ФИО

Шитова Елена Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель технологии, искусства (изобразительного искусства)

СТАЖ РАБОТЫ

21 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Белой Холуницы". 613200 Кировская область, г.Белая Холуница, ул.Школьная, д.3. Телефон 8(83364)4-14-34. E-mail: bhys1@yandex.ru

Уроки изобразительного искусства тесно связаны с уроками развития речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумение наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Поэтому главной моей задачей было – соединить в сознании, в чувствах детей живой мир  и мир слов. В результате была разработана опорная схема для составления словесного текста на основе картины. Опорная схема включает в себя план и речевые клише. На их основе ученики легче справляются с задачей описать произведение искусства. Данная опорная схема используется учителями смежных дисциплин, что позволяет обучить единой схеме описания картины.

Ф.И.О. Шитова Елена Владимировна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Белой Холуницы». 613200 Кировская область, г.Белая Холуница, ул.Школьная, д.3. Телефон 8(83364)4-14-34. E-mail: bhys1@yandex.ru
Должность Учитель технологии, искусства (изобразительного искусства)
Стаж работы 21 год
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Творческие словесные работы как средство развития речи на уроках изобразительного искусства».

 

Ключевые слова Развитие воображения, фантазии, словесные работы, речевые клише.
Аннотация (не более 500 знаков)  Уроки изобразительного искусства тесно связаны с уроками развития речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумение наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Поэтому главной моей задачей было – соединить в сознании, в чувствах детей живой мир  и мир слов. В результате была разработана опорная схема для составления словесного текста на основе картины. Опорная схема включает в себя план и речевые клише. На их основе ученики легче справляются с задачей описать произведение искусства. Данная опорная схема используется учителями смежных дисциплин, что позволяет обучить единой схеме описания картины.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В программе по изобразительному искусству сформулированы речевые умения, которыми должен обладать ученик основной школы: уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин, объяснять их.

В то же время как учитель изобразительного искусства я сталкиваюсь  с тем, что ученики основной школы затрудняются в словесном описании произведений живописи. Эти трудности связаны не только с умением считывать культурный контекст эпохи, в которую была написана картина, но и с умением составить на её основе связный текст, выражающий эмоциональное отношение ребёнка к увиденному.

Это противоречие побудило разработать опорную схему – речевые шаблоны, пользуясь которой, дети смогли бы самостоятельно составить устный или письменный словесный текст на основе картины.

Актуальность Цель данного опыта – научить детей составлять устные и письменные словесные тексты на уроках изобразительного искусства. Обучение происходит через использование разработанных речевых клише, которые являются универсальными для любого урока и любого произведения. Данная работа способствует пониманию ребёнком эпохи, картины, развивает речь учащихся, помогает им составить связный текст на основе произведения живописи.
Новизна Совместный опыт обучения составлению текстов учителями русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства закрепляет результат. Речевые клише, которые лежат в основе опыта, используются учителями смежных дисциплин.
Описание инновационного опыта Мною были разработаны план и речевые клише для составления словесных работ по картине. Ученикам перед задачей описать картину даётся опорная схема: план и речевые клише. План включает в себя следующие части: вступление, сюжет картины, описание переднего  и дальнего плана, определение цветовой гаммы и ее роли для выражения идеи картины, авторской позиции, испытываемые эмоции и чувства. К каждому из пунктов плана даются речевые клише, которые помогут сформулировать собственную мысль.

В период обучения чтению произведений живописи такая опорная схема становится хорошим помощником для умения объяснять цветовое решение картины, градацию планов, роль детали в раскрытии замысла автора. При этом осуществляется баланс между освоением правил чтения художественного произведения и самостоятельностью его восприятия.

Освоив эту опору, ребёнок впоследствии может составлять тексты без неё.

В практике своей работы речевые клише я применяю как в урочной, так  и внеурочной деятельности.

Продукт опыта / проекта План и речевые клише для написания сочинения по картине.

Примеры сочинений.

Затруднения в реализации, риски Данная работа предназначена для детей, испытывающих трудности в составлении самостоятельно словесного текста. Если ребёнок способен самостоятельно творчески описать произведение искусства, то нужно дать ему возможность проявить самостоятельность в самовыражении.
Публикации

по теме опыта

нет
Экспертное заключение Новизна. Творческие словесные работы способствуют развитию речи на уроках изобразительного искусства. В результате была разработана опорная схема для составления словесного текста на основе картины. Опорная схема включает в себя план и речевые клише. На их основе ученики легче справляются с задачей описать произведение искусства.

Актуальность. Цель данного педагогического опыта – научить детей составлять устные и письменные словесные тексты на уроках изобразительного искусства. Обучение проис-ходит через использование разработанных речевых клише, которые являются универ-сальными для любого урока и любого произведения. Данная работа способствует пониманию ребёнком эпохи, картины, развивает речь учащихся, помогает им составить связный текст на основе произведения живописи.

Результативность и оптимальность. Педагогом разработана – опорная схема: план и речевые клише для составления словесного описания  по картине. Ученикам перед задачей описать картину даётся опорная схема: план и речевые клише. План включает в себя следующие части: вступление, сюжет картины, описание переднего и дальнего плана, определение цветовой гаммы и ее роли для выражения идеи картины, авторской позиции, испытываемые эмоции и чувства. К каждому из пунктов плана даются речевые клише, которые помогут сформулировать собственную мысль.

В период обучения чтению произведений живописи такая опорная схема становится хорошим помощником для умения объяснять цветовое решение картины, градацию планов, роль детали в раскрытии замысла автора. При этом осуществляется баланс между освоением правил чтения художественного произведения и самостоятельностью его восприятия. Освоив эту опору, ребёнок впоследствии может составлять тексты без неё как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Научность, стабильность, воспроизводимость материала. Совместный опыт обучения составлению текстов учителями русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства закрепляет результат. Речевые клише, которые лежат в основе опыта, используются учителями смежных дисциплин.

Такие занятия воспитывают уважение и интерес к творчеству русских писателей и художников; развивают творческие и художественные способности учащихся; формируют навыки работы с текстом; формируют читательскую грамотность.

Данный педагогический опыт педагога является перспективным и актуальным, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит ребят самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность урочной и внеурочной деятельности, интерес к изобразительному искусству.

Представленный педагогический опыт «Творческие словесные работы как средство развития речи на уроках изобразительного искусства» рекомендован для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта.

Ф.И.О. эксперта Банникова Светлана Владимировна, методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Искусство

Пример описания картины
Скачать файл
Речевые шаблоны
Скачать файл
Экспертиза ИРО
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл