ФИО
Репина Елена Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
40 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №71» города Кирова. МБОУ «СОШ №71» города Кирова. 610051 Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, д.49. 552250 sch71@kirovedu.ru, ellvr@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Цель — показать на примере художественных произведений ценности общения людей и домашних животных;
помочь обучающимся осознать ценности своей семьи как основы счастливой жизни каждого человека.
Краткий пересказ
• Формирование семейных ценностей школьников на уроках литературы.
• Урок внеклассного чтения по повести Т. Крюковой «Дневник Кото-сапиенса».
• Цель урока: знакомство с творчеством Т. Крюковой и ее книгой, формирование навыка самостоятельного прочтения и анализа произведения.
• Задачи урока: обогащать читательский опыт, изучать особенности дневниковых записей, формировать умение анализировать текст, создавать дневниковые записи, активизировать познавательную активность, развивать читательскую грамотность, развивать умение делать выводы на основе сравнительного анализа, показать ценности общения между людьми и домашними животными, помочь в осознании ценностей своей семьи.
• Планируемые результаты: формирование духовно развитой личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обучение чтению и анализу художественного произведения, развитие творческих способностей и навыков связной речи, формирование умения понимать проблему текста, подбирать аргументы для подтверждения позиции, формулировать выводы, формирование ценностей: любовь к домашним животным, ответственность за них, осознание важности семьи в жизни каждого человека.
• Продолжительность урока: 40 минут, форма урока: беседа-обсуждение и анализ прочитанной книги.
• Комплект материалов: выставка книг, посвященных котам, сочинения учащихся, эпизоды книги, презентация к уроку, заготовка для письма Барсику.
• Этапы урока: мотивационно-целевой этап, основная часть урока, заключительный этап урока.
Ф.И.О. | Репина Елена Васильевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №71» города Кирова. МБОУ «СОШ №71» города Кирова.
610051 Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, д.49. 552250 sch71@kirovedu.ru, ellvr@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 40 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование семейных ценностей школьников на уроках литературы. |
Ключевые слова | Внеклассное чтение, семья, забота, домашние животные, духовно-нравственные ориентиры. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Цель — показать на примере художественных произведений ценности общения людей и домашних животных; помочь обучающимся осознать ценности своей семьи как основы счастливой жизни каждого человека.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Основная задача литературы-формирование духовно-нравственных понятий, воспитание человечности и доброты, приобщение к вечным ценностям. Семья-то место, где ребенок приобретает первый жизненный и нравственный опыт. Частью семьи являются и домашние животные. На уроках литературы изучаются произведения, вызывающие сострадание к «братьям нашим меньшим»: «Муму» И.Тургенева, «Кусака» Л.Андреева, «Песнь о собаке» С.Есенина. Современная же литература позволяет говорить о домашних животных и их роли в семье и в ином аспекте- с юмором, делая такое чтение более привлекательным и близким детским душам. Так возник цикл уроков внеклассного чтение по книгам о животных. Задача этих уроков-решение проблемы приобщения к чтению книг Т.Крюковой и других авторов и воспитание любви к домашним питомцам, формирование чувства ответственности за них. |
Актуальность | В современном мире утрачивается интерес к чтению, разрываются внутрисемейные связи, наблюдается проявление жестокости по отношению и к людям, и к животным. Чтение книг о животных развивает душу ребенка, заставляет более трепетно относиться к своим домашним животным, учит ценить семью и семейные отношения. Чтение книг о животных привлекательно для детей: такие книги становятся любимыми и многократно перечитываются в кругу семьи. |
Новизна | Сочетание в работе различных методов и приемов, предполагающих связь литературы и жизни, развитие творческих способностей обучающихся, общение с писателем и попытки рецензирования прочитанных самостоятельно произведений. |
Описание инновационного опыта | Любовь к домашним животным, ответственность за них, осознание важности семьи в жизни каждого человека-семьи со своими ценностями и традициями, умение оптимистически воспринимать происходящие события-вот основные вопросы, освещаемые в данном проекте.
Частью проекта является урок внеклассного чтения в 6 классе «Возьмите в дом пушистого друга» по книге Тамары Крюковой «Дневник Кото-сапиенса». Выставка книг Т.Крюковой о домашних животных и рассказ о писательнице и прототипе ее героя коте Барсике вызывают интерес учащихся и создают позитивный настрой на урок. Мотивационно-целевой этап В конверте-пять понятий, символизирующих определение счастливой семьи: · Любовь и забота · Общие интересы · Совместный труд · Общность поколений · Домашние животные -Почему именно эти ценности важны для счастливой жизни семьи? Объясните, проиллюстрировав примерами из своей жизни. Анализ эпизодов, словарная работа, сочинение в жанре дневника от лица собственного питомца, чтение сцен по ролям, письмо Барсику-эти виды работы с опорой на жизненный опыт учащихся, активная роль каждого во время урока позволяют достичь главного: книга становится другом, будит в детях лучшие качества и позволяет осознать ценность и важность собственной семьи в жизни каждого.
|
Продукт опыта / проекта | «Возьмите в дом пушистого друга»
Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести Т.Крюковой «Дневник Кото-сапиенса» (конспект урока, презентации))
|
Затруднения в реализации, риски | Современные родители не считают нужным иметь домашние библиотеки, не приобретают детям книги современных авторов, поэтому процесс чтения затруднен: для подготовки к уроку требуется больше времени, также нужно приложить определенные усилия, чтобы заинтересовать содержанием книги и увлечь подготовкой к уроку. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Результатом духовно-нравственного воспитания должны стать приобщение к семейным ценностям, воспитание любви к домашним животным, возрождение и сохранение традиций семьи. Обучающиеся после прочтения и анализа книг Т.Крюковой более глубоко осмыслили роль домашних питомцев в их жизни и жизни их семьи, стали сознательнее относиться к уходу за животными, часто рассказывать о своих любимцах одноклассникам и учителю.
По материалам прочитанной книги можно привести аргумент к сочинению 13.3 «Какие чувства дарит домашний питомец людям?» на ОГЭ в 9 классе. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | МКОУ ДПО ИМЦ города Кирова |
Ф.И.О. эксперта | Котряхова Светлана Юрьевна, директор ИМЦ, Окунева С.А. доцент кафедры предметных областей |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ
Русский язык и литература |