ФИО

Рева Людмила Евгеньевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель изобразительного искусства

СТАЖ РАБОТЫ

39 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Художественно-технологический лицей» города Кирова ул. Ленинградская, д. 3. Т. 8(332)23-23-88. htl@kirovedu.ru

Методические рекомендации к теме «Голова человека в пространстве» по программе 6 класса предназначены для учителей изобразительного искусства. В статье дается описание двух рядом стоящих уроков по изучению пропорций головы и лица человека в разных ракурсах с подробным описанием всех этапов работы. Показаны различные методы деятельность учителя, учащихся и достигнутые результаты

YandexGPTКраткий пересказ

Опыт направлен на изучение технологии поэтапного построения головы человека в разных ракурсах.  

Методические рекомендации предназначены для учителей изобразительного искусства 6 класса.  

В статье описывается два урока по изучению пропорций головы и лица человека с подробным описанием всех этапов работы.  

Опыт направлен на развитие визуально-пространственного мышления обучающихся и формирование их представлений о способах изображения головы человека со всеми чертами лица в разных ракурсах.  

Изучение темы «Портрет» воспитывает доброжелательное и уважительное отношение к людям через стремление красиво изобразить человека.  

Опыт предусматривает диалог учителя и учащихся, совместную практическую творческую деятельность и поэтапный выход из проблемных ситуаций.  

В процессе работы обучающиеся учатся сравнивать свой рисунок с другими изображениями, анализировать их и устанавливать аналогии между своим рисунком и другими.

Ф.И.О. Рева Людмила Евгеньевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Художественно-технологический лицей» города Кирова

ул. Ленинградская, д. 3. Т. 8(332)23-23-88. htl@kirovedu.ru

Должность Учитель изобразительного искусства
Стаж работы 39 лет, 10 месяцев.
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Методические рекомендации к изучению темы «Голова человека в пространстве»
Ключевые слова Методика, голова человека, пропорции, пространство, изобразительное искусство.
Аннотация (не больше 500 знаков) Методические рекомендации к теме «Голова человека в пространстве» по программе 6 класса предназначены для учителей изобразительного искусства. В статье дается описание двух рядом стоящих уроков по изучению пропорций головы и лица человека в разных ракурсах с подробным описанием всех этапов работы. Показаны различные методы деятельность учителя, учащихся и достигнутые результаты.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Для многих учителей и детей практика изображения головы человека в пространстве – одно из самых сложных в разделе программы по изобразительному искусству 6 класса «Вглядываясь в человека. Портрет». Опыт направлен на изучение технологии поэтапного построения головы человека в разных ракурсах. В статье даётся подробное описание этапов с иллюстрациями и пояснениями.
Актуальность Деятельность учителя изобразительного искусства в соответствии с ФГОС направлена на развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве

культуры. «Изображение головы человека в пространстве», так же как и «Пропорции головы и лица человека», в разделе «Портрет» для 6 класса являются самыми сложными практическими темами для изучения, но поставленные цели должны быть реализованы. От усвоения данных тем зависит усвоение последующих тем по изображению головы человека: «Графический портрет», «Сатирический образ человека», «Скульптурный портрет». От учителя зависит развитие пространственного мышления обучающихся: формирование их представлений о способах изображении головы человека со всеми чертами лица в разных ракурсах. Также изучение темы «Портрет» воспитывает доброжелательное и уважительное отношение к людям через стремление красиво изобразить человека.

В связи со сложностью данная тема наиболее востребована учителями изобразительного искусства Кировской области на курсах повышения квалификации. По желанию учителей для них были проведены мастер-классы по данной теме в марте 2023 года и в марте 2024 года на базе МБОУ ХТЛ г. Кирова.

Новизна Данный опыт представляет собой совместную деятельность учителя с учащимися (педагогика сотрудничества). Дети рисуют на листах, учитель – на доске. Вся совместная деятельность – непрерывная беседа на фоне практической работы. На разных этапах урока не только демонстрируются слайды с изображением элементов головы, лица человека в нужном ракурсе, но и используется живая натура. Учитель вызывает учащихся к доске (по желанию ребенка) для наблюдения пропорций головы и черт лица анфас, в профиль и полуанфас. С помощью наблюдения с натуры учащиеся правильно изображают веки глаз, форму ушей и т.д. То есть, на уроках в синтезе используется живая натура, визуальная информация со слайдов, рисунок учителя на классной доске, словесное описание этапов работы.
Описание инновационного опыта Приложение №2
Продукт опыта / проекта Статья по теме: Методические рекомендации к изучению темы «Голова человека в пространстве». Презентации к урокам.
Затруднения в реализации, риски Так как данная тема сложна для изучения, нужна добросовестная подготовка учителя к урокам. Учитель должен владеть рисунком на классной доске. Желательно иметь художественное образование. Но если его нет, то рекомендуется порисовать голову человека в разных ракурсах по этапам на бумаге и затем на классной доске. Все этапы рисования показаны в статье в виде рисунков со словесными пояснениями.

Учащиеся имеют очень разный уровень способностей, поэтому могут возникнуть трудности. Но, благодаря подробному объяснению учителя, наглядности, с работой справляются все на своём уровне. Следует также продумывать мотивацию к урокам, показывать детям рисунки других учащихся прошлых лет по этой теме. На уроках должна присутствовать доброжелательная обстановка: учитель рисует вместе со всеми на классной доске, а не командует учащимися. Положение головы полуанфас – самое трудное в этой теме. Его можно всем учащимся не предлагать. Хотя, некоторые дети охотно берутся за этот ракурс и успешно справляются с работой.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

В результате изучения данной темы по предложенной методике возрастает интерес обучающихся к предмету «изобразительное искусство». От некоторой отстраненности или чувства недоступности к тайнам мастерства великих художников-портретистов у ребят появляется уверенность в своих силах, осознание того, что в обучении нет ничего невозможного. На фоне этого происходит развитие их пространственного мышления, навыков наблюдения, заинтересованности в дальнейшем обучении, возрастает уважение к учителю как источнику правильных художественных и научных знаний. Рисуя человека, обращаясь не только к картинкам и слайдам, но и к живой натуре на уроках, улучшаются отношения обучающихся между собой. Например, при изображении глаз учащимся, сидящим за одним столом, рекомендуется посмотреть друг на друга в спокойном естественном состоянии и с широко открытыми глазами (выражение удивления, состояние «выпученных» глаз). От того или иного состояния зависит степень открытости радужной оболочки глаза, что важно в рисунке. Таким образом, данный прием – работа в парах, а также элемент игровых технологий на уроке укрепляет дружбу и доброжелательность. При изображении головы анфас или в профиль учитель может попросить желающих ребят попозировать у доски для наблюдения пропорций и черт лица при одновременном объяснении учителя, что занимает 1 – 2 минуты. Вызываются, в основном, активные мальчики, что повышает их самооценку и дает осознание причастности к ведению урока. Подобные приемы можно использовать на разных этапах уроков.

Уровень воспитанности обучающихся повышается путем нескольких направлений их деятельности на данных уроках. Во-первых, тема портрета сама по себе предполагает обращение к наилучшим образцам мировой живописи и графики с изображением человека, что воспитывает у обучающихся уважение (или другое отношение), интерес к людям различных эпох, сословий, профессий, возрастов и т.д. Во-вторых, сложность темы мотивирует учащихся внимательно работать на уроке: слушать учителя, следить за объяснением, слайдами, рисунком учителя на классной доске, периодически представленной живой натурой, стараться правильно проводить линии, соблюдать пропорции, думать. Это воспитывает сознательность, сосредоточенность в работе на уроке. В-третьих, практическая работа по созданию портрета воспитывает уважение, интерес обучающихся к личности человека, к его облику, образу, характеру, психологии, воспитывает творчество, фантазию. Как правило, все портреты ребят получаются разными при одном объяснении учителя. Наблюдение за обликом одноклассников на некоторых этапах работы воспитывает доброжелательность, уважение друг к другу.

Стабильность результатов

С работой на уроке справляются все обучающиеся на своём уровне. Все ребята способны нарисовать овал (овоид), провести средние вспомогательные линии и вслед за объяснениями и показом учителя поэтапно выполнять портрет. Отмечу, что принципы доступности, систематичности и последовательности очень важны на данных уроках. Ребята общеобразовательных классов имеют очень разный уровень художественных способностей. Некоторые из них быстро и уверенно справляются с любыми ракурсами изображения головы человека. Их рисунки, с позволения этих обучающихся, демонстрируются всем рисующим ребятам с указанием достоинств работы: правильность линий, пропорций и т.д. Демонстрируются работы не одних и тех же ребят, но и других, кто правильно уловил пропорции, характер изображения. Это позволяет всем обучающимся настроиться на саморазвитие и творчество.

Знания, полученные на данных уроках, помогают ребятам справляться с последующими заданиями по теме «Портрет», так как являются основой изображения головы человека.

Преимущества опыта

Данный опыт предусматривает диалог учителя и учащихся на протяжении всей деятельности на уроках, совместную практическую творческую деятельность, поэтапный выход из проблемных ситуаций, демонстрацию не только произведений великих портретистов и слайдов с рисунками элементов лица человека, но и наблюдение за живым человеком, а также использование этих наблюдений в работе. Сам ученик на уроке – исследователь, творец.

Предметные показатели

Формирование знаний о пропорциях головы и лица человека в пространстве (в разных ракурсах), приобретение умений изображать голову человека и черты лица человека в пространстве.

Метапредметные показатели

Формирование опыта по организации своей деятельности на уроке: восприятие объяснений, наблюдение за рисунком на классной доске, за изображениями на слайдах, самостоятельная работа, самоконтроль за правильностью и эстетическими качествами своего рисунка, работа в ритме класса, умение формулировать и задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя, сотрудничать с учителем и другими учащимися. В процессе работы обучающиеся учатся сравнивать свой рисунок с другими изображениями, анализировать их, устанавливать аналогии между своим рисунком и другими.

Личностные изменения

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку в процессе работы над портретом человека. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Публикации

по теме опыта

1. Статья в интернет-издании «Буква», 08.07.2024 г.

Методические рекомендации к изучению темы «Голова человека в пространстве»

https://bukva.com.ru/journal/69267

2. Печатное издание «Буква», №6, 2024 г.

Методические рекомендации к изучению темы «Голова человека в пространстве»

https://disk.yandex.ru/d/AOqWOEaJoiUGqQ

Школьное образование, часть 7, стр. 13 – 21.

Экспертное заключение МКОУ ДПО ИМЦ города Кирова, № 660 от 04.09.2024 г.
Ф.И.О. эксперта  Банникова Светлана Владимировна, ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) Искусство
Методические рекомендации к изучению темы Голова человека в пространстве
Скачать файл
Приложение 2
Скачать файл
Урок 1. Конструкция головы человека.
Скачать файл
Урок 2. Голова человека в пространстве.
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл