ФИО
Клюкина Ольга Валерьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель изобразительного искусства
СТАЖ РАБОТЫ
26 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни» адрес: 612540, Кировская область, пгтУни, ул.Ленина, д.21 Телефоны: 8(83359)21301, 8(83359)21398 E-mail: Uni-school-43@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
системно- деятельностный подход, дифференцированные творческие задания, стратегии смыслового чтения, читательская грамотность, Функциональная грамотность
В методическойразработке «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор» 8 класс показано использование технологии смыслового чтения и стратегии текстовой деятельности на занятии внеурочной деятельности общекультурного направления.
Целью занятия является формирование у учащихся представления о книге как форме полиграфического дизайна при создании макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор», воспитание уважения, интереса к его творчеству. Достижению цели способствует реализация поставленных задач, направленных на формирование навыков смыслового чтения и развитие творческих способностей учащихся. Учебное занятие основано на ведущих в современной дидактике методологических подходах: системно-деятельностном, личностно-ориентированном, которые реализуются через содержание и современные педагогические технологии, что позволяет успешно развивать школьников.
Использование приемов смыслового чтения на занятиях изобразительной деятельности (на примере методической разработки занятия внеурочной деятельности общекультурного направления 8 класс «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор»). « Банк педагогического опыта Кировской области
Краткий пересказ
Цель и задачи занятия
• Формирование у учащихся представления о книге как форме полиграфического дизайна
• Развитие творческих способностей учащихся
• Формирование навыков смыслового чтения
• Воспитание уважения, интереса к творчеству Н.В. Гоголя
Методологические подходы
• Системно-деятельностный подход
• Личностно-ориентированный подход
Актуальность и новизна
• Использование стратегий смыслового чтения для системной организации работы с текстом
• Разнообразные дифференцированные творческие задания
Воспроизводимость материала
• На тему отводится 2 занятия
• Учащиеся делятся на группы и готовят презентации
Ход занятия
• Знакомство с созданием макета книги и её дизайном
• Анализ произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»
• Изображение героев Н.В. Гоголя с помощью различных материалов
• Выставка работ, выбор лучших, создание макета книги
Результативность и оптимальность
• Воспитание уважения и интереса к книге и творчеству русских писателей и художников
• Развитие творческих и художественных способностей учащихся
• Формирование навыков работы с текстом и читательской грамотности
Ф.И.О. | Клюкина Ольга Валерьевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни»
адрес: 612540, Кировская область, пгтУни, ул.Ленина, д.21 Телефоны: 8(83359)21301, 8(83359)21398 E-mail: Uni-school-43@yandex.ru |
Должность | Учитель изобразительного искусства |
Стаж работы | 26 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Использование приемов смыслового чтения на занятиях изобразительной деятельности (на примере методической разработки занятия внеурочной деятельности общекультурного направления 8 класс «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор»). |
Ключевые слова | Читательская грамотность, стратегии смыслового чтения, дифференцированные творческие задания, системно- деятельностный подход, функциональная грамотность |
Аннотация (не более 500 знаков) | В методической разработке «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор» 8 класс показано использование технологии смыслового чтения и стратегии текстовой деятельности на занятии внеурочной деятельности общекультурного направления.
Целью занятия является формирование у учащихся представления о книге как форме полиграфического дизайна при создании макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор», воспитание уважения, интереса к его творчеству. Достижению цели способствует реализация поставленных задач, направленных на формирование навыков смыслового чтения и развитие творческих способностей учащихся. Учебное занятие основано на ведущих в современной дидактике методологических подходах: системно-деятельностном, личностно-ориентированном, которые реализуются через содержание и современные педагогические технологии, что позволяет успешно развивать школьников. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В современном мире прослеживаются стойкие тенденции информатизации общества. Растет количество текстовой информатизации и предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки. В тоже время отмечается снижение читательского интереса у населения, что приводит к «возрастающему дефициту знаний и конструктивных идей в российском обществе», как отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения». В последнее время все чаще отказываются от чтения книг, отдавая предпочтение другим источникам информации.
Согласно исследованиям учащиеся уже младших классов образовательных школ зачастую имеют нарушения чтения (М.Н. Русецкая). Но и испытывают затруднения, связанные не только с техникой чтения, т.е. с процессом восприятия информации, но и с трудностями осмысления (смысловой стороной чтения). |
Актуальность | Решить данные проблемы помогает использование в процессе обучения стратегий смыслового чтения (приемов эффективной работы с текстом), как одной из составляющих читательской грамотности. Применение их в образовательном процессе позволяет осуществить целостно- системную организацию работы с текстом, способствует подъему читательской культуры и воспитанию грамотного читателя.
Читательская грамотность является одним из направлений функциональной грамотности, что очень значимо для становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. В обновленных ФГОС ООО, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, формированию читательской грамотности и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. |
Новизна | Смысловое чтение формируется на уроках литературы, истории, географии, но чтобы умение превратилось в навык должен быть комплексный подход. Поэтому формирование читательской грамотности и смыслового чтения идет на занятиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Здесь можно более подробно познакомиться с литературным произведением, проанализировать характер его героев, историческую обстановку, «пропустить его через себя» и выразить свое отношение, создав художественные работы с помощью различных художественных техник и материалов. В данной методической разработке «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор» показано использование технологии смыслового чтения и стратегии текстовой деятельности на занятии внеурочной деятельности общекультурного направления. |
Описание инновационного опыта | Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор» является занятием внеурочной деятельности курса «Академия художников» общекультурного направления. Данный курс посещают учащиеся 8 классов. Занятие проводится в тоже время, когда обучающиеся 8 класса на уроках литературы знакомятся с программным произведением Н.В. Гоголя «Ревизор», с опорой на ранее изученный материал.
В разработке используются разнообразные дифференцированные творческие задания в рамках системно-деятельностного подхода, разные формы работы индивидуальная, групповая, коллективная (совместно- индивидуальная). На данную тему отводится 2 занятия. Целесообразно провести 2 занятия спаренными, чтобы учащиеся могли усвоить новый материал и выполнить практическое задание. Цели занятия: — формирование у учащихся представления о книге как форме полиграфического дизайна — развитие творческих способностей учащихся — формирование навыков смыслового чтения — воспитание уважения, интереса к творчеству Н.В. Гоголя Задачи занятия: — сформировать у учащихся представление об истории возникновения книги, о ее конструкции -познакомить с творчеством художников- иллюстраторов (И.Я. Билибина, П.М. Боклевского и др.) и особенностями их работы -формировать практические навыки при работе с графическими материалами -формировать навыки проектной деятельности —создать коллективный макет книги Н.В. Гоголя «Ревизор» -воспитывать уважение, интерес к творчеству художников- иллюстраторов нашей Родины Планируемые результаты: Личностные: осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; Метапредметные: Познавательные УУД: смысловое чтение Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные: приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (графика) и дизайне. Предварительная подготовка: учащимся в группах предварительно дается задание: подготовить сообщения в форме презентации по темам: 1. «История книги». 2. О творчестве художника- иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина. Подготовительный этап: (определение цели, формулирование задач; формирование проектной группы (по желанию учащихся), распределение в ней обязанностей утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы) и поисково-информационный этап (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, сбор и систематизация материалов) проводятся учащимися самостоятельно. Учитель выступает как консультант. Индивидуальная работа: Учитель дает домашнее задание: проанализировать в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор» образы героев, дать им словесную характеристику (внешность, основные черты характера) Зрительный ряд: презентации учащихся, иллюстрации к пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», портрет Н.В. Гоголя. Музыкальный ряд: инструментальные вариации на темы русских романсов Материалы (на выбор учащихся): графические материалы: графитные карандаши, фломастеры, гелевая ручка, компьютер (ноутбук) Методическое сопровождение: Н.М.Сокольникова «Основы рисунка» 5-8 класс, М., Просвещение, 2004 Г.Е. Гуров, А.С. Питерских «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура» 7 класс, М, Просвещение, 2017 В конце занятия традиционно проводится выставка работ, выбор учащимися лучших из них, создание макета книги «Ревизор» Н. В. Гоголя ; представление презентаций о творчестве художника- иллюстратора. |
Продукт опыта / проекта | Конспект методической разработки, презентации |
Затруднения в реализации, риски | Умение работать в паре, нехватка времени для выполнения работы из-за разного темпа работы над рисунками. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения | Такие занятия воспитывают уважение, интерес к творчеству русских писателей и художников, развивают творческие и художественные способности учащихся, формируют навыки работы с текстом, формируют читательскую грамотность.
|
Публикации
по теме опыта |
нет
|
Экспертное заключение | Данная методическая разработка занятия является перспективной и актуальной, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит ребят самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность внеурочной (урочной) деятельности и интерес к изобразительному искусству.
В методической разработке «Использование приемов смыслового чтения на занятиях изобразительной деятельности (на примере методической разработки занятия внеурочной деятельности общекультурного направления 8 класс «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор».)» показано использование технологии смыслового чтения и стратегии текстовой деятельности на занятии внеурочной деятельности общекультурного направления. Актуальность. Использование в процессе обучения стратегий смыслового чтения (приемов эффективной работы с текстом) позволяет осуществить системную организацию работы с текстом, способствует подъему читательской культуры и воспитанию грамотного читателя. Новизна. В разработке используются разнообразные дифференцированные творческие задания в рамках системно-деятельностного подхода, разные формы работы индивидуальная, групповая, коллективная (совместно- индивидуальная). Воспроизводимость материала. На данную тему отводится 2 занятия. Учащиеся делятся на группы и им предварительно дается домашнее задание: подготовить сообщения в форме презентации по темам: 1. «История книги». 2. О творчестве художника- иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина. В течении 1 урока обучающиеся знакомятся с созданием макета книги, её дизайном, узнают об известных иллюстраторах различных книг, анализируют произведение Н.В. Гоголя «Ревизор»: образы героев (внешность, основные черты характера). На 2 уроке обучающиеся с помощью различных материалов (цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки) изображают героев Н.В. Гоголя «Ревизор». В конце занятия проводится выставка работ, выбор учащимися лучших из них, создание макета книги «Ревизор» Н. В. Гоголя; представление презентаций о творчестве художника-иллюстратора. Результативность и оптимальность. Такие занятия воспитывают уважение и интерес к книге, как форме полиграфического дизайна; творчеству русских писателей и художников; развивают творческие и художественные способности учащихся; формируют навыки работы с текстом; формируют читательскую грамотность. Данный опыт педагога актуален, имеет практическую направленность и может быть использован в образовательном процессе педагогами различных категорий. Представленная методическая разработка «Использование приемов смыслового чтения на занятиях изобразительной деятельности (на примере методической разработки занятия внеурочной деятельности общекультурного направления 8 класс «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор».)» рекомендована для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Банникова Светлана Владимировна, методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ Искусство |