ФИО
Шитова Елена Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель технологии, искусства (изобразительного искусства)
СТАЖ РАБОТЫ
21 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Белой Холуницы". 613200 Кировская область, г.Белая Холуница, ул.Школьная, д.3. Телефон 8(83364)4-14-34. E-mail: bhys1@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
речевые клише., фантазии, Развитие воображения, словесные работы
Уроки изобразительного искусства тесно связаны с уроками развития речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумение наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Поэтому главной моей задачей было – соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов. В результате была разработана опорная схема для составления словесного текста на основе картины. Опорная схема включает в себя план и речевые клише. На их основе ученики легче справляются с задачей описать произведение искусства. Данная опорная схема используется учителями смежных дисциплин, что позволяет обучить единой схеме описания картины.
Ф.И.О. | Шитова Елена Владимировна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Белой Холуницы». 613200 Кировская область, г.Белая Холуница, ул.Школьная, д.3. Телефон 8(83364)4-14-34. E-mail: bhys1@yandex.ru |
Должность | Учитель технологии, искусства (изобразительного искусства) |
Стаж работы | 21 год |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Творческие словесные работы как средство развития речи на уроках изобразительного искусства».
|
Ключевые слова | Развитие воображения, фантазии, словесные работы, речевые клише. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Уроки изобразительного искусства тесно связаны с уроками развития речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумение наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Поэтому главной моей задачей было – соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов. В результате была разработана опорная схема для составления словесного текста на основе картины. Опорная схема включает в себя план и речевые клише. На их основе ученики легче справляются с задачей описать произведение искусства. Данная опорная схема используется учителями смежных дисциплин, что позволяет обучить единой схеме описания картины. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В программе по изобразительному искусству сформулированы речевые умения, которыми должен обладать ученик основной школы: уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин, объяснять их.
В то же время как учитель изобразительного искусства я сталкиваюсь с тем, что ученики основной школы затрудняются в словесном описании произведений живописи. Эти трудности связаны не только с умением считывать культурный контекст эпохи, в которую была написана картина, но и с умением составить на её основе связный текст, выражающий эмоциональное отношение ребёнка к увиденному. Это противоречие побудило разработать опорную схему – речевые шаблоны, пользуясь которой, дети смогли бы самостоятельно составить устный или письменный словесный текст на основе картины. |
Актуальность | Цель данного опыта – научить детей составлять устные и письменные словесные тексты на уроках изобразительного искусства. Обучение происходит через использование разработанных речевых клише, которые являются универсальными для любого урока и любого произведения. Данная работа способствует пониманию ребёнком эпохи, картины, развивает речь учащихся, помогает им составить связный текст на основе произведения живописи. |
Новизна | Совместный опыт обучения составлению текстов учителями русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства закрепляет результат. Речевые клише, которые лежат в основе опыта, используются учителями смежных дисциплин. |
Описание инновационного опыта | Мною были разработаны план и речевые клише для составления словесных работ по картине. Ученикам перед задачей описать картину даётся опорная схема: план и речевые клише. План включает в себя следующие части: вступление, сюжет картины, описание переднего и дальнего плана, определение цветовой гаммы и ее роли для выражения идеи картины, авторской позиции, испытываемые эмоции и чувства. К каждому из пунктов плана даются речевые клише, которые помогут сформулировать собственную мысль.
В период обучения чтению произведений живописи такая опорная схема становится хорошим помощником для умения объяснять цветовое решение картины, градацию планов, роль детали в раскрытии замысла автора. При этом осуществляется баланс между освоением правил чтения художественного произведения и самостоятельностью его восприятия. Освоив эту опору, ребёнок впоследствии может составлять тексты без неё. В практике своей работы речевые клише я применяю как в урочной, так и внеурочной деятельности. |
Продукт опыта / проекта | План и речевые клише для написания сочинения по картине.
Примеры сочинений. |
Затруднения в реализации, риски | Данная работа предназначена для детей, испытывающих трудности в составлении самостоятельно словесного текста. Если ребёнок способен самостоятельно творчески описать произведение искусства, то нужно дать ему возможность проявить самостоятельность в самовыражении. |
Публикации
по теме опыта |
нет |
Экспертное заключение | Новизна. Творческие словесные работы способствуют развитию речи на уроках изобразительного искусства. В результате была разработана опорная схема для составления словесного текста на основе картины. Опорная схема включает в себя план и речевые клише. На их основе ученики легче справляются с задачей описать произведение искусства.
Актуальность. Цель данного педагогического опыта – научить детей составлять устные и письменные словесные тексты на уроках изобразительного искусства. Обучение проис-ходит через использование разработанных речевых клише, которые являются универ-сальными для любого урока и любого произведения. Данная работа способствует пониманию ребёнком эпохи, картины, развивает речь учащихся, помогает им составить связный текст на основе произведения живописи. Результативность и оптимальность. Педагогом разработана – опорная схема: план и речевые клише для составления словесного описания по картине. Ученикам перед задачей описать картину даётся опорная схема: план и речевые клише. План включает в себя следующие части: вступление, сюжет картины, описание переднего и дальнего плана, определение цветовой гаммы и ее роли для выражения идеи картины, авторской позиции, испытываемые эмоции и чувства. К каждому из пунктов плана даются речевые клише, которые помогут сформулировать собственную мысль. В период обучения чтению произведений живописи такая опорная схема становится хорошим помощником для умения объяснять цветовое решение картины, градацию планов, роль детали в раскрытии замысла автора. При этом осуществляется баланс между освоением правил чтения художественного произведения и самостоятельностью его восприятия. Освоив эту опору, ребёнок впоследствии может составлять тексты без неё как в урочной, так и внеурочной деятельности. Научность, стабильность, воспроизводимость материала. Совместный опыт обучения составлению текстов учителями русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства закрепляет результат. Речевые клише, которые лежат в основе опыта, используются учителями смежных дисциплин. Такие занятия воспитывают уважение и интерес к творчеству русских писателей и художников; развивают творческие и художественные способности учащихся; формируют навыки работы с текстом; формируют читательскую грамотность. Данный педагогический опыт педагога является перспективным и актуальным, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит ребят самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность урочной и внеурочной деятельности, интерес к изобразительному искусству. Представленный педагогический опыт «Творческие словесные работы как средство развития речи на уроках изобразительного искусства» рекомендован для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Банникова Светлана Владимировна, методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Искусство |