ФИО

Прищепа Маргарита Евгеньевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

27 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Лытка Афанасьевского муниципального округа Кировской области. МБОУ ООШ п. Лытка 613097, Кировская область, Афанасьевский муниципальный округ, п. Лытка, пер. Молодёжный, д.1-а, тел. (83331) 2-72-23 е-mail: lytkascool@yandex.ru е-mail: (личный): margaritaprichepa@yandex.ru

В инновационном педагогическом опыте представлен интерактивный приём «Кроссенс», как нетрадиционная форма представления знаний по предмету география, а также использование интерактивного приёма в качестве основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач. Рассмотрено практическое применение кроссенса на разных этапах урока географии и его эффективность в образовательной практике.

YandexGPTКраткий пересказ

• Использование интерактивного приёма «Кроссенс» на разных этапах урока географии.
• Этап урока «Проверка домашнего задания» для 5 класса: тема «Вселенная. Космос».
• Этап урока «Подготовка к учебно-познавательной деятельности» для 5 класса: тема «Ориентирование на местности».
• Этап урока «Изучение нового материала» для 7 класса: тема «Земная кора и литосфера».
• Этап урока «Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности» для 6 класса: тема «Атмосфера — воздушная оболочка Земли».
• Этап урока «Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности» для 8 класса: тема «Население России».

Ф.И.О. Прищепа Маргарита Евгеньевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Лытка Афанасьевского муниципального округа Кировской области. МБОУ ООШ п. Лытка

613097, Кировская область, Афанасьевский муниципальный округ, п. Лытка, пер. Молодёжный, д.1-а, тел. (83331) 2-72-23

е-mail: lytkascool@yandex.ru

е-mail: (личный): margaritaprichepa@yandex.ru

Должность Учитель географии
Стаж работы 27 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование интерактивного приёма «Кроссенс» на разных этапах урока географии

 

Ключевые слова Кроссенс, интерактивный приём, логическая задача, головоломка, ассоциативная цепочка
Аннотация (не более 500 знаков) В инновационном педагогическом опыте представлен интерактивный приём «Кроссенс», как нетрадиционная форма представления знаний по предмету география, а также использование интерактивного приёма в качестве основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач. Рассмотрено практическое применение кроссенса на разных этапах урока географии и его эффективность в образовательной практике.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект  Введение обновлённого ФГОС, который предъявляет новые требования не только к деятельности учителя, но и к результатам обучения выпускников школы, в том числе, и по географии. Общество заинтересовано в людях, которые не только обладают широким географическим кругозором, но и умеют применять географические знания на практике.

Современные тенденции общественного развития приводят к тому, что объёмы знаний и обладание ими не является показателем качества и эффективности образования. Не обязательно обладать большим объёмом информации, а важно уметь её добывать в нужное время и в нужном количестве, преобразовывать или создавать новую информацию.

Поэтому, требуется изменить и характер учебного процесса, и приёмы его организации, и методы деятельности обучающихся.

Актуальность Для поддержания интереса к учению, для воспитания интеллектуально развитой личности необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учитель заинтересован в том, чтоб его уроки были интересными, познавательными и современными, а главное, чтобы все темы, преподаваемые в рамках предмета, были усвоены учащимися, и чтобы каждый ученик чувствовал себя успешным при изучении каждой темы.
Новизна Новизна заключается в усовершенствовании и разнообразии процесса обучения посредством использования на уроках интерактивного приёма «Кроссенс». Это один из инновационных приёмов деятельностного обучения, а в контексте урока – это нетрадиционная форма представления знаний, позволяющая эффективно организовать учебно-познавательную деятельность на различных этапах урока географии.
Описание инновационного опыта Учиться должно быть интересно — эту простую истину знает каждый педагог, который заинтересован в том, чтоб его уроки были интересными, познавательными и современными, а главное, чтобы все темы, преподаваемые в рамках предмета, были усвоены учащимися, и чтобы каждый ученик чувствовал себя успешным.

Дети всегда наиболее увлечённо и эффективно учатся играя. А использование интерактивных форм и приёмов на разных этапах урока помогает учителю вовлечь каждого ребёнка в активную учебно-познавательную деятельность.

Использование интерактивного приёма «Кроссенс» связано с инновационными направлениями образования, где может использоваться информационная и коммуникационная технология в качестве основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач.

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус, представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Кроссенс рекомендуется начитать читать по принципу «улитки» (см. схему). Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Главным является квадрат в центре с номером 9, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае, это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления, зрительной памяти и связной речи.

«Хочешь, укрась кроссенсом урок, а хочешь — поставь с его помощью финальную точку» — это высказывание очень точно отображает методологическую основу кроссенса, так как данный приём может быть использован на любом этапе урока (табл. 1): на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке или как творческое домашнее задание. Тогда кроссенс будет иметь конкретную методическую цель.

 

 

 

 

Таблица 1

Этап урока Цель Тема, класс Прил.
Проверка домашнего задания Воспроизведение и коррекция опорных знаний 1.      «Вселенная. Космос» (5 класс)

2.      «Топливно-энергетический комплекс» (9 класс)

прил.1

 

Подготовка к учебно-познавательной деятельности Мотивация и актуализация опорных знаний и способов деятельности 1.    «Ориентирование на местности»

(5 класс)

2.    «Северная Америка» (7 класс)

прил.1

 

Изучение нового материала Определение и формулировка темы урока; постановка проблемной ситуации 1. «Земная кора и литосфера» (7 класс)

2.  «Лесная промышленность» (9 класс)

прил.1

 

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Обобщение и закрепление материала урока, способ организации групповой или парной работы 1.   «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» (6 класс)

2.   «Население России» (8 класс)

прил.1

 

 

Применение кроссенса в учебной деятельности позволяет учителю организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами как индивидуально, так и в групповой или фронтальной работе с классом.

Преимущество и эффективность применения данного приёма в образовательной практике обусловлены тем, что кроссенс позволяет структурировать изучаемый материал, сделать его более доступным и понятным для учащихся. А если материал понятен, то и у детей изменяется отношение к предмету: повышается их познавательная активность и заинтересованность на уроке, а также успешность в результатах обучения географии.

Продукт опыта / проекта Авторские «Кроссенсы» для использования на различных этапах урока географии в 5 – 9 классах представлены в Приложении.
Затруднения в реализации, риски В учебной деятельности, имеющую практическую направленность, где нужно решать проблемные ситуации, у учащихся возникают определённые сложности, а именно синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, общаться и взаимодействовать между собой и учителем.

Поэтому, учитывая данные затруднения, целесообразно применять на уроках интерактивные приёмы, которые требуют от ученика мобилизации всех умений, побуждают осваивать новые и углублять полученные знания, расширять кругозор, получать определённый социальный опыт в достижении общего результата путём взаимодействия и общения с другими членами ученического коллектива.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Использование в учебной деятельности интерактивного приёма «Кроссенс» на разных этапах урока географии позволяет учителю решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Таким образом, происходит вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

Метапредметные показатели: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, умение анализировать, классифицировать и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные изменения: повышение мотивации к приобретению знаний и самостоятельной деятельности. Учащиеся понимают, что географические знания являются необходимыми для решения познавательных и практических задач в реальной жизни.

Результатами изменений также является успешность детей, которая выражена в их активности, заинтересованности на уроке географии, в 100%-ной успеваемости и сдачи ОГЭ. Географию в школе ежегодно выбирают 100% выпускников и успешно её сдают.

Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни, быть более успешными, что соответствует современным требованиям обновлённого ФГОС ООО.

Представление собственного опыта:

— презентация опыта работы по теме: «Использование интерактивного приёма «Кроссенс» на различных этапах урока географии» для слушателей курсов повышения квалификации «Профессиональная успешность педагога: применение современных педагогических технологий в условиях реализации обновлённых ФГОС» (19.04.2024 г.)

— презентация опыта работы в рамках XVII Муниципального образовательного форума «Инновационная образовательная практика современного педагога» Мастер – класс «Открытия на пересечении смыслов». (25.08.2023 г.)

Публикации

по теме опыта

Прищепа М.Е. Использование интерактивного приёма «Кроссенс» на различных этапах урока географии [Текст] / М.Е. Прищепа // Образование в Кировской области. — 2024. — № 2. — С. 101-104. — ISSN 2500-056X.
Экспертное заключение Представленный опыт работы по использованию приемов кроссенса на разных этапах урока географии рекомендован для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Носова Н.В., к.п.н, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

 

Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Общественно-научные предметы

Использование интерактивного приёма Кроссенс
Скачать файл
Приложение
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл