ФИО

Артемихина Татьяна Петровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель изобразительного искусства, ОСЖ

СТАЖ РАБОТЫ

31 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья д. Аверины Афанасьевского района» КОГОБУ ШИ ОВЗ д.Аверины Афанасьевского района 613060, Кировская область, Афанасьевский район, д.Аверины, д.32 Тел.(83331) 2-13-13 e-mail: averiny@mail.ru

Эстетика быта, среды является основополагающей в становлении личности ребёнка, его поведения. Эстетическое воспитание средствами искусства называется художественным воспитанием. Познавательная и воспитательная функции искусства неразрывны, поэтому внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, является одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Ф.И.О. Артемихина Татьяна Петровна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   д. Аверины Афанасьевского района»

КОГОБУ ШИ ОВЗ д.Аверины Афанасьевского района

613060, Кировская область, Афанасьевский район, д.Аверины, д.32 Тел.(83331) 2-13-13

e-mail: averiny@mail.ru

 

Должность Учитель изобразительного искусства, ОСЖ
Стаж работы 31 год
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Внеурочная деятельность по изобразительному искусству, направленная на воспитание способности образного видения окружающей жизни через активные формы деятельности.

 

Ключевые слова Эстетическое воспитание, творческий потенциал, дети с ограниченными возможностями, образное видение окружающей среды
Аннотация (не более 500 знаков) Эстетика быта, среды является основополагающей в становлении личности ребёнка, его поведения. Эстетическое воспитание средствами искусства называется художественным воспитанием. Познавательная и воспитательная функции искусства неразрывны, поэтому внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, является одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В наше непростое время как никогда любое занятие должно быть направлено на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе, развивать ценностное отношение обучающихся к своей Родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. На  занятиях большое место уделяется патриотическому, культурно-нравственному направлению с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Актуальность Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, тра­ди­ци­он­ные религии России, искусство и литература, природа успешно решаются в представленном опыте. В массовой практике у воспитанников с ОВЗ, характеризующихся интеллектуальной недостаточностью, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении предмета возникают серьезные проблемы. Внеурочная деятельность помогает сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; развивать у учащихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства.  Через знакомство с произведениями искусства,  через выступления детей с презентациями картин и исполнением патриотических песен, они могут прийти в согласие с самими собой, избавиться от агрессии, сформировать и развивать такие качества как доброта, сострадание, умение заботиться о других.
Новизна При проведении данных мероприятий школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе, игровые моменты создают   в классе    то замечательное единство, которое легко возникает во время совместной творческой  деятельности ее участников.
Описание инновационного опыта Внеклассная деятельность по данному предмету решается с использованием таких форм работы, которые нельзя назвать традиционными, они инновационные. Через осознание цели для знакомства с произведениями искусства, посвященным  простым людям, через выступления детей с презентациями картин, стилизации картин художников формируется  внутренняя позиция школьника. Через знакомство с произведениями искусства, проживания историй представленных на картинах героев, дети начинают видеть окружающую действительность с точки зрения художников, идет  развитие нравственно-патриотических качеств, таким образом, активизируется познавательная деятельность учащихся, посредством приемов дублирования, стилизации картин. Задачи формирования основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, расширяются, увеличиваются представления ребенка о мире и о себе. Широкое применение находят активные методы, в которых требуется больше творчества детей, самостоятельности от детей. Материал для проведения подбирается с учетом интересов детей, возрастных и индивидуальных  особенностей, а также направлен изначально  на правильное восприятие и нахождение правильного ответа. Через игровые методы, в сотрудничестве с педагогами искусственно создается ситуация успеха, с которой дети справляются. Иногда на помощь приходит ролевая игра или моделирование ситуаций.

Данный опыт полезен тем, что может побудить к использованию и распространению данных форм работы, данной инновации. Поможет развивать у детей изобразительные способности, наблюдательность; развивать речь, память, эстетический вкус; способствовать развитию мелкой моторики. Поможет воспитывать у детей интерес и  любовь к искусству; воспитание усидчивости, аккуратности и терпения.

Например, после изучения картин художников дети начинают видеть окружающую действительность под другим углом. В картине художник при помощи цвета (контрастные,смежные) показывает содержание. Цвет играет   большую роль при изображении содержания картины.Дети это используют в своих работах.Дети учатся сравнивать окружающую жизнь с иллюстрацией. Приобретают умение изображать сложные картины  по образцу. Через данные формы идет развитие у учащихся восприятия цвета, предметов и формирование умений передавать его в живописи, дети учатся восприятию произведений искусства. При построении монологической речи по картине дети обучаются выступлению перед публикой, учатся  строить сообщение в устной форме. Мотивация к учебной деятельности происходит через яркое объявление о начале недели и возможном поощрении за победу в конкурсе. Подведение итогов, анализ и корректировка результатов недели озвучивается на общем сборе. Данная внеклассная деятельность помогает использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика; помогает развивать у учащихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Представленная внеклассная деятельность (методические разработки) можно использовать в массовой практике.

Продукт опыта / проекта Внеурочное мероприятие «Неделя изобразительного искусства», сценарий выступления
Затруднения в реализации, риски При подготовке и проведении подобных дел для педагога и участников мероприятия должна быть огромная мотивация. Только правильно мотивированный педагог может настроить на такие тематические недели искусства.
Публикации

по теме опыта

нет
Экспертное заключение Данный материал является актуальным для педагогов. Новизна опыта состоит в создании системы работы учителя по сохранению и укреплению физического и духовного здоровья учащихся через использование различных форм деятельности при проведении внеклассных мероприятий по изобразительному искусству.

Педагог активно используют метод наглядности, создание творческого продукта, конструктивных моделей или абстрактного образа. Визуальное восприятие информации – самый распространенный, доступный в любом возрасте процесс изучения действительности. Занятия творчеством – верный способ включить детей с ограниченными возможностями здоровья в активный процесс освоения знаний об окружающем мире, взаимодействия и реализации в нем.

Обучающиеся пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе, игровые моменты создают   в классе    то замечательное единство, которое легко возникает во время совместной творческой  деятельности ее участников.

Материал педагога включает в себя: сценарий внеурочного мероприятия по изобразительному искусству «Путешествие в мир искусства», Приложение 1(Картины знаменитых художников с краткой интересной информацией);  Приложение 2(Викторина по выставке художников-передвижников); Приложение 3(Фотографии внеклассного мероприятия).

Данная разработка педагога является актуальной, так как позволяет обеспечить рост качественного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность  внеурочного занятия.

Представленный материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, может быть использован в образовательном процессе в образовательных организациях Кировской области.

Ф.И.О. эксперта С.В. Банникова, методист   кафедры предметных областей, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование
приложение 1
Скачать файл
приложение 2
Скачать файл
Приложение 3
Скачать файл
Разработка сценария внеурочного мероприятия по ИЗО 1
Скачать файл