, (четверти) или в течение года, тогда использовать их не на всех уроках, чтобы не создать у ребят ощущение однообразия.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Креативным принято называть человека, у которого очень хорошо развит творческий потенциал. Он умеет мыслить неординарно, находит оригинальные решения задач и предлагает необычные, но эффективные идеи.

Подобное сочетание внутренних качеств отдельных личностей позволяет человечеству совершать научные открытия, создавать произведения искусства, делать технологические прорывы.

Исследователями разработаны методики для развития креативности, необходимые в практической деятельности педагога, ставящего одну из главных целей своей образовательной деятельности – создание условий для достижения образовательных результатов обучающихся на уроках.

Методики могут использоваться в работе со всеми категориями обучающихся. Основными показателями успешности ученика являются личная динамика развития и желание учиться.

У детей повышается самооценка, проявляется их ценностные качества, развивается коммуникабельность, толерантность, креативность, критическое мышление.

Показатели уровня уровня творческого развития личности.

Ученикам было предложено принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения.

Уровень воспитанности детей высокий у 78%, средний – 22%.

Уровень мотивации в 2023 учебном году: 25% с низким уровнем развития учебной мотивации, 25% со средним и 50% с высоким. В 2024 – 50 % с высоким и 50% со средним. Тест на изучение учебной мотивации. (М.Р. Гинзбург 2010 г.)

Была исследована склонность к творчеству. У 100% процентов учащихся есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.

Изучая потребность в достижении успеха (Ю.М.Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова) проверили есть ли у детей стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию, это стремление по определению психологов именуется как потребность в достижениях. Все дети оказались по этому параметру на уровне – выше среднего.

Выявили способности, уровень творческого мышления у 50% проявляется только тогда, когда они увлечены важной для них целью, они более склонны к практической деятельности. У 50% сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности им многого не хватает.

Уровень критичности у 100% респондентов – низкий.

Исследуя самооценку творчества выявили уровни творческой активности у 75% — средний, у 25% — высокий.

Анализ диагностики показал, что необходимо повысить креативность, уровень творческого развития личности и критичность, склонность к творчеству.

С этой целью были предложены упражнения для развития креативного мышления («Шесть шляп Эдварда де Боно», «Таблица ассоциаций», «Мечтатель. Реалист. Критик» и другие)

При использовании креативных заданий, дети быстро включаются в работу, повышается уровень их познавательной активности и мотивации, часто возникает соревновательный дух между учащимися, формируются коммуникативные связи между всеми участниками образовательного процесса, обратная связь с учителем, эффективное понимание и запоминание новой темы.

Применение креативных методов позволяет успешно решать многие задачи (достижение высоких предметных и метапредметных результатов) на уроке, особенно развитие коммуникативных и регулятивных компетенций личности.

Охват исследовательской деятельностью в школе – 100%. Дети участвуют в районных, областных и межрегиональных конкурсах исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу», «Человек и природа», ежегодно становятся победителями и призёрами.

Во внеурочной деятельности участвуют в конкурсах: «Образы Земли», «Зеркало природы», «Подрост», «Гимн воде», «Красивая школа» и другие.

Преемственность обучения – важный момент в развитии креативного мышления, 100 % учащихся 1- 9 классов и воспитанников дошкольной группы участвуют в международном конкурсе «Астра».

Ежегодно в школе проводятся: экологические субботники «Зеленая Весна, «Зеленая Россия»; экологические акции «Вода России», «Чистая улица»; природоохранная операция «Наш дом – Земля»; «День охраны окружающей среды». Повысился интерес к эстетическому состоянию окрестностей школы и деревни. 100 % учащихся 1-9 классов участвуют в субботниках.

Успеваемость по биологии и географии за последние три года- 100%. Качество знаний в 2021-2022г – 100%; в 2022-2023г. – 86%, в 2023-2024г – 100%. Средняя отметка по биологии в 2021-2022г. – 4,00; в 2022-2023г.- 4,14; 2023-2024г – 4,00.

По географии – в 2021г- 2022 г. — 4,33; в 2022-2023г – 4,14;

в 2023-2024г- 4,00.

Результаты ВПР по географии в 2024 г. – выполнили все 100%, средняя оценка за ВПР – 3,75.

Публикации

по теме опыта

 

1.«Инфоурок». Публикация «Креативные методы и задания на уроках биологии 6 класс»

https://infourok.ru/publikaciya-kreativnye-metody-i-zadaniya-na-urokah-biologii-6-klass-7049466.html

2. «Инфоурок». Публикация «Развитие мышления на уроках биологии через использование методов креативной педагогики»

https://infourok.ru/razvitie-myshleniya-na-urokah-bioloqii-cherez-ispolzovanie-metodov-kreativnoj-pedaqoqiki-7174664.html

Экспертное заключение Представленный опыт работы Бузмаковой Т.А. по теме «Использование креативных заданий для достижения образовательных результатов обучающихся на уроках биологии» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных

областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат

педагогических наук

Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Естественно-научные предметы

Дидактический материал. Креативные методы и задания к ним Бузмакова Т.А.
Скачать файл
Конспект урока Цветок
Скачать файл
Цветок Презентация Microsoft Office PowerPoint (правленный)
Скачать файл
Статья. Развитие творческого мышления ...
Скачать файл
Приложение 1
Скачать файл