ФИО

Астраханцева Ольга Витальевна

ДОЛЖНОСТЬ

Мастер производственного обучения

СТАЖ РАБОТЫ

39 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение "Кировский многопрофильный техникум" КОГПОБУ КМПТ г. Киров, ул. Уральская, д.7 тел. 8(8332)-23-07-66 e-mail. pl18kirov@mail.ru;

Представлен опыт работы с обучающимися с ОВЗ (ментальные нарушения) при проведении урока производственной практики. Показаны приемы работы мастера производственного обучения на вводном, основном и заключительном этапах работы, использование кейс-метода, бригадного метода работы для достижения целей занятия.

YandexGPTКраткий пересказ

• Персонификация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ через кейс-метод.
• Тема урока: «Пошив фартука» в Кировском многопрофильном техникуме.
• Цель урока: формирование навыка самостоятельного планирования технологического процесса.
• Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ.
• Дидактическая цель: усовершенствование трудовых действий и приемов работы при изготовлении изделий бригадным методом.
• Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
• Материально-дидактическое оснащение: инструменты, изделие, эталонные образцы, приспособления, швейные машины, парогенератор, гладильный стол.
• Межпредметные связи: МДК 01.01 Технология обработки текстильных изделий, ОП.03 Материаловедение швейного производства.
• Система контроля: контроль со стороны мастера, самоконтроль, взаимоконтроль.
• Уровень освоения: репродуктивный.
• Характеристика работ в соответствии с ЕТКС: выполнение операций вручную или на машинах, устранение мелких неполадок, соблюдение правил безопасного труда.
• Реальный результат урока: готовые изделия — фартуки.

Ф.И.О. Астраханцева Ольга Витальевна
Организация Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский многопрофильный техникум»

КОГПОБУ КМПТ

г. Киров, ул. Уральская, д.7 тел. 8(8332)-23-07-66

e-mail. pl18kirov@mail.ru;

Должность Мастер производственного обучения
Стаж работы 39 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Персонификация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ через кейс-метод по формированию умений самостоятельного выполнения трудовых приемов и операций на базе бригадного метода работы в КОГПОБУ «Кировский многопрофильный техникум».

В рамках данной темы рассматриваются подходы и техники, позволяющие адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям и возможностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Использование кейс-метода становится ключевым инструментом для создания реальных ситуаций, где студенты могут применять полученные знания на практике, осваивать трудовые приемы и операции, а также работать в команде (бригаде), что способствует развитию социальных навыков и уверенности в себе.

Ключевые слова Урок производственного обучения, швея, кейс-метод, бригадный метод работы.
Аннотация (не более 500 знаков) Представлен опыт работы с обучающимися с ОВЗ (ментальные нарушения) при проведении урока производственной практики. Показаны приемы работы мастера производственного обучения на вводном, основном и заключительном этапах работы, использование кейс-метода, бригадного метода работы для достижения целей занятия.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Основой успешной учебной деятельности обучающихся с ОВЗ является высокий уровень мотивации студентов к определенному виду деятельности, т.е. нужны необходимые условия для создания интереса к содержанию профессионального обучения и к самой учебной деятельности, которые позволяют проявить самостоятельность и индивидуальность каждого обучающегося с ОВЗ. Диагностика по проектированию условий для роста учебной мотивации обучающихся по методике Галеевой Н.Л. у студентов профессии Швея выявила проблему в организации образовательного процесса: при выборе содержания урока учебной практики и форм работы не в полной мере учитываются индивидуальные способности и потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В этих условиях встал вопрос о том, какую технологию обучения использовать на уроках учебной практики, которая будет способствовать самоорганизации и саморазвитию обучающихся с ОВЗ. Такой технологией в современном профессиональном образовании является технология кейс-метода. На основе данной концепции и был разработан урок производственной практики.
Актуальность Одним из ключевых элементов профессиональной подготовки лиц с ОВЗ по профессии 19601 Швея в соответствии с требованиями ЕТКС Швея 2-3 разряда для освоения практических навыков и теоретических знаний является обязательное производственное обучение, которое проводится в учебных мастерских. Цель этого обучения – подготовить студентов к работе на производстве, научить взаимодействовать между собой, понимать место каждого в бригаде и зависимость от его работы качества изделий и скорости выполнения задания, а также формирование навыков самоорганизации, самообучения и самоконтроля.
Новизна Кейс-метод использует описание реальных ситуаций (от английского «case» — «случай»), с помощью которого студенты анализируют конкретную производственную ситуацию, разбираются в сути проблем, предлагают возможные варианты решения и выбор лучших из них. Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». Он направлен на активизацию обучающихся, стимулирование их успеха и подчёркивание достижений участников. Ощущение успеха является одной из главных движущих сил метода, способствуя формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
Описание инновационного опыта Кейс-метод на уроках производственного обучения направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие умений и навыков в тех или иных производственных ситуациях. Студентам предлагается осмыслить производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему, которая не имеет однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, умений, необходимых усвоить и отработать при решении данной проблемы.

Цель мастера производственного обучения — научить взаимодействовать, понимать место каждого в работе в бригаде, зависимость от его работы качества и скорости выполнения задания. Состав групп меняется – студенты могут пробовать различные «роли» в бригаде — бригадир, ВТО, оверлок и т.д.

Кейс-метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (сильный + слабый) и взаимный обмен информацией между студентами, между мастером и учеником. Интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых. Представляет обучающимся возможность самостоятельно разобраться в предложенной проблеме с помощью известных им способов деятельности, определить эффективность этих способов и, в случае необходимости, освоить новые.

Продукт опыта / проекта План-конспект урока учебной практики (УП.01.01)

ПМ.01. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов по профессии 19601 Швея

Тема урока: «Пошив фартука».

 

Затруднения в реализации, риски Обучающиеся с ментальными нарушениями могут иметь разные уровни усвоения материала, что затрудняет создание однородных бригад и усложняет процесс обучения. Работа в команде может вызвать у некоторых учащихся стресс и чувство неполноценности, особенно если они не справляются с заданиями наравне с другими. Более способные учащиеся могут взять на себя большую часть работы, в то время как другие будут менее активными, что может привести к неравномерному усвоению материала.

При использовании бригадного метода обучения для студентов с ментальными нарушениями важно учитывать указанные ограничения и риски. Необходим тщательный подход к формированию групп, а также разработка адаптированных образовательных материалов и методов, способствующих эффективному обучению и социальной интеграции участников.

Публикации

по теме опыта

Статья из сборника:

Астраханцева О.В., Сунцова Е.Г. Элементы производственного процесса в условиях учебной мастерской для обучающихся с ОВЗ по профессии 19601 IШвея // Лучшие практики СПО: практикоориентированная подготовка и трудоустройство [Текст]: Сборник материалов / Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2024 – 221 с..

Экспертное заключение Представленная методическая разработка рекомендована для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Быкова Е.Л., методист отдела цифровых технологий в образовании ЦЦТ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Профессиональное образование

УМК План урока учебной практики
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл