ФИО

Миненкова Маргарита Вениаминовна | Токарева Любовь Борисовна

ДОЛЖНОСТЬ

учителя начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

31 год | 34 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска» 612260 Кировская область, г.Яранск, ул.Гоголя, дом 25 8(83367) 2-13-06 https://shkolayaransk-r43.gosweb.gosuslugi.ru

В работе показан опыт наставничества с молодыми педагогами на основе кураторской методики Куксо Е.Н. В коллективе были сформированы три пары обучающиеся педагогов. Это были педагоги примерно с одним стажем работы, желающие осваивать эту методику и повышать свой профессиональный уровень и педагогические умения. Педагоги наблюдают за уроками друг друга, однако, не по привычной модели «обо всем и ни о чем». На каждый урок у пары есть определенное задание и один конкретный аспект для наблюдений. Педагоги обсуждают не субъективные ощущения, а реальные показатели. Аспектами для наблюдений могут быть «близость к ученикам», «дисциплина», «похвала» и др. Учитель наблюдает не за уроком в целом, а только за одним аспектом по заданию куратора. Все остальное не учитывается. Куратор уроки не посещает.

Ф.И.О. Миненкова Маргарита Вениаминовна

Токарева Любовь Борисовна

Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска»

612260 Кировская область, г.Яранск, ул.Гоголя, дом 25

8(83367) 2-13-06 https://shkolayaransk-r43.gosweb.gosuslugi.ru

Должность Миненкова Маргарита Вениаминовна — учитель начальных классов,

Токарева Любовь Борисовна – учитель начальных классов

Стаж работы Миненкова М.В. – 31 год. Токарева Л.Б. – 34 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Роль наставничества в современной школе.
Ключевые слова Кураторство, работа в парах, компетенции
Аннотация (не больше 500 знаков) В работе показан опыт наставничества с молодыми педагогами на основе кураторской методики Куксо Е.Н. В коллективе были сформированы три пары обучающиеся педагогов. Это были педагоги примерно с одним стажем работы, желающие осваивать эту методику и повышать свой профессиональный уровень и педагогические умения.

Педагоги наблюдают за уроками друг друга, однако, не по привычной модели « обо всем и ни о чем». На каждый урок у пары есть определенное задание и один конкретный аспект для наблюдений. Педагоги обсуждают не субъективные ощущения, а реальные показатели. Аспектами для наблюдений могут быть «близость к ученикам», « дисциплина», «похвала» и др. Учитель наблюдает не за уроком в целом, а только за одним аспектом по заданию куратора. Все остальное не учитывается. Куратор уроки не посещает.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В последние годы наставничество приостановилось. В школах работают в основном «стажисты». С приходом в школу молодых педагогов эта тема стала актуальной. Но учить по-старому «делай как я» не всегда эффективно. Мы стали искать новые подходы к системе наставничества,  эффективные как для молодого специалиста так и учителя со стажем.
Актуальность Новая методика кураторства не всем понятна и принимаема, так как куратор уроки не посещает. Это отличает от традиционного наставничества. Молодые педагоги не боятся взаимного посещения уроков, так как имеют примерно одинаковый опыт работы и нет психологического давления наставников.
Новизна Куратор уроки не посещает.
Описание инновационного опыта Учителями начальных классов мы работаем более тридцати лет. Работа учителя практическая, и для того, чтобы изменить свою педагогическую практику, важно наблюдать за тем, что делают другие, что происходит с детьми и на своих уроках.

Сейчас все чаще в образовании говорят о наставничестве. Более опытные учителя учат менее опытных – это знакомая и понятная ситуация. Но классическое наставничество не всегда эффективно. « Делай как я и будешь хорошим учителем». А  продуктивно ли это? Ответ на этот вопрос мы нашли в книге Куксо Е.Н. « Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе».

Мы заинтересовались этой темой, так как к нам в школу пришли молодые педагоги, окончившие индустриально — педагогический колледж в г. Советске. Пройдя курсы в учебном центре «Академия Директории» по программе «Организация внутрифирменного обучения педагогов в рамках национального проекта «Образование» (на основе кураторской методики), мы апробировали эту методику.

Идея: развить потенциал молодого педагога и самим приобрести профессиональные находки и решения, анализируя свою работу.

Ключевая роль куратора – развитие профессиональных взаимодействий в школе.

Работу наставника и молодых педагогов мы сравнили с обучением управления парусной яхты в составе команды. Обучение в современном мире стремительно меняется. Впервые попав на судно, юные яхтсмены получают список знаний и навыков, необходимых для передвижения под парусом. Более высокий уровень предполагает, что предыдущий уровень освоен. Так и в школе. Наставник предлагает молодым учителям проверить, какими компетенциями он уже владеет, а над какими предстоит работать.

В море — штурвал, а у нас колесо компетенций. Круг разделен на секторы. Каждый сектор – отдельная компетенция. Молодые педагоги постепенно сами заполняют его в течение года, оценивая свой уровень на данный момент. «Колесо»- важный инструмент, в котором заложены профессиональные показатели.

 

С чего начинается работа?

В коллективе выбираются обучающиеся пары педагогов. Это должны быть педагоги примерно с одним стажем работы, желающие осваивать эту методику и повышать свой профессиональный уровень и педагогические умения.

Педагоги наблюдают за уроками друг друга, однако, не по привычной модели « обо всем и ни о чем». На каждый урок у пары есть определенное задание и один конкретный аспект для наблюдений. Педагоги обсуждают не субъективные ощущения, а реальные показатели. Аспектами для наблюдений могут быть «близость к ученикам», « дисциплина», «похвала», «время на размышление», «распределение внимания», «типы вопросов учителя», «чёткие инструкции» и др. Учитель наблюдает не за уроком в целом, а только за одним аспектом по заданию куратора. Все остальное не учитывается. Куратор уроки не посещает. Так же как и на яхте: если ты хочешь сам идти под парусом, ты учишься сам, но под руководством капитана.

Зачем это нужно? Работа учителя полна мелких нюансов. Если вы говорите сразу обо всех проблемах, то практически невозможно улучшить все и сразу. Каждый навык, будь то умение держать дисциплину, задавать сложные вопросы, видеть весь класс должен выстраиваться и закрепляться отдельно. Так, шаг за шагом, можно прийти к значительному росту, к профессионализму каждого педагога.

Взаимное посещение уроков происходит на одной неделе. У наблюдающего педагога есть лист наблюдений с конкретными заданиями. После взаимного наблюдения педагоги заполняют протокол и организуется общая встреча куратора и педагогов. На этой встрече обсуждают данные, которые были собраны во время наблюдений.

Куратор помогает учителям спланировать улучшения, которые позволили бы избежать ошибок в дальнейшем или закрепить результат. Куратор дает задание – повторно понаблюдать за этим же аспектом, чтобы закрепить прогресс или переходит к новому заданию.

Куратор должен научиться правильно задавать вопросы, которые заставляют задуматься, увидеть неочевидное, понять что-то важное для себя.

— как вы сами оцениваете свой урок?

-какие, на ваш взгляд, плюсы и минусы сегодняшнего урока?

— были ли у вас какие — то сложности?

— что именно вам понравилось на уроке?

— как вы считаете, какие задания были интересны сильным ученикам?

— как вели себя слабые ученики во время выполнения задания?

— какие формы работы, какие задания позволяют включать в работу разные группы учеников (сильные, средние, слабые)?

Предлагаем вам рассмотреть структуру встреч.

 

Модель долгосрочной работы.

Установочная встреча Ретроспектива

(еженедельные встречи)

Итоговая встреча
1)      Инструктаж педагогов по методике

2)       Выбор компетенции

3)      Самооценка.

1)           Анализ протоколов, обратная связь

2)           Настрой на следующее взаимонаблюдение

1)      Изменение прогресса

2)      Цели на следующий цикл

 

Конечно, на яхте можно и просто отдыхать, но увлекательнее в составе команды, самостоятельно управлять этим необыкновенным судном. В школе таким судном является школьный коллектив. Только в команде «наставник -молодой учитель — класс» и при активном участии мы получим яркое взаимодействии с волной, парусом и командой. Только грамотно управляя волной, мы поднимем паруса и найдем нужный и правильный курс.

Вот как это происходит.

Структура установочной встречи.

1.                  Создание доверительных отношений между наблюдающими парами и куратором.

2.                  Цель встречи.

3.                  Инструктаж по наблюдениям и протоколам

4.                  Создание ситуации успеха, самооценка текущего уровня.

5.                  План действий куратора и педагогов.

6.                  Ценность предстоящего сотрудничества.

7.                  Взаимная благодарность.

 

Структура ретроспективных встреч.

1.                  Доверительные отношения.

2.                  Цель встречи.

3.                  Анализ протокола, обратная связь первому педагогу.

4.                  Анализ протокола, обратная связь второму педагогу.

5.                  Выводы, план на следующее наблюдение.

6.                  Ценность.

7.                  Благодарность.

 

Структура итоговой встречи.

1.                  Доверительные отношения.

2.                  Цель встречи.

3.                  Самооценка прогресса по наблюдавшим компетенциям.

4.                  Цели на следующий цикл.

5.                  Ценность всей работы с партнером и куратором.

6.                  Благодарность.

 

Самый сложный момент для наставника — предупредить разочарования и конфликты, поддержать эмоционально, укрепить веру в себя, помочь осознать свои возможности как педагога перед детьми, родителями, коллегами. Перед уроком учителя получают четкие инструкции по наблюдению и протокола.

Например, на аспект « Похвала» дана такая инструкция.

 

Задание для наблюдающего.

Перед уроком.

1.Распечатайте схему класса и возьмите ее на урок.

2. Ознакомьтесь с памяткой « Похвала».

На уроке.

1.         Все ответы учеников отмечайте знаком минус«–».

2.         Если учитель хвалит ученика за ответ, исправляете минус на плюс«+».

3.         Если учитель хвалит ученика без привязки к его ответу (например, поощряет сконцентрированность, наличие домашнего задания и пр.), такое выражение похвалы обозначайте галочкой.

4.         Нумеруйте все выражения похвалы и на отдельном листе старайтесь записать то, как похвала была сформулирована. То есть, что именно сказал (или сделал учитель).

После урока.

Заполните предложенный протокол урок.

 

всего
Количество учеников на уроке
Сколько было ответов учеников?
Сколько раз учитель похвалил ответы учеников?
Сколько раз учитель похвалил учеников вне привязки к ответу?
Сколько учеников получили похвалу?

 

Выводы и идеи:

Какие выводы сделали наши молодые педагоги по этому аспекту?

На уроке ребенок становится более открытым, когда его хвалят и поощряют, с удовольствием идет на контакт с учителем, появляется мотивация к обучению.

Наше «плаванье» показало:

1)                 В наставничестве заинтересованы и молодые педагоги, и педагоги-стажисты. Взаимодействие в работе помогает молодым учителям развить свой потенциал, а стажистов спасает от профессионального выгорания.

2)                 Весь процесс ведется через научно — методическое сопровождение в системе, планомерно и имеет конкретную цель.

3)                 Идет рост профессионализма молодых педагогов и возрастает интерес к педагогической деятельности, так как более тщательно идет подготовка к урокам, анализу урока, опираясь на определенный аспект. Учителя применяют мультимедийные презентации, осваивают и апробируют новые формы и активные методы, приемы и способы работы с детьми. Уже в «плаванье» молодые педагоги приняли активное участие в профессиональных конкурсах разного уровня. Стали призерами районного конкурса «Мой лучший урок», «Программ внеурочной деятельности», предметной олимпиады ИРО. Имеют благодарственные письма.

Кураторство «по-новому» — это здорово!

Продукт опыта / проекта Диплом победителя Всероссийского педагогического конкурса, посвященного Году педагога и наставника «Учитель творит Человека». Образовательный портал «Продленка». 28 марта 2023 года. Серия: № 268663- 29072

Диплом победителя регионального фестиваля школьных методических служб «Школа молодого педагога». Приказ ИРО Кировской области от 08.02.2023 № 042

Призер регионального конкурса «Наставник в сфере образования « в номинации «Творческая работа «Система наставничества». Приказ от 26.09.2022 № 301

Участие в региональной научно-практической конференции « Лучшие практики СПО: воспитательный аспект». ИРО Кировской области, 21 апреля 2021г.

Участие в региональной научно — практической конференции «Практико – ориентированное обучение как основа подготовки кадров для экономики региона», 27 апреля 2022г.

Выступление на окружном методическом объединении учителей начальных классов по теме « Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий», 23.03.2023

Затруднения в реализации, риски Сильная загруженность учителей.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Повышение качества обучения, развитие педагогических компетенций, психологическая поддержка молодых педагогов, повышение профессионального уровня молодых учителей и педагогов со стажем. Сотрудничество « наставник – учитель – класс – родители».
Публикации

по теме опыта

Статьи из сборника

Миненкова М.В., Токарева Л.Б. Роль наставничества в современной школе. Л87 Лучшие практики СПО: воспитательный аспект [Текст]: Региональная научно-практическая конференция (Киров, 21 апреля 2021 года): Сборник материалов / Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров, 2021. -195 с. — (Серия «Образование. Бизнес. Кадры»).

 

Миненкова М.В., Токарева Л.Б. Наставничество. Второй год практики.

П69 Практикоориентированное обучение как основа подготовки кадров для экономики региона [Текст]: Региональная научно-практическая конференция (Киров, 27 апреля 2022 года): Сборник материалов / Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров, 2022. -132 с. — (Серия «Образование. Бизнес. Кадры.»)

Экспертное заключение Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью, новизной.

Результаты опыта будут полезны учителям- наставникам при работе с молодыми учителями, начинающими свою педагогическую деятельность в общеобразовательных организациях.

Ф.И.О. эксперта Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».
Рубрика (выбрать одну) НАСТАВНИЧЕСТВО

Начальное общее образование

Приложение 1. Выступление Роль наставничества в современной школе.
Скачать файл
Приложение 2. Презентация к выступлению
Скачать файл
Приложение 3. Статья Наставничество Второй год практики
Скачать файл
экспертное заключение
Скачать файл