ФИО
Суворова Светлана Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель географии
СТАЖ РАБОТЫ
37 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Порез Унинского муниципального округа Кировской области имени Г.Ф.Шулятьева
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ключевые компетенции, системно-деятельностный подход, проблемное обучение, ФГОС, проектная деятельность
Под компетенцией понимается результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Новое направление этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование. Это требует от учителя: во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве, во-вторых, создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся. Наиболее перспективным методом развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является проектная деятельность.
В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками информации. Учащиеся учатся самостоятельному осмыслению текста, формированию вопросов, глубокому пониманию материала. Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования. Необходимость приобретения такого опыта в первую очередь связана с запросами личности. Каждый ученик, как правило, стремится раскрыть свой потенциал, данный ему природой. Но самореализоваться в современном обществе можно только умея эффективно решая проблемы, совершенствуя и применяя приобретенные знания, грамотно работая с информацией, т.е. иметь определенный опыт творческой деятельности.
Ф.И.О. | Суворова Светлана Ивановна |
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Порез
Унинского муниципального округа Кировской области имени Г.Ф.Шулятьева |
Должность | Учитель географии |
Стаж работы | 37 лет |
1.Тема инновационного педагогического опыта | «Метод проектов как средство развития ключевых компетенций обучающихся на уроках географии»
|
2. Источник изменений | Под компетенцией понимается результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Новое направление этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование. Это требует от учителя: во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве, во-вторых, создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся. Наиболее перспективным методом развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является проектная деятельность.
В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками информации. Учащиеся учатся самостоятельному осмыслению текста, формированию вопросов, глубокому пониманию материала. Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования. Необходимость приобретения такого опыта в первую очередь связана с запросами личности. Каждый ученик, как правило, стремится раскрыть свой потенциал, данный ему природой. Но самореализоваться в современном обществе можно только умея эффективно решая проблемы, совершенствуя и применяя приобретенные знания, грамотно работая с информацией, т.е. иметь определенный опыт творческой деятельности. |
3. Идея изменений | Результатом работы является способность обучающихся применять географические знания в реальной жизни на уровне решения личностно-значимых и общественно-значимых проблем, а также воспитание духовно-нравственной культуры и готовности их к общественно-полезной деятельности. Использование системно – деятельностного подхода, способствует развитию практических и исследовательских умений обучающихся, более тесному соединению теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей, устойчивых интересов к предмету. |
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | В ходе выполнения проектных работ, учащиеся приобретают навыки работы на компьютере, работают с Интернетом, учатся презентовать свой результат, отрабатывают предметные навыки, у детей развивается наблюдательность, образность мышления, формируется культура умственного труда и элементы научной деятельности. Отрабатывают навыки написания индивидуального проекта.
Практико – ориентированный подход позволяет включить обучающихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования социально-географических знаний на уровне функциональной географической грамотности. |
Новизна | Данный опыт работы направлен на достижение непрерывности географического образования школьников. Интеграция географического, краеведческого и экономического компонентов, позволяет формировать у обучающихся целостный взгляд на общество, место человека в нем.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи. |
Ожидания | Проектная деятельность как основная единица технологического образования позволяет каждому учащемуся раскрыть свой творческий потенциал, а впоследствии реализовать свои личные планы.
Будет способствовать: формированию яркой и образной географической картины мира, установлению причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами, формированию практических навыков использования географической, экономической информации, развитию ключевых компетенций учащихся |
Затруднения в реализации, риски | Данная работа строится на высокой мотивации учащихся, чего трудно достичь при настоящем количестве учебных часов географии в базисном плане. |
5. Условия реализации изменений | География как научная область остается способной не только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути к достижению подлинной пространственной гармонии. Введение в образовательный процесс курса «основы проектной деятельности» в 5-9классах и «основы проектирования» в 10,11классах позволило расширить временные рамки написания проектов. Практика работы показывает, что проект, действительно, «не вписывается» в урок, поэтому реализация проектной деятельности лучше всего происходит во внеклассной работе, особенно в форме межпредметных проектов. |
6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
В результате изучения географии на базовом и профильном уровнях ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Данный опыт направлен на достижение следующих результатов: -повышение уровня мотивации обучающихся к изучению географии ; -повышение результатов ГИА по географии; -мотивация выбора естественнонаучного направления в плане профессионального самоопределения; -развитие интереса к учебно-исследовательской деятельности, -мотивация на участие в олимпиадах и конкурсах, повышение результативности участия; -выбор учениками индивидуальных итоговых проектов по естественнонаучному направлению; |
7. Публикации
(Только по теме опыта) Можно указать материалы, представленные в интернете (указать адрес) |
https://infourok.ru/user/suvorova-svetlana-ivanovna
1.Обобщение опыта работы по теме: «Метод проектов как средство развития индивидуальных склонностей и способностей обучающихся». 2.Буклет по теме социальное проектирование «Нужен нам водопровод» 3.Урок географии по теме «Демографическая ситуация России и родного края», 8 класс 4.Проектная работа «География России на денежных купюрах» 5.Презентация проектной работы учащейся 10 кл.
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/6599-opyt-ispolzovanija-jelektronno-obrazovatelnyh 1.Опыт использования электронно-образовательных ресурсов, информационных коммуникативных технологий в образовательном процессе по географии — ресурс формирования универсальных учебных действий учащихся
|
8. Описание инновационного опыта учителя
|
На уроках географии, начиная с пятого класса, использую технологию проектной деятельности, для развития ключевых компетенций учащихся.
Информационные компетенции. При помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. В 5 классе рассматривая тему «План и карта» предлагаю разработать проект школьного двора, парка, детской игровой площадки. Дети отбирают объекты для проектов, примеры которых нашли в интернете. В 6 классе в теме «Атмосфера», предлагаю аналитическую работу по дневнику наблюдений. Учащиеся преобразуют собранные данные по наблюдению за погодой и явлениями в природе. Составляются графики, таблицы, простейшие карты погоды. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В 7 классе изучая страны и народы, предлагаю создать диафильм о национальных костюмах, разработать маршрут путешествия по удивительным местам страны. В теме «Природные зоны» предлагаю изготовить буклет о растительном и животном мире природной зоны. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций. В 8 классе при изучении Кировской области учащиеся работают над «Путеводителем» по родному краю. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В 9 классе учащиеся стоят перед выбором профессии, предлагаю тему «Хозяйство моего села, района». Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. В 10 классе предлагаю разработать проект новой транспортной магистрали, проект развития региона. В 11 классе изучая региональную географию, предлагаю разработать проект развития стран с бедной ресурсной базой. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В ходе выполнения проектных работ, учащиеся приобретают навыки работы на компьютере, работают с Интернетом, учатся презентовать свой результат, отрабатывают предметные навыки, у детей развивается наблюдательность, образность мышления, формируется культура умственного труда и элементы научной деятельности. Используя метод проектов, ставлю перед собой задачи: -соответствие урока требованиям программы, к отбору содержания, четкое планирование цели каждого урока; -обеспечение качественного усвоения учебного материала в классе и достижение планируемых результатов обучения; -активная работа учащихся в классе без нагрузки; -наличие у школьников интереса к предмету и к процессу учения. В проектной деятельности веду работу по обеспечению сотрудничества с муниципальными органами власти, библиотеками, музеями (районным, школьным), районной газетой «Сельский труженик», для того чтобы осуществить связь с практической внешкольной жизнью учащихся. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального Банка передового педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, к.п.н., доцент кафедры предметных областей |
Составляющие образования | Обучение. |
Ключевые слова | ФГОС, проектная деятельность, проблемное обучение, системно-деятельностный подход, ключевые компетенции. |
Приложение | 1.Опыт работы по теме: «Метод проектов как средство развития ключевых компетенций обучающихся»
2. Презентация к уроку «Рынок труда и безработица» 3. Ученическая презентация «Все работы хороши… Выбирай на вкус» 4.Конспект урока «Рынок труда и безработица» |