ФИО
Воробьёва Людмила Геннадьевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель географии, биологии, с/х труда
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья д.Аверины Афанасьевского района» Кировская область Афанасьевский район д.Аверины КОГОБУ ШИ ОВЗ д.Аверины 613060, Кировская область, Афанасьевский район, д.Аверины, д.32 Тел.(83331) 2-13-13 e-mail: averiny@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
мотивация к трудовой деятельности, учебно-опытный участок, Технологическая карта урока
Практика работы на учебно-опытном участке показала, что физический труд способствует укреплению и сохранению физического здоровья детей, а в сочетании с теоретическими знаниями, позволяет школьникам освоить элементарные сельскохозяйственного навыки. Для учеников, испытывающих трудности в обучении и развитии, технологическая карта — это еще и наглядный материал, способный описать процесс деятельности от цели до результата.
Ф.И.О. | Воробьёва Людмила Геннадьевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья д.Аверины Афанасьевского района» Кировская область Афанасьевский район д.Аверины
КОГОБУ ШИ ОВЗ д.Аверины 613060, Кировская область, Афанасьевский район, д.Аверины, д.32 Тел.(83331) 2-13-13 e-mail: averiny@mail.ru |
Должность | учитель географии, биологии, с/х труда |
Стаж работы | 33 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Роль учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе сельской коррекционной школы. |
Ключевые слова | учебно-опытный участок, мотивация к трудовой деятельности, дети с ограниченными возможностями здоровья, технологическая карта. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Практика работы на учебно-опытном участке показала, что физический труд способствует укреплению и сохранению физического здоровья детей, а в сочетании с теоретическими знаниями, позволяет школьникам освоить элементарные сельскохозяйственного навыки. Для учеников, испытывающих трудности в обучении и развитии, технологическая карта — это еще и наглядный материал, способный описать процесс деятельности от цели до результата. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Используя современные методы и формы трудового обучения и воспитания возможно формирование у школьников потребности к труду и реализации их способностей, потому что именно в практической деятельности обучающиеся получают результат (создают своими руками конкретный продукт)
Работа на учебно-опытном участке предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по созданию конкретного проекта, в результате чего происходит овладение профессиональными компетенциями |
Актуальность | В сравнении с прошлыми этапами общественного развития, в современном обществе очень сильно изменилось отношение к детскому труду. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности. |
Новизна | Новизна опыта заключается в повышении эффективности трудового обучения и воспитания в коррекционной школе через организацию работ на учебно-опытном участке на уроках и во внеурочное время с использованием технологических карт для детей с различными нарушениями интеллектуального развития |
Описание инновационного опыта | «Роль учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе сельской коррекционной школы»
Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья — основная задача современной коррекционной системы образования. «Социальный заказ» общества на выпускника сельской коррекционной школы, это готовность к производительному труду. Выпускник сельской школы должен иметь элементарные навыки сельскохозяйственного труда. Поэтому в нашей школе основой трудового обучения является технология (сельскохозяйственный труд), для обучающихся 5-9 классов. Формирование потребности в производительном труде начинается с воспитания. Важно научить детей преодолевать трудности и желание трудиться. Достигается это сочетанием практической деятельности с разъяснительной систематической работой. Поэтому элементами моих уроков бывают беседы, рассказы о труде, встречи с работниками производства, экскурсии. Теоретические знания обучающие получают в классных комнатах, а практические навыки отрабатывают на учебно-опытном участке. Школьники с ограниченными возможностями здоровья имеют особенности в познавательной деятельности, поэтому для достижения результата использую технологические карты. В технологической карте четко отражаю последовательность выполняемых действий, используемый инвентарь и ожидаемый результат. Организация трудового обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ сложна в силу его психофизиологических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Поэтому при выполнении практической части на учебно-опытном участке, особое внимание уделяю индивидуальной работе с обучающимися. Для этого формирую группы детей в зависимости от сложности выполняемой работы. Наиболее сложную работу выполняют сильные ученики (1-3 тип С.Л.Мирский), простую работу слабые ученики (4-8 тип). При выполнении некоторых работ создаю группы детей с разными уровнями развития. Это позволяет осуществлять наставничество со стороны сильных ребят над более слабыми. У детей в процессе трудового воспитания и обучения формируются и развиваются такие значимые личностные качества как самостоятельность, практичность, ответственность. Некоторые виды работ на моих уроках школьники выполняют самостоятельно и проводят взаимоконтроль. Роль педагога в данном случае направляющая, корригирующая. Выполняя практические работы на учебно-опытном участке необходимо применять здоровьесберегающие технологии. Это формирует у школьников чувства самосохранения, ответственности за свое здоровье и обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, технику безопасности. Поэтому перед началом практических работ провожу инструктаж по технике безопасности, с соответствующей записью в журнале и подписями воспитанников. Личность педагога имеет важное значение при формировании положительного отношения к труду. На уроках сельскохозяйственного труда, личным примером демонстрирую школьникам эталон правильного отношения к труду. Способствую повышению авторитета каждого ученика перед своими сверстниками, исходя из принципов: -отмечать положительные результаты обучающегося; -принимать результаты деятельности независимо от качества; -не применять негативных оценочных суждений; При организации работ, на учебно-опытном участке использую различные педагогические методы и приёмы: объяснение, инструктаж, индивидуальные, групповые формы работы, создание групп детей с разными уровнями развития. Широко использую технологию сотрудничества: школьник-школьник, школьник-педагог. Применяю технологию проблемного обучения в сочетании с игровыми формами. Диагностика уровня трудовой культуры является важной частью работы по формированию положительной мотивации трудовой деятельности. Для определения уровня сформированности трудовой культуры школьников использую разные способы. Это наблюдение за организованностью, трудолюбием, соблюдением санитарно-гигиенических норм, техники безопасности, культуры труда на учебно-опытном участке. Заключительным этапом диагностики является выпускной экзамен по технологии (сельскохозяйственный труд). На протяжении нескольких лет мои выпускники имеют 100% успеваемость, а качество знаний составляет не менее 75-80%. Практика работы на школьном учебно-опытном показала, что введение современных форм, методов и приёмов работы, повышает мотивацию детей к физическому труду и способствует укреплению и развитию здоровья учащихся. |
Продукт опыта / проекта | Сформированность у детей с ограниченными возможностями здоровья элементарных умений и навыков в области сельского хозяйства. |
Затруднения в реализации, риски | — формировать положительную мотивацию к трудовой деятельности;
-психофизические особенности детей с ОВЗ; |
Публикации
по теме опыта |
Статья из журнала
Воробьёва, Л. Г.Учебно-опытный участок как средство социализации выпускника сельской коррекционной школы [Текст] / Л. Г. Воробьёва // Образование в Кировской области. — 2015. — № 3. — С. 73-75. — ISBN 978-5-9906932-1-0. |
Экспертное заключение | Представленный опыт учителя по организации деятельности на учебно-опытном участке является актуальным и может быть полезен как общеобразовательным организациям для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для школ, в которых имеются такие участки. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование
|