ФИО

Клюкина Ольга Валерьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель изобразительного искусства

СТАЖ РАБОТЫ

26 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни» адрес: 612540, Кировская область, пгтУни, ул.Ленина, д.21 Телефоны: 8(83359)21301, 8(83359)21398 E-mail: Uni-school-43@yandex.ru

В методическойразработке «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор» 8 класс показано использование технологии смыслового чтения и стратегии текстовой деятельности на занятии внеурочной деятельности общекультурного направления.

Целью занятия является формирование у учащихся представления о книге как форме полиграфического дизайна при создании макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор», воспитание уважения, интереса к его творчеству. Достижению цели способствует реализация поставленных задач, направленных на формирование навыков смыслового чтения и развитие творческих способностей учащихся. Учебное занятие основано на ведущих в современной дидактике методологических подходах: системно-деятельностном, личностно-ориентированном, которые реализуются через содержание и современные педагогические технологии, что позволяет успешно развивать школьников.

Использование приемов смыслового чтения на занятиях изобразительной деятельности (на примере методической разработки занятия внеурочной деятельности общекультурного направления 8 класс «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор»). « Банк педагогического опыта Кировской области

YandexGPTКраткий пересказ

Цель и задачи занятия
• Формирование у учащихся представления о книге как форме полиграфического дизайна
• Развитие творческих способностей учащихся
• Формирование навыков смыслового чтения
• Воспитание уважения, интереса к творчеству Н.В. Гоголя

Методологические подходы
• Системно-деятельностный подход
• Личностно-ориентированный подход

Актуальность и новизна
• Использование стратегий смыслового чтения для системной организации работы с текстом
• Разнообразные дифференцированные творческие задания

Воспроизводимость материала
• На тему отводится 2 занятия
• Учащиеся делятся на группы и готовят презентации

Ход занятия
• Знакомство с созданием макета книги и её дизайном
• Анализ произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»
• Изображение героев Н.В. Гоголя с помощью различных материалов
• Выставка работ, выбор лучших, создание макета книги

Результативность и оптимальность
• Воспитание уважения и интереса к книге и творчеству русских писателей и художников
• Развитие творческих и художественных способностей учащихся
• Формирование навыков работы с текстом и читательской грамотности

Ф.И.О. Клюкина Ольга Валерьевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни»

адрес: 612540, Кировская область, пгтУни, ул.Ленина, д.21

Телефоны: 8(83359)21301, 8(83359)21398 E-mail: Uni-school-43@yandex.ru

Должность Учитель изобразительного искусства
Стаж работы 26 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование приемов смыслового чтения на занятиях изобразительной деятельности (на примере методической разработки занятия внеурочной деятельности общекультурного направления 8 класс «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Ключевые слова Читательская грамотность, стратегии смыслового чтения, дифференцированные творческие задания, системно- деятельностный подход, функциональная грамотность
Аннотация (не более 500 знаков) В методической разработке «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор» 8 класс показано использование технологии смыслового чтения и стратегии текстовой деятельности на занятии внеурочной деятельности общекультурного направления.

Целью занятия является формирование у учащихся представления о книге как форме полиграфического дизайна при создании макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор», воспитание уважения, интереса к его творчеству.

Достижению цели способствует реализация поставленных задач, направленных на формирование навыков смыслового чтения и развитие творческих способностей учащихся. Учебное занятие основано на ведущих в современной дидактике методологических подходах: системно-деятельностном, личностно-ориентированном, которые реализуются через содержание и современные педагогические технологии, что позволяет успешно развивать школьников.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В современном мире прослеживаются стойкие тенденции информатизации общества. Растет количество текстовой информатизации и предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки. В тоже время отмечается снижение читательского интереса у населения, что приводит к «возрастающему дефициту знаний и конструктивных идей в российском обществе», как отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения». В последнее время все чаще отказываются от чтения книг, отдавая предпочтение другим источникам информации.

Согласно исследованиям учащиеся уже младших классов образовательных школ зачастую имеют нарушения чтения (М.Н. Русецкая). Но и испытывают затруднения, связанные не только с техникой чтения, т.е. с процессом восприятия информации, но и с трудностями осмысления (смысловой стороной чтения).

Актуальность Решить данные проблемы помогает использование в процессе обучения стратегий смыслового чтения (приемов эффективной работы с текстом), как одной из составляющих читательской грамотности. Применение их в образовательном процессе позволяет осуществить целостно- системную организацию работы с текстом, способствует подъему читательской культуры и воспитанию грамотного читателя.

Читательская грамотность является одним из направлений функциональной грамотности, что очень значимо для становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. В обновленных ФГОС ООО, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, формированию читательской грамотности и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Новизна Смысловое чтение формируется на уроках литературы, истории, географии, но чтобы умение превратилось в навык должен быть комплексный подход. Поэтому формирование читательской грамотности и смыслового чтения идет на занятиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Здесь можно более подробно познакомиться с литературным произведением, проанализировать характер его героев, историческую обстановку, «пропустить его через себя» и выразить свое отношение, создав художественные работы с помощью различных художественных техник и материалов. В данной методической разработке «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор» показано использование технологии смыслового чтения и стратегии текстовой деятельности на занятии внеурочной деятельности общекультурного направления.
Описание инновационного опыта Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор» является занятием внеурочной деятельности курса «Академия художников» общекультурного направления. Данный курс посещают учащиеся 8 классов. Занятие проводится в тоже время, когда обучающиеся 8 класса на уроках литературы знакомятся с программным произведением Н.В. Гоголя «Ревизор», с опорой на ранее изученный материал.

В разработке используются разнообразные дифференцированные творческие задания в рамках системно-деятельностного подхода, разные формы работы индивидуальная, групповая, коллективная (совместно- индивидуальная). На данную тему отводится 2 занятия. Целесообразно провести 2 занятия спаренными, чтобы учащиеся могли усвоить новый материал и выполнить практическое задание.

Цели занятия:

— формирование у учащихся представления о книге как форме полиграфического дизайна

— развитие творческих способностей учащихся

— формирование навыков смыслового чтения

— воспитание уважения, интереса к творчеству Н.В. Гоголя

 Задачи занятия:

— сформировать у учащихся представление об истории возникновения книги, о ее конструкции

-познакомить с творчеством художников- иллюстраторов (И.Я. Билибина, П.М. Боклевского и др.) и особенностями их работы

-формировать практические навыки при работе с графическими материалами

-формировать навыки проектной деятельности

создать коллективный макет книги Н.В. Гоголя «Ревизор»

-воспитывать уважение, интерес к творчеству художников- иллюстраторов нашей Родины

Планируемые результаты:

Личностные: осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Метапредметные:

Познавательные УУД: смысловое чтение

Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные: приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (графика) и дизайне.

Предварительная подготовка:

учащимся в группах предварительно дается задание: подготовить сообщения в форме презентации по темам:

1. «История книги».

2. О творчестве художника- иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина.

Подготовительный этап: (определение цели, формулирование задач; формирование проектной группы (по желанию учащихся), распределение в ней обязанностей утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы) и поисково-информационный этап (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, сбор и систематизация материалов) проводятся учащимися самостоятельно. Учитель выступает как консультант.

Индивидуальная работа:

Учитель дает домашнее задание: проанализировать в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор» образы героев, дать им словесную характеристику (внешность, основные черты характера)

Зрительный ряд: презентации учащихся, иллюстрации к пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», портрет Н.В. Гоголя.

Музыкальный ряд: инструментальные вариации на темы русских романсов

Материалы (на выбор учащихся):

графические материалы: графитные карандаши, фломастеры, гелевая ручка, компьютер (ноутбук)

Методическое сопровождение:

Н.М.Сокольникова «Основы рисунка» 5-8 класс, М., Просвещение, 2004

Г.Е. Гуров, А.С. Питерских «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура» 7 класс, М, Просвещение, 2017

В конце занятия традиционно проводится выставка работ, выбор учащимися лучших из них, создание макета книги «Ревизор» Н. В. Гоголя ;

представление презентаций о творчестве художника- иллюстратора.

Продукт опыта / проекта Конспект методической разработки, презентации
Затруднения в реализации, риски Умение работать в паре, нехватка времени для выполнения работы из-за разного темпа работы над рисунками.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения Такие занятия воспитывают уважение, интерес к творчеству русских писателей и художников, развивают творческие и художественные способности учащихся, формируют навыки работы с текстом, формируют читательскую грамотность.

 

Публикации

по теме опыта

нет

 

Экспертное заключение Данная методическая разработка занятия является перспективной и актуальной, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит ребят самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность внеурочной (урочной) деятельности и интерес к изобразительному искусству.

В методической разработке «Использование приемов смыслового чтения на занятиях изобразительной деятельности (на примере методической разработки занятия внеурочной деятельности общекультурного направления 8 класс «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор».)» показано использование технологии смыслового чтения и стратегии текстовой деятельности на занятии внеурочной деятельности общекультурного направления.

Актуальность. Использование в процессе обучения стратегий смыслового чтения (приемов эффективной работы с текстом) позволяет осуществить системную организацию работы с текстом, способствует подъему читательской культуры и воспитанию грамотного читателя. Новизна. В разработке используются разнообразные дифференцированные творческие задания в рамках системно-деятельностного подхода, разные формы работы индивидуальная, групповая, коллективная (совместно- индивидуальная).

Воспроизводимость материала. На данную тему отводится 2 занятия. Учащиеся делятся на группы и им предварительно дается домашнее задание: подготовить сообщения в форме презентации по темам:

1. «История книги».

2. О творчестве художника- иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина.

В течении 1 урока обучающиеся знакомятся с созданием макета книги, её дизайном, узнают об известных иллюстраторах различных книг, анализируют произведение Н.В. Гоголя «Ревизор»: образы героев (внешность, основные черты характера).

На 2 уроке обучающиеся с помощью различных материалов (цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки) изображают героев Н.В. Гоголя «Ревизор». В конце занятия проводится выставка работ, выбор учащимися лучших из них, создание макета книги «Ревизор» Н. В. Гоголя; представление презентаций о творчестве художника-иллюстратора.

Результативность и оптимальность. Такие занятия воспитывают уважение и интерес к книге, как форме полиграфического дизайна; творчеству русских писателей и художников; развивают творческие и художественные способности учащихся; формируют навыки работы с текстом; формируют читательскую грамотность.

Данный опыт педагога актуален, имеет практическую направленность и может быть использован в образовательном процессе педагогами различных категорий.

Представленная методическая разработка «Использование приемов смыслового чтения на занятиях изобразительной деятельности (на примере методической разработки занятия внеурочной деятельности общекультурного направления 8 класс «Искусство книги. Создание макета книги Н.В. Гоголя «Ревизор».)» рекомендована для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта.

Ф.И.О. эксперта Банникова Светлана Владимировна, методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ Искусство
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Использование-приемов-смыслового-чтения-на-занятиях-изобразительной-деятельности
Скачать файл