ФИО

Фукалова Елена Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Воспитатель

СТАЖ РАБОТЫ

14 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» пгт Свеча Кировской области МДОУ детский сад «Родничок» пгт Свеча пгт Свеча Кировской области, ул. Труда, 20 Телефон 8(83358)22313 e-mail: svechaRodnichok@mail.ru

Сущность педагогического опыта заключается в применении системы работы по экономическому обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Работа над основами финансовой грамотности реализуется по четырем образовательным направлениям: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Ф.И.О. Фукалова Елена Владимировна
Организация Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» пгт Свеча Кировской области

МДОУ детский сад «Родничок» пгт Свеча

пгт Свеча Кировской области, ул. Труда, 20

Телефон 8(83358)22313 e-mail: svechaRodnichok@mail.ru

Должность Воспитатель
Стаж работы 14 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Обучение азам финансовой грамотности старших дошкольников
Ключевые слова Проект, финансовая грамотность, старший дошкольный возраст, первичные представления, экономические категории и понятия.

 

Аннотация (не более 500 знаков) Сущность педагогического опыта заключается в применении системы работы по экономическому обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Работа над основами финансовой грамотности реализуется по четырем образовательным направлениям: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Старшие дошкольники часто задают интересные вопросы о том, «Что такое деньги?», «Откуда у родителей появляются деньги?», «Почему в магазине нельзя просто так брать товары?», «Почему мы не можем сразу купить все, что захочется?»

Я, как педагог, поставила задачу, отталкиваясь от детского интереса, найти приемы, которые, позволили бы мне грамотно и доступно формировать начальные азы экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста, способствовать приобретению первичного опыта экономических отношений, разумному поведению в социальной жизни.

Актуальность Приобщение ребенка к миру экономической действительности взрослых в современном мире происходит очень рано. С ранних лет ребенок соприкасается с окружающим бытом, знакомится с трудом взрослых, профессиями близких ему людей, становится неотъемлемым участником планирования семейного бюджета. Окружающее пространство пестрит и манит малыша рекламой, сталкивает с деньгами, новые необычные слова из мира экономики прочно входят в его лексикон. Поэтому, финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое и перспективное направление в дошкольной педагогике.

Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования со старшего дошкольного возраста. Так как, именно этот период является сензитивным для формирования первичных представлений об экономических понятиях.

Теоретической базой экономического воспитания дошкольников являются работы в области нравственного, социального и трудового воспитания В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, В.И. Логиновой и др.

Из разработок в области экономического воспитания дошкольников необходимо отметить методические труды А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика», О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой «Экономика большим и маленьким», М.Ю. Стожаровой «Формирование основ экономической культуры старших дошкольников».

Новизна Новизна проекта заключается в разработке системы работы по формированию основ финансовой грамотности в игровой форме, адаптированной для детей старшего дошкольного возраста. Проект предполагает активное включение в деятельность родителей воспитанников и социальных партнеров.
Описание инновационного опыта Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось через:

— проведение мониторинга «Экономическое воспитание и образование детей старшего дошкольного возраста»;

— обновление содержания предметно-пространственной развивающей среды. Центр познания пополнился дидактическими пособиями мини-банкоматом и лэпбуком «Финансовая игротека», картотеками с дидактическими играми, альбомами и презентациями, настольными играми;

— разработку календарно-тематического планирования по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе;

— проведение тематических бесед, игровых занятий, экскурсий, просмотр презентаций и альбомов, мультфильмов с экономическим содержанием и др.;

— взаимодействие с родителями в вопросах формирования финансовой грамотности у детей;

— проведение анализа эффективности разработанной системы (мониторинг), доказывающего положительную динамику в овладении детьми основными экономическими категориями и понятиями.

Продукт опыта / проекта — Календарно-тематическое планирование по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе.
Затруднения в реализации, риски 1. Отсутствие партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников, незаинтересованность родителей в совместных с детьми мероприятиях;

2. Отсутствие социальных партнеров, готовых предоставить площадку для проведения экскурсий.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Результаты повторного мониторинга показали, что количество детей находящихся на высоком уровне увеличилось с 10 до 60%. По всем экономическим категориям дети показали хорошие и крепкие знания. Дошкольники уверенно отвечают на вопросы о том, что такое деньги, как ими пользоваться, какими способами пополняется семейный бюджет, какие существуют виды труда, как стоимость товара зависит от его количества и качества, и мн. др. В самостоятельной игровой деятельности ребята активно применяют полученные знания.

В индивидуальных беседах родители рассказывали о том, что стали более уверенными в вопросах финансового просвещения своих детей.

Цель и задачи, поставленные перед началом работы над проектом решены, предполагаемые результаты достигнуты.

Публикации

по теме опыта

Публикация в сборнике:

Фукалова, Е.В. Экономика для дошколят [Текст] / Авт.-сост. И.Б. Мышкина и творческий коллектив // Мой успешный проект: сборник лучших практик педагогов дошкольных образовательных организаций Кировской области.- Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2023.- 88 с.

Конспект занятия:

Квест-игра «В поисках сокровища пирата Кредита» Адрес публикации на сайте https://апр-ель.рф/sbornik/

Публикация опыта работы на сайте ДОУ https://svecharodnichok.ucoz.net/index/doshkolenok/0-50

Экспертное заключение Опыт работы имеет практическое применение в ДОО, рекомендован в занесение в банк данных педагогического опыта
Ф.И.О. эксперта Мышкина И,Б.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Дошкольное образование

 

Приложения 1.Проект «Экономика для дошколят»;

2.Презентация проекта;

3. Календарно-тематическое планирование по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе;

4.Конспект квест-игры в подготовительной к школе группе «В поисках сокровища пирата Кредита».

Календарно-тематический план Фукалова Е.В.. docx
Скачать файл
Конспект Квест-игра Фукалова Е.В.
Скачать файл
ПРОЕКТ Фукалова ЕВ Конкурс
Скачать файл
Проект.Фукалова Е.В
Скачать файл
Экспертное заключение20240205_15451977
Скачать файл