ФИО
Ваганова Людмила Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
36 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Яранска». 612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25. Контактный телефон 8(83367)2-13-81 E-mail shkola1yaransk@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
приёмы смыслового чтения, Краеведение, исследовательский проект
В течение нескольких лет я занимаюсь работой, связанной с краеведением. Одним из направлений в воспитании личности обучающегося через краеведение для меня является работа по истории школы. В течение нескольких лет мы собираем материал об учителях. Ученики получают поисковое задание, перед ними ставится цель, определяются этапы работы и предполагаемый результат.
Идея интеграции стратегии смыслового чтения и методов исследовательского проекта не случайна, т.к. по требованиям ФГОС овладение навыками смыслового чтения — обязательное условие, необходимое для успешного овладения знаниями.
Для меня как учителя литературы данная идея особенно привлекательна, так как позволяет не только организовать изучение художественного произведения, используя приёмы смыслового чтения, но и выстроить поисковую работу, основанную на результатах осмысленного изучения текста произведения, способствует формированию навыков и умений, необходимых для дальнейшей деятельности: умение работать с источниками, анализировать, выделять главное, систематизировать, делать выводы, грамотно строить высказывания, правильно оформлять письменную речь, работать с библиографией. Успешный опыт позволяет сделать вывод о том, что подобный вид деятельности является хорошим ресурсом и в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Ф.И.О. | Ваганова Людмила Васильевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Яранска».
612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25. Контактный телефон 8(83367)2-13-81 E-mail shkola1yaransk@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы. |
Стаж работы | 36 лет. |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта |
Использование приёмов смыслового чтения в исследовательском проекте по краеведению. |
Ключевые слова | Краеведение, исследовательский проект, приёмы смыслового чтения. |
Аннотация (не более 500 знаков) | В течение нескольких лет я занимаюсь работой, связанной с краеведением. Одним из направлений в воспитании личности обучающегося через краеведение для меня является работа по истории школы. В течение нескольких лет мы собираем материал об учителях. Ученики получают поисковое задание, перед ними ставится цель, определяются этапы работы и предполагаемый результат.
Идея интеграции стратегии смыслового чтения и методов исследовательского проекта не случайна, т.к. по требованиям ФГОС овладение навыками смыслового чтения — обязательное условие, необходимое для успешного овладения знаниями. Для меня как учителя литературы данная идея особенно привлекательна, так как позволяет не только организовать изучение художественного произведения, используя приёмы смыслового чтения, но и выстроить поисковую работу, основанную на результатах осмысленного изучения текста произведения, способствует формированию навыков и умений, необходимых для дальнейшей деятельности: умение работать с источниками, анализировать, выделять главное, систематизировать, делать выводы, грамотно строить высказывания, правильно оформлять письменную речь, работать с библиографией. Успешный опыт позволяет сделать вывод о том, что подобный вид деятельности является хорошим ресурсом и в духовно-нравственном воспитании обучающихся. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Жизнь ставила перед учителем цель: научить детей достаточно свободно владеть языком, т.е. умению общаться с различными людьми, в различных ситуациях, учащиеся же плохо владеют речемыслительной деятельностью, не испытывают интереса к чтению, мало знают о своём крае.
В основе данного опыта лежит идея интеграции приёмов смыслового чтения с традиционными формами исследовательской деятельности, которая может являться эффективным средством воспитания интереса к чтению книг о родном крае и любви к нему. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность на основе краеведческого материала востребована и является необходимым средством выполнения социального запроса о восполнении материалов по истории родного края.
|
Актуальность | Создание исследовательских проектов на основе материалов по краеведению (художественных текстов, официальных документов, фотоматериалов) даёт возможность привлечь детей к осознанному чтению, использовать навыки современных технологий в процессе написания проекта и воспитывает интерес к родному краю. |
Новизна | Привлечение текстов художественных произведений о родном крае к проектно-исследовательской деятельности позволяет объединить возможности использования информационных технологий с приёмами стратегии смыслового чтения для решения поставленных задач.
|
Описание инновационного опыта | Идея использования текстов произведений в написании исследовательских проектов зародилась у нас достаточно давно. За это время реализовано несколько проектов, результаты работы над которыми представлены на конкурсах разного уровня.
Опишу технологию на примере исследовательского проекта под названием «Неизвестные имена», реализованного в процессе изучения книги «Ливень» Г.Ф.Боровикова, яранского писателя, выпускника нашей школы. Используя технологию системно-деятельностного подхода, ставлю цель — мотивировать учащихся к работе с текстами произведений, интегрируя новые подходы к организации чтения с традиционными методами исследовательской деятельности. На каждом этапе работы ставится цель, подводятся промежуточные результаты и определяются последующие задачи. На этапе вызова ставим цель — вызвать интерес к предстоящей работе над книгой. Используем следующие приёмы: 1. Знакомство с творчеством писателя. 2. Презентация книги. Результат – выбор объекта и темы исследования, определение методов исследования. Цель этапа первичного чтения – понимание текста, анализ. Приёмы чтения: 1. Аналитическое чтение. 2. Постановка вопросов к тексту. 3. Комментированное чтение (соотнесение прочитанного с имеющейся информацией). 4. Изучающее чтение (предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление). 5. Преобразование и интерпретация текста (например, сочинение «Каким я представляю героя»). Результат – постановка цели исследования, задач достижения цели, определение гипотезы. Цель этапа основной текстовой деятельности – создание его интерпретации Приёмы чтения: 1. Выборочное чтение интересующих нас эпизодов текста произведения повести Боровикова «Ливень». 2. Анализ полученной информации. 3. Составление рассказа по фрагментам художественного текста. 4. Интерпретация текста. 5. Применение информации в изменённой ситуации (например, составление текста в газету для колонки «Внимание, разыскивается» на основе портретной характеристики героя). Результат – определение методов дальнейшего поиска информации. Цель послетекстового этапа – сопоставление текста художественного произведения и текстов документальных источников. Приёмы работы: 1.Работа с официальными документами и фотоматериалами. 2.Сопоставление полученной информации с текстом произведения. 3.Создание вторичных текстов. Результат – достижение цели, описание работы в технологии исследовательского проекта, создание презентации работы, защита работы. В процессе обработки полученной информации ученик использует навыки составления презентации, работы с текстом, подготовки защиты своей работы. Представление работы на конкурсах различного уровня позволяет совершенствовать навыки выступления, дискуссии, способствует повышению самооценки. Проекты, написанные по материалам краеведения, вызывают интерес общественности, позволяют восполнить пробел в истории родного края и, наконец, содержат большой воспитательный эффект. |
Продукт опыта / проекта | Презентации на основе использованных текстов, готовые проекты, вторичный текст. |
Затруднения в реализации, риски | Недостаточность опыта в исследовательской деятельности, малодоступность документальных источников ввиду удалённости от областного центра и большой затратности в получении их.
Риск – сомнение в достоверности источников, что требует подтверждения безусловной точности их и занимает большое количество времени.
|
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника
Ваганова Л.В. Головина А.Н. История обретения иконы [Текст] /А.Н.Головина // XX Всероссийские юношеские чтения имени В.И.Вернадского: сборник исследовательских работ Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.- М.: 2013, стр. 623-627.
Публикация на сайте Статья «Опыт работы с начинающим исследователем». https://infourok.ru/statya-opyt-raboty-s-nachinayushim-issledovatelem-6253625.html [Электронный ресурс] Диалектный рисунок яранской речи https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-kraevedeniyu-2202567.html [Электронный ресурс] История Преображенской церкви города Яранска https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-kraevedeniyu-2202670.html [Электронный ресурс] |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Использование приемов смыслового чтения в исследовательском проекте по краеведению» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов работы с краеведческим материалом с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор представляет методику реализации исследовательских проектов на основе материалов по краеведению, которая дает возможность привлечения детей к осознанному чтению, использованию приемов современных технологий в процессе написания проекта, воспитания интереса к родному краю. Применяемые педагогом приемы и формы учебной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Предложенная идея интеграции приемов смыслового чтения с традиционными формами исследовательской деятельности является эффективным средством воспитания интереса к чтению книг о родном крае и любви к нему. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в использовании текстов произведений о родном крае в проектно-исследовательской деятельности обучающихся, что позволяет объединить возможности применения информационных технологий с приемами стратегии смыслового чтения для решения поставленных задач. Достоинством инновационного педагогического опыта является описание технологии на примере исследовательского проекта под названием «Неизвестные имена», реализованного в процессе изучения книги «Ливень» Г.Ф. Боровикова, яранского писателя. Автор подробно описывает приемы смыслового чтения, применяемые на разных этапах урока: этапе первичного чтения, этапе основной текстовой деятельности, послетекстовом этапе. Приложения содержат интересный методический материал: мастер-класс на тему «Использование приёмов смыслового чтения в исследовательском проекте и описание работы над исследовательским проектом. Инновационный опыт, представленный в трех публикациях на сайте Инфоурок, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Использование приемов смыслового чтения в исследовательском проекте по краеведению» соответствует требованиям, предъявляемым Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ Основное и среднее образование |