ФИО
Борисова Лариса Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
6 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Слободского Кировской области МКОУ СОШ № 7 г. Слободского Кировской области Адрес ОО: 613150, Российская Федерация, Кировская область, г. Слободской, ул. Вятская, дом № 40. E-mail: school7-slob@yandex.ru Контактный телефон: 8 (83362) 4-11-47 – приёмная
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Подросток, крепкая семья, подростковый возраст, традиционные духовно-нравственные ценности, дружба
Целью данного педагогического опыта является создание условий для самопознания и воспитания личности подростка через прочтение и анализ рассказа М. Колмыковой «Вынеси попить». В ходе изучения данного произведения шестиклассники отвечают на вопрос, вынесенный в название темы урока «Легко ли быть подростком?», обнаруживая при этом сходство своих жизненных проблем, ценностей и интересов с теми, которые волнуют главную героиню рассказа, предлагают практические советы, как справиться с трудностями подросткового возраста.
Краткий пересказ
• Урок литературы в 6 классе на тему «Легко ли быть подростком?» по рассказу М. Колмыковой «Вынеси попить».
• Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством автора, формировать навыки чтения, комментирования, анализа текста, развивать читательскую грамотность, воспитывать интерес к чтению, формировать чувство эмпатии, использовать литературные произведения для развития способности понимать себя, сверстников и родителей, воспитывать умение достойно разрешать конфликтные ситуации.
• Форма урока: беседа, дискуссия, демонстрация презентации, обсуждение проблемных вопросов на основе анализа информации.
• Комплект материалов к уроку: текст произведения, презентация, раздаточный материал (рабочий лист).
• Ход урока включает мотивационный этап, основную часть, заключительный этап и домашнее задание.
• Основная часть урока включает знакомство с автором, формулировку проблемы, работу с текстом, беседу с элементами пересказа, анализ финала произведения и рефлексию.
• Заключительный этап урока включает прием «Текст с пропусками» для рефлексии и домашнее задание.
Ф.И.О. | Борисова Лариса Александровна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Слободского Кировской области
МКОУ СОШ № 7 г. Слободского Кировской области Адрес ОО: 613150, Российская Федерация, Кировская область, г. Слободской, ул. Вятская, дом № 40. E-mail: school7-slob@yandex.ru Контактный телефон: 8 (83362) 4-11-47 – приёмная |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 6 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Формирование у учащихся представлений о традиционных национальных ценностях (на основе рассказа М. Колмыковой «Вынеси попить») |
Ключевые слова | Подросток, подростковый возраст, крепкая семья, дружба, традиционные духовно-нравственные ценности |
Аннотация (не более 500 знаков) | Целью данного педагогического опыта является создание условий для самопознания и воспитания личности подростка через прочтение и анализ рассказа М. Колмыковой «Вынеси попить». В ходе изучения данного произведения шестиклассники отвечают на вопрос, вынесенный в название темы урока «Легко ли быть подростком?», обнаруживая при этом сходство своих жизненных проблем, ценностей и интересов с теми, которые волнуют главную героиню рассказа, предлагают практические советы, как справиться с трудностями подросткового возраста. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Подростковый возраст – это период становления личности. Меняется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, возникают проблемы во взаимоотношениях с родственниками, сверстниками, сложно понять самих себя. Очень важно, чтобы в этой ситуации были правильно расставлены приоритеты и определены нравственные ориентиры, которые помогут разобраться в себе и выбрать правильный жизненный путь. В таком случае представляется возможным использовать литературные произведения как средство для развития способности самопознания. Одним из таких произведений может стать рассказ М. Колмыковой «Вынеси попить». |
Актуальность | При изучении произведения М. Колмыковой «Вынеси попить» школьники получают возможность посмотреть на себя со стороны. Это дает возможность лучше понимать себя, сверстников и родителей, а также воспитывает умение достойно разрешать конфликтные ситуации в подростковом возрасте, уважительно относиться к своим близким и ровесникам. |
Новизна | В качестве материала для проведения уроков учитель может использовать не только классические произведения, но и тексты современной детско-юношеской литературы. Повышая читательскую активность учащихся, такие тексты могут стать эффективным средством формирования у школьников представлений о традиционных национальных ценностях. |
Описание инновационного опыта | Согласно указу президента РФ «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей», в список 17 нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение и передаваемых от поколения к поколению, входят крепкая семья, дружба, приоритет духовного над материальным. С целью сформировать у учащихся представление о данных традиционных ценностях был разработан урок литературы в 6 классе.
Задачи урока: Образовательные: — познакомить учащихся с жизнью и творчеством автора изучаемого произведения М. Колмыковой, обозначить место рассказа «Вынеси попить» в мире современной подростковой литературы; — формировать навыки чтения, комментирования, анализа и интерпретации художественного текста, а также способность давать характеристику, высказывать свое мнение и представлять оценку по поводу прочитанного; Развивающие: — развивать умение ориентироваться в пространстве современной литературы; — повышать читательскую грамотность с помощью развития навыков поиска и нахождения информации в тексте, ее интерпретации и оценки посредством привлечения дополнительных источников и собственного жизненного опыта; Воспитательные: — развивать интерес к чтению посредством изучения произведения современной подростковой литературы; — формировать чувство эмпатии через осмысление содержания рассказа; — использовать литературные произведения как средство для развития способности понимать себя, сверстников и родителей; — воспитывать умение достойно разрешать конфликтные ситуации в подростковом возрасте, уважительно относиться к своим родителям и ровесникам. Урок состоит из нескольких этапов: 1. Мотивационный этап: с помощью приема «Зеркало» повышается интерес учащихся к изучаемому произведению, обозначается возможность самопознания при изучении произведения 2. Основной этап: в качестве образовательного инструмента, организующего процесс изучения произведения, был разработан рабочий лист, включающий комплект из 5 заданий. Выполняя задания на рабочем листе, учащиеся знакомятся с автором произведения на основе просмотра презентации, заполняют ассоциограмму «Современный подросток», составляют характеристику главной героини произведения, обращаются к анализу отдельных эпизодов рассказа, а также размышляют о смысле финальной фразы произведения. 3. Рефлексия: заполняя текст с пропусками, учащиеся делают вывод о семье как о главной духовно-нравственной ценности в жизни любого человека, в том числе и подростка в период формирования личности. Таким образом, данное произведение пробуждает читательскую активность учащихся и транслирует нравственные ориентиры, основанные на жизненном опыте их сверстников. |
Продукт опыта / проекта | Урок литературы в 6 классе по теме «Легко ли быть подростком?» (по рассказу М. Колмыковой «Вынеси попить») |
Затруднения в реализации, риски | Существуют определенные риски при выборе произведений современной литературы для изучения на уроках в школе. В таком случае в качестве ориентира возможно учитывать наличие литературных премий, присужденных произведению. Этот фактор подтверждает, что произведение заслуживает внимания учителей русского языка и литературы.
Отсутствие рассказа М. Колмыковой «Вынеси попить» в открытом доступе. |
Публикации
по теме опыта |
Интернет-источники
Колмыкова М. «Вынеси попить»/ М. Колмыкова // Вынеси попить. — Белая ворона/ Альбус корвус, 2021. — 152 с. – ISBN 978-5-00114-247-8 |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
ФИО эксперта | Окунева С.А., к.п.н., доцент кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература
|