ФИО
Неверова Татьяна Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии, химии, экологии
СТАЖ РАБОТЫ
34 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска». 612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25. Контактный телефон 8(83367)2-13-81 E-mail shkola1yaransk@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В течение нескольких лет я занимаюсь с обучающимися в летнем экологическом лагере «Эклашко». Формирование естественнонаучной грамотности – обязательное условие работы учителя по требованиям ФГОС. Считаю, что одним из направлений формирования этого вида функциональной грамотности является экологическое образование, которое проходит в рамках учебной и внеурочной деятельности. Работа экологического лагеря наиболее полно способствует расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды и принимать участие в реальной природоохранной деятельности. Решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Самое ценное в работе лагеря — организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций с учётом их возрастных особенностей. Активная и творческая работа наших учеников, их трудолюбие и усердие, неравнодушное отношение к малой Родине и ее богатствам, будут способствовать выработке у них экологического (общечеловеческого) мировоззрения.
Экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества – это условие его дальнейшего выживания. Многолетний педагогический опыт и творческий поиск в процессе преподавания привели меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической грамотности и экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности.
Ф.И.О. | Неверова Татьяна Владимировна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска».
612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25. Контактный телефон 8(83367)2-13-81 E-mail shkola1yaransk@mail.ru |
Должность | Учитель биологии, химии, экологии |
Стаж работы | 34 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся через работу летнего экологического лагеря |
Ключевые слова | Краеведение, экология, экологические исследования |
Аннотация (не более 500 знаков) | В течение нескольких лет я занимаюсь с обучающимися в летнем экологическом лагере «Эклашко». Формирование естественнонаучной грамотности – обязательное условие работы учителя по требованиям ФГОС. Считаю, что одним из направлений формирования этого вида функциональной грамотности является экологическое образование, которое проходит в рамках учебной и внеурочной деятельности. Работа экологического лагеря наиболее полно способствует расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды и принимать участие в реальной природоохранной деятельности. Решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Самое ценное в работе лагеря — организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций с учётом их возрастных особенностей. Активная и творческая работа наших учеников, их трудолюбие и усердие, неравнодушное отношение к малой Родине и ее богатствам, будут способствовать выработке у них экологического (общечеловеческого) мировоззрения.
Экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества – это условие его дальнейшего выживания. Многолетний педагогический опыт и творческий поиск в процессе преподавания привели меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической грамотности и экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Одной из важнейших задач Национального проекта «Образование» является воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. В основе данного опыта лежит идея изучения «своей местности» учащимися и формирование у них правильного представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для написания учебно–исследовательских работ. Решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленении населенных пунктов и школы, очистка рек. |
Актуальность | Профильный лагерь — это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Уже само пребывание в природе учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. У детей есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. Все это создает благоприятные условия для формирования естественнонаучной функциональной грамотности, экологической культуры. |
Новизна | Летний лагерь имеет свою особенную специфику – краеведческую и экологическую направленность. В этом есть определенные преимущества перед другими формами и средствами социально-педагогической работы. Прежде всего, это:
тесное взаимодействие со своими наставниками, где возникает «зона доверия»; приобщение к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды; активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры; отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом; развитие новых навыков (вне рамок школьной программы), раскрыть потенциал своей личности. Привлечение текстов художественных произведений о родном крае к проектно-исследовательской деятельности позволяет объединить возможности использования информационных технологий с приёмами стратегии смыслового чтения для решения поставленных задач. |
Описание инновационного опыта | Обобщение многолетнего опыта работы доказывает и подтверждает фактами эффективность организационно-педагогических особенностей экологического лагеря для формирования у учащихся экологического типа сознания, поскольку лагерь представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экскурсии, наблюдения и исследования, экологические праздники, игры, лекции, и т.д.
Теоретическая часть работы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для проведения исследовательской работы, а именно: теоретические и практические навыки написания и оформления работ, подготовка презентаций, разработка выступлений и непосредственно выступления. Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевые игры и семинары, защиту научных работ-проектов, мастер-классы, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленении населенных пунктов и школы, очистка рек. Самое ценное в работе лагеря — организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций с учётом возрастных особенностей На протяжении многих лет учащиеся нашей школы под руководством творчески работающих педагогов ведут большую и интересную работу по изучению экологического состояния г. Яранска и его окрестностей. На уроках и во внеурочное время ребята сочиняют стихи, пишут сказки, дают характеристику географического положения объектов, ведут мониторинговые исследования экологического состояния, изучают флору и фауну, рисуют, пишут и защищают школьные научно-исследовательские работы на районных, областных и Всероссийских конкурсах. Любая исследовательская работа – это большой труд: сбор данных по теме исследования, проведение наблюдений и опытов, обработка и сравнение полученных результатов. формулировка выводов и предложение рекомендаций. Всё это возможно при организации научно-исследовательской деятельности школьников, которая развивает естественнонаучную функциональную грамотность и творческие способности ребят. Работая по программе школьного экологического мониторинга, учащиеся собирают материал для своих исследований. Работая по методике Лихеноиндикация, учащиеся написали исследовательские работы «Определение антропогенной нагрузки на сосновый бор г.Яранска», «Экологический паспорт микрорайона школы». В результате изучения чистоты водоёмов по макрозообентосу написана работа «Биоиндикация реки Ярань». Результаты гидрохимического анализа обобщены и проанализированы в работе «Экологическое состояние водоёмов окрестностей г.Яранска», «Экологическая характеристика родников окрестностей г.Яранска». Изучая местную Флору, мы заинтересовались вопросом о галлах . В итоге мы написали работу «Изучение галлообразующих видов членистоногих окрестностей г.Яранска». Изучая основы лесоводства, мы использовали полученные знания в работе «Исследование состояния ценопопуляции березы повислой в памятнике природы «Яранская березовая роща». Изучая фауну, мы заинтересовались вопросами развития насекомых, биологией птиц и написали работы «Наблюдение за метаморфозом бабочки», «Изучение морфологии и подсчёт численности белой трясогузки в г.Яранске». Совершая увлекательные экскурсии на очистные сооружения, в ветлечебницу, плазмоцентр мы собрали интересную информацию и написали работы «Донорство во имя жизни», «Мониторинговые исследования проблемы бешенства и его профилактики в Яранском районе Кировской области», «Изучение показателей качества молока реализуемого в г.Яранске», «Нитраты и их содержание в продуктах». Экологические игры и десанты по уборке мусора заставили задуматься над проблемой загрязнения среды, и мы написали работу «Твердые бытовые отходы – угроза или спасение?» Работая над проектами, мы проявляем социальную активность, работаем с общественностью и ведём пропаганду экологических знаний, сотрудничаем с Яранской центральной районной больницей, домом детского творчества, районной газетой «Отечество», краеведческим музеем, центральной и детской библиотеками.
|
Продукт опыта / проекта | Учебно-исследовательские работы, презентации, положительное отношение учащихся к природе, |
Затруднения в реализации, риски | Недостаточная материальная база для проведения школьного экологического мониторинга, удалённость от областного центра не всегда позволяет своевременно получить консультации специалистов при написании учебно-исследовательских работ.
Риск – сомнение в достоверности результатов исследования, что требует подтверждения безусловной точности их и занимает большое количество времени. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника
Неверова Т.В. Формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся через работу летнего экологического лагеря [Текст] // 49 областная научно практическая конференция учителей биологии, географии, химии: сборник материалов –Киров;2022, стр. 73-75.
Публикация на сайте Статья «Система непрерывного экологического образования и воспитания с использованием проектной и проблемной технологий» Статья «Исследовательская работа в школе» Статья «Из опыта работы. Организация образовательного процесса по экологии» |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся средствами летнего экологического лагеря является актуальным и может использоваться другими общеобразовательными организациями. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Н.В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ. Основное и среднее образование. |