ФИО

Анисимова Римма Сайфулловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

34 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский многопрофильный лицей» 612960, Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Азина, д. 45, тел: (83334) 6-11-80, e-mail: info@vplicei.org

Работа будет интересна учителям начальных классов. Федеральные государственные образовательные стандарты основаны на системно-деятельностном подходе. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться. В своей работе я применяю технологию деятельностного метода. Она позволяет формировать не только предметные результаты, но и развивать у детей личностные и метапредметные способности и качества, обеспечивающие их успешность в будущем.

Ф.И.О. Анисимова Римма Сайфулловна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский многопрофильный лицей»

612960, Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Азина, д. 45, тел: (83334) 6-11-80, e-mail: info@vplicei.org

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 34 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Технология деятельностного метода на уроках русского языка как способ развития творческого потенциала и природных способностей обучающихся.
Ключевые слова Деятельностный метод обучения, урок открытия нового знания, универсальные учебные умения и навыки деятельности.
Аннотация (не более 500 знаков) Работа будет интересна учителям начальных классов. Федеральные государственные образовательные стандарты основаны на системно-деятельностном подходе. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться. В своей работе я применяю технологию деятельностного метода. Она позволяет формировать не только предметные результаты, но и развивать у детей личностные и метапредметные способности и качества, обеспечивающие их успешность в будущем.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В основе появления и развития моего опыта лежит изучение и реализация новой технологии обучения. Технологию системно-деятельностного метода в школе стали внедрять в 2007 году. Позднее изменились условия работы – внедрение новых стандартов образования.
Актуальность Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Внедрение технологии деятельностного метода на уроках приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся, созданию условий для обретения каждым учеником универсальных учебных умений и навыков деятельности, созданию на уроке ситуации «успеха», подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Новизна Новизна представляемого педагогического опыта заключается в попытке наиболее полной реализации возможностей сочетания различных компонентов образовательного процесса, удачной комбинации уже известных методических приёмов, способствующих активному включению учащегося в учебную деятельность.
Описание инновационного опыта В своей практике я применяю технологию системно-деятельностного метода. Предложенная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её с учётом реализации современных образовательных целей. Я в своей педагогической деятельности  апробировала проведение уроков математики в технологии деятельностного метода. Теперь применяю технологию  на других уроках, в частности на уроках  русского языка. Урок в данной технологии отличается от традиционного урока. Вот его этапы урока открытия нового знания:

1. Мотивирование к учебной деятельности с целью включения обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к ребёнку со стороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

На этом этапе я использую такие приёмы работы:

добрые и стимулирующие пожелания детям, предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы и слушаю варианты детей; использую девизы или стихи.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ребёнка. Учитель задаёт вопросы: Что в задании  известно? Что новое для нас? Попробуйте выполнить самостоятельно? Почему получились разные ответы?

На этом этапе возникает проблемная ситуация, и я использую приёмы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги, мотивирующий приём «яркое пятно» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни)

3. Выявление места и причины затруднения, где дети должны: восстановить операции и зафиксировать в речи или знаках место, где возникло затруднение, выявить причину затруднения, которых недостаёт для решения поставленной задачи;

4. Построение проекта выхода из затруднения, на котором дети под руководством учителя обдумывают проект будущих учебных действий.  Ученики сами ставят цель предстоящей работы, строят план достижения цели, выбирают способ и средства для достижения цели.

5.Первичное закрепление. На данном этапе использую работу в парах. Каждый ребёнок проговаривает новое знание, слушает соседа, исправляет его по необходимости.

6.Самостоятельная работа. На данном этапе, а также на этапе актуализации знаний у меня есть возможность реализовать дифференцированную работу. Самостоятельная работа состоит из обязательной части и дополнительной, в которой предлагаю задания повышенного уровня.

7. Рефлексия — заключительный этап, на котором фиксируется изученное новое знание, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся поставленная цель и результаты, намечаются дальнейшие цели.

Приёмы, которые я использую на данном этапе: «Верные и неверные утверждения», «Да-нет», «Незаконченное предложение», «Корреспондент», «Бортовой журнал», рефлексия настроения «Лесенка успеха», «Смайлики».

Продукт опыта / проекта Урок русского языка в технологии деятельностного метода
Затруднения в реализации, риски Уроки в технологии деятельностного метода требуют достаточно большой  подготовки со стороны учителя, необходимо к каждому уроку готовить раздаточный материал.
Публикации

по теме опыта

Анисимова Р.С. Урок русского языка. Тема «Три типа склонения имени существительного».

Публикация материала на страницах образовательного СМИ. www.prodlenka.org,

Дата публикации 12 октября 2018 года

СЕРИЯ 84769-272369

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Читах А.Ш., методист кафедры дошкольного и начального общего образования
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

 

Анисимова Р.С. Технолог. карта урока
Скачать файл
Приложение 1 Схема урока
Скачать файл
Приложение 2 Три склонения имени сущ.
Скачать файл
приложение 3 сценарий урока
Скачать файл
распечатка к уроку
Скачать файл