ФИО
Шибанов Александр Владимирович / Навалихина Ольга Викторовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель истории и обществознания / Учитель химии
СТАЖ РАБОТЫ
23 года / 20 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский физико-математический лицей» (КОГОАУ КФМЛ) 610020, г. Киров, ул. Труда, д. 16 Телефон/факс (8332) 215-900 E-mail: kpml@kpml.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Метапредметные связи, бинарные уроки, интеграция, проектная деятельность
Требования к результатам обучения, установленные обновленным ФГОС, предполагают изменение содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Усвоение учебного материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи с интегрированным содержанием. Добиваться высоких результатов, повышать мотивацию к обучению позволяют бинарные уроки, находящие точки соприкосновения между естественно-научными предметами (математика, физика, химия, биология) и предметами гуманитарного цикла (история, литература, английский язык), а также межпредметные проекты.
Ф.И.О. | Шибанов Александр Владимирович
Навалихина Ольга Викторовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский физико-математический лицей» (КОГОАУ КФМЛ)
610020, г. Киров, ул. Труда, д. 16 Телефон/факс (8332) 215-900 E-mail: kpml@kpml.ru |
Должность | Учитель истории и обществознания
Учитель химии |
Стаж работы | 23 года
20 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Бинарный метод в организации урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов в условиях реализации обновленного ФГОС |
Ключевые слова | Метапредметные связи, бинарные уроки, интеграция, проектная деятельность |
Аннотация | Требования к результатам обучения, установленные обновленным ФГОС, предполагают изменение содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Усвоение учебного материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи с интегрированным содержанием. Добиваться высоких результатов, повышать мотивацию к обучению позволяют бинарные уроки, находящие точки соприкосновения между естественно-научными предметами (математика, физика, химия, биология) и предметами гуманитарного цикла (история, литература, английский язык), а также межпредметные проекты. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Причиной появления и развития опыта проведения бинарных уроков стала низкая мотивация обучающихся профильной школы к изучению предметов общего цикла. Методически грамотно выстроенный урок позволит нестандартно взглянуть на изучаемую проблему не только со стороны учителей, но и обучающихся. Такие уроки могут помочь установить между содержанием естественных и гуманитарных предметов связи, без которых сложно вести разговор о системности полученных в школе знаний. Выполнение индивидуальных проектов регламентировано ФГОС для обучающихся 8-11 классов. Выбор темы проекта довольно часто вызывает затруднение как у обучающихся, так и педагогов-наставников. Преодолеть затруднение поможет метапредметный подход. |
Актуальность | Современная школа, находящаяся в состоянии реформирования как общих принципов организации образовательного процесса, так и содержания учебных предметов, испытывает затруднения в создании условий для взаимодействия предметов гуманитарного и естественно-научного циклов, вследствие чего у обучающихся не происходит формирование системных знаний, не складывается в единое целое научная картина мира. Рабочие программы учебных предметов, составленные без учета содержания параллельно изучаемых дисциплин, также не позволяют школьникам самостоятельно устанавливать межпредметные связи, а значит, выходить с уровня предметных результатов на уровень метапредметных. Задача учителя – использовать все возможности для интегрирования содержания учебных предметов, создавать условия для межпредметного переноса знаний. Учитель может решать эту задачу как в рамках преподавания своего предмета, так и реализуя бинарный подход в организации как урочной, так и внеурочной деятельности обучающихся.
Выполнение школьниками проектных работ под руководством двух учителей позволяет выходить за рамки одного предмета, успешно справляться с практико-ориентированными заданиями в нестандартных условиях, а значит, способствует развитию креативного мышления. |
Новизна | Для активизации познавательного интереса обучающихся необходимы такие уроки, которые способствовали бы обучению школьников умению приобретать необходимую информацию, характеризовать объекты и явления не только с точки зрения естественно-научных предметов (математики, физики, химии), но и с точки зрения истории и лингвистики. Кроме того, такие уроки должны формировать умения анализировать и систематизировать полученные знания не только относительно формул и чисел, но и достижений нашей цивилизации в разных сферах общественной жизни.
Разработана серия бинарных уроков по химии и истории для 8-11 классов по темам, обладающим высоким потенциалом для достижения метапредметных результатов, а также для формирования научного мировоззрения обучающихся. На интегрированной основе выполнено несколько индивидуальных образовательных проектов лицеистами 8-10 классов. |
Описание инновационного опыта | Действующий ФГОС предполагает достижение обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов, а также выполнение ими индивидуальных образовательных проектов. Поэтому мы считаем целесообразной проведение бинарных уроков и реализацию междисциплинарных проектов, максимально учитывающих интересы школьников и позволяющих добиваться системности знаний.
Для расширения кругозора обучающихся и повышения мотивации изучения предметов общего цикла, которые не выбираются ими для сдачи ЕГЭ, в старшей школе целесообразно акцентировать внимание на связь изучаемого материала разных предметов, а также проводить бинарные уроки, выполнять межпредметные проекты. Установлением межпредметных связей учитель так или иначе занимается в рамках преподавания своего предмета. Так, при проведении уроков истории подробно освещается тема развития науки в каждом историческом периоде, где представляются основные достижения в области естественных наук, а также характеризуется вклад конкретных ученых в развитие научного потенциала страны и мира (например, Нобелевских лауреатов по физике и химии). Изучение внутренней политики государств иллюстрируется и конкретизируется при помощи произведений литературы, живописи и т.д. Преподавание химии во многом строится на принципе историзма: рассматривается развитие представлений о дискретности частиц вещества и химической реакции в разные исторические периоды (античная натурфилософия, алхимия средних веков, формирование атомно-молекулярного учения, периодический закон, открытие строения атома). Изучение основных принципов химического производства и применения химических веществ опирается на знания физической и экономической географии. Изучение происхождения того или иного термина как в химии, так и в истории – лингвистическая задача, решение которой является залогом понимания смысла того или иного понятия. Для проведения интегрированных бинарных уроков необходим анализ содержания программ по предметам естественно-научного и гуманитарного циклов, позволяющий выявить точки соприкосновения учебных предметов в профильной школе. Пересечения предметов могут стать темой для бинарного урока. Бинарные уроки проводятся двумя учителями по смежным темам, наиболее близким по программному содержанию. Нами были разработаны бинарные уроки на пересечении химии и истории для обучающихся с 8 по 11 класс. Например, в 8 классе мы считаем целесообразным проведение урока о роли личности в истории на примере знакомства с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, о котором А.С. Пушкин сказал, что «он сам был наш первый университет». Так как в программе 8 класса по истории изучается вклад М. В. Ломоносова в развитие науки, а в курсе химии 8 класса – формулирование им основных положений атомно-молекулярного учения и открытие закона постоянства массы, то проведение бинарного, сдвоенного урока позволяет рассмотреть личность ученого с разных сторон, а значит, помогает школьникам лучше осмыслить и саму эпоху, которая породила гения и на которую он сам оказал немалое влияние. В 9 классе в контексте изучения экономики России эпохи Николая I рассматривается строительство первых железных дорог и сравниваются протяженность, подвижной состав с европейскими государствами. Развитие нового вида транспорта невозможно рассматривать отдельно от добычи железных руд и угля, развития черной металлургии, принципов работы парового двигателя. Поэтому возникает потребность в проведении бинарного урока, позволяющего связать химию элементов с развитием экономического потенциала страны в XIX веке. В 10 классе в рамках изучения темы двух мировых войн анализируются военно-политические блоки, численный состав армии и готовность к ведению боевых действий с точки зрения экономического развития. Считаем целесообразным акцентировать внимание обучающихся на вклад химиков в формирование промышленного потенциала страны, особенно в период угрозы разрушения внешнеэкономических связей, связанной со сменой политического строя нашего государства. Рассмотрение процессов нефтедобычи и нефтепереработки, создания синтетического каучука и волокон в Советском Союзе позволяет лучше понять логику военных действий в начале Великой Отечественной войны: сорванное советскими войсками наступление армии Гитлера на Кавказском направлении не позволило немцам получить доступ к источнику получения топлива для танков и самолетов. В курсе химии 11 класса обобщаются и систематизируются современные представления о строении атома с точки зрения квантовой химии; ядерные реакции и синтез новых химических элементов. Материал курса химии сочетается с изучением исторических особенностей второй половины ХХ века: создание ядерного щита СССР, «холодная война» и гонка ядерных вооружений, использование «мирного атома» (атомные ледоколы и атомные электростанции). Когда тема бинарного урока выбрана, необходимо произвести отбор предметного содержания и форму его представления. Вхождение в тему целесообразна начинать с какого-либо проблемного вопроса или парадокса, заставляющего обучающегося задуматься, высказать гипотезу, вступить в дискуссию. Степень вовлеченности школьников в подготовку к бинарному уроку может быть различной: учителя могут не предупреждать о проведении такого занятия (элемент неожиданности и новизны позволяет привлечь непроизвольное внимание на первоначальном этапе) или, наоборот, организовать урок с тщательной подготовкой обучающихся, когда им раздаются темы сообщений, выстраивается логика проведения урока по заранее оговоренному плану. В любом случае задача учителей состоит в четком «дирижировании» хода урока. Считаем целесообразным разработку опорного конспекта или рабочего листа бинарного урока для экономии времени на записи наиболее важных моментов темы. Домашнее задание выдается либо отдельно по предметам, либо также интегрированного характера. Второй вариант считаем предпочтительным, так как он больше отвечает целям реализации межпредметных связей. Из темы бинарного урока или интегрированного домашнего задания, заинтересовавшего обучающегося вполне может родиться идея для индивидуального образовательного проекта. Так, домашнее задание об истории развития представлений об атомах и молекулах в 8 классе выросло в два проекта, ставшие победителями IV Всероссийского образовательного флешмоба «Химичим дома вместе»: 1) «Атом как матрешка» (физика и химия); 2) настольная игра «Хождение по наукам» (физика, химия, история и литература). Особую ценность для обучающихся могут иметь интегрированные проекты, позволяющие реализовать связи предметов, изучаемых ими на профильном уровне, с предметами общего цикла. Примером такого проекта может служить работа по созданию ресурса по формированию умения у обучающихся 8-10 классов решать задачи по химии на кристаллические решётки, выполненная на стыке кристаллохимии, минералогии, стереометрии и информатики. |
Продукт опыта / проекта | Бинарный урок по истории и химии «Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХIХ-начале ХХ века»;
Межпредметные проекты обучающихся 8 класса – победителей IV Всероссийского образовательного флешмоба «Химичим дома вместе». |
Затруднения в реализации, риски | Бинарный урок требует длительной подготовки, полной психологической и методической совместимости педагогов, которые будут разрабатывать учебное занятие. Сложно в современных реалиях найти пересечение в учебных программах материала предметов гуманитарного или естественно-научного циклов.
Даже при выстраивании четкого сценария урока оба учителя должны быть готовы к тому, что завязавшаяся дискуссия может выйти из заданного русла. Необходимо оперативно отреагировать или позволить обучающимся развивать обсуждение, или грамотно повернуть его с помощью комментариев и наводящих вопросов. Один и тот же урок в разных классах может пройти по-разному. Оба учителя должны быть готовы к такому повороту событий. Если высказанная обучающимися мысль имеет особую ценность, то к ней обязательно стоит вернуться на последующих уроках. Первый опыт проведения бинарного урока может вызвать у обучающихся определенные затруднения: сложности в высказывании собственной точки зрения, желание отмолчаться в присутствии не одного, а двух учителей и т.д. Однако если бинарные уроки выстраиваются в систему, вызывают неподдельный интерес по форме и содержанию, то обучающиеся могут даже сами предлагать тему такого занятия. Как для осуществления межпредметных связей изучаемого материала на уроке, для проведения бинарных уроков, так и для руководства интегрированными проектами обучающихся учитель должен обладать развитым кругозором, эрудицией и желанием проводить нестандартные уроки. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Методически грамотно построенный бинарный урок вызывает у школьников сильный эмоциональный отклик (по данным психологов, от услышанного обучающимися в течение урока в памяти остается в среднем 10-15% содержания материала; практические действия обучающихся с разнообразными дидактическими материалами разного уровня сложности оставляют в их памяти в среднем 80-85% воспринимаемого). К примеру, урок математики и истории в 5 классе способствовал обогащению знаний учащихся при «погружении» в эпоху Древнего мира, а благодаря наглядности происходит установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами (показ опытов, связанных с космической тематикой).
Метапредметные показатели: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации самостоятельной учебной деятельности, умение анализировать, классифицировать и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные изменения: повышение мотивации к приобретению знаний и самостоятельной деятельности, о чем сообщали сами учащиеся после изучения материала по основам финансовой грамотности. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Саморегуляция и саморазвитие, повышение самооценки своей успешности, осознание собственной значимости. Преимущества бинарных уроков по сравнению с традиционной системой обучения в том, что реализуется практико-ориентированные методы обучения. Интегрированные проекты позволяют решать более широкий спектр задач, чем монопредметные, способствуют развитию познавательного интереса не только к профильным, но и к предметам общего цикла. |
Публикации
по теме опыта |
Шибанов А.В. Иван Грозный – сангвиник или холерик? Урок интеграции истории и психологии https://ug.ru/ivan-groznyj-sangvinik-ili-holerik-urok-istorii-v-10-m-klasse-na-temu-rossii-vernye-syny/;
Шибанов А.В., Печенкина Е.Н. Любимое число Пифагора. Урок интеграции истории и математики. https://ug.ru/lyubimoe-chislo-pifagora-urok-v-5-m-klasse-na-temu-matematika-na-istoricheskoj-karte-mira/; Кравчук И.А., Навалихина О.В. Реализация межпредметных связей химии и английского языка во внеурочной деятельности // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы IX Всероссийской научно-методической конференции (10 декабря 2018 года); Иван. гос. хим.-технол. ун-т. – Иваново, 2018. – С. 51-53; Кравчук И.А., Навалихина О.В., Питиримова Т.В. Билингвальный химический практикум // Инновационные идеи и методические решения в преподавании естественных наук: материалы X Всероссийской научно-методической конференции, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (6-12 января 2020 года); Институт развития образования Ивановской области. – Иваново, 2020. – С. 46-47; Навалихина О.В., Питиримова Т.В. Метапредметный образовательный проект «Билингвальная инфографика по химии» // Использование медиаресурсов в практике работы современного педагога: Межрегиональный научно-практический семинар (Киров, 22 октября 2020 года): Сборник материалов / Авт.-сост. Г.Ф. Полушкина, Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, ООО «Полиграфовна», 2020. – С. 109 – 113; Архангельская Ю. В., Навалихина О. В. Литература и химия, или как реализовать «учение с увлечением» // Инновационные идеи и методические решения в преподавании естественных наук: материалы XI Всероссийской научно-методической конференции (15 января 2021 года); Ивановский государственный химико-технологический университет. – Иваново, 2021. – С. 8-9; Кожинов П. С., Колупаева Е. С., Навалихина О. В. Химия и информатика: 3d-моделирование молекул // Инновационные идеи и методические решения в преподавании естественных наук: материалы XI Всероссийской научно-методической конференции (15 января 2021 года); Ивановский государственный химико-технологический университет. – Иваново, 2021. – С. 40-42; Архангельская Ю.В., Навалихина О.В. Создание сказки с естественно-научным содержанием как вариант межпредметной интеграции проектной деятельности» // Исследователь. — № 3.- 2023 – С. 53-57. |
Экспертное заключение | Представленный опыт организации бинарных уроков в 8-11 классах по предметам естественно-научного и обшественно-научного циклов может быть использован педагогами для достижения метапредметных результатов образования, что соответствует требованиям обновленных ФГОС |
Ф.И.О. эксперта | Ерёмина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», socium@kirovipk.ru |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ
Общественно-научные предметы |