ФИО

Рычкова Наталья Ивановна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель английского языка

СТАЖ РАБОТЫ

36 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска Кировская область, г. Яранск, ул. Гоголя д.25 (883367) 2-13-81 shkola1yaransk@mail.ru

Чтение на иностранном языке является наиболее важной частью речевой деятельности и в процессе обучения ему уделяется особое внимание. ФГОС в качестве обязательного компонента включает « овладение навыками смыслового чтения», формирование читательской компетенции, что, в свою очередь, является необходимым условием освоения практически всех учебных предметов. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий. Важнейшим умением становится умение извлекать информацию из текста, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Но у учителя иностранного языка часто возникает проблема подбора и создания специальных упражнений, направленных на обучение чтению, т.к. такие задания чаще всего однообразны. Поэтому свою задачу как учителя-предметника вижу в том. чтобы внедрять в свою практику новые и эффективные приемы в процессе формирования навыков смыслового чтения учащихся.

Ф.И.О. Рычкова Наталья Ивановна
Организация КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска

Кировская область, г. Яранск, ул. Гоголя д.25

(883367) 2-13-81

shkola1yaransk@mail.ru

Должность Учитель английского языка
Стаж работы 36 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Формирование навыков смыслового чтения  на уроках английского языка  как требование ФГОС
Ключевые слова  ФГОС, английский язык,  смысловое чтение, этапы работы над текстом, приемы
Аннотация Чтение на иностранном языке является наиболее важной частью речевой деятельности и в процессе обучения ему уделяется особое внимание. ФГОС в качестве обязательного компонента включает « овладение навыками смыслового чтения», формирование читательской компетенции, что, в свою очередь, является необходимым условием освоения практически всех учебных предметов. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий. Важнейшим умением становится умение извлекать информацию из текста, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Но у учителя иностранного языка часто возникает проблема подбора и создания специальных упражнений, направленных на обучение чтению, т.к. такие задания чаще всего однообразны. Поэтому свою задачу как учителя-предметника вижу в том . чтобы внедрять в свою практику новые и эффективные приемы в процессе формирования навыков смыслового чтения учащихся.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема в том, что дети не любят читать и поэтому очень важно вызвать интерес к чтению и научить их разным стратегиям смыслового чтения. Противоречие, возникшее между  необходимостью формирования у учащихся навыков смыслового чтения, с одной стороны, и отсутствием мотивации, неумением работать с текстом самостоятельно, с другой стороны, можно разрешить путем  создания оптимального комплекса дидактических приемов и эффективных упражнений  для формирования  навыков  смыслового чтения обучающихся на основе работы с текстом.
Актуальность ·  Сегодня одним из критериев успеха становится работа с информацией, поэтому  обучение учащихся навыкам смыслового чтения различных стилей и жанров актуально. Чтение является одним из средств ознакомления с культурой другого народа, основой формирования навыков межличностного и межкультурного общения, созданием условий для личностного и познавательного развития учащихся. Смысловое чтение – один из обязательных компонентов метапредметных результатов, формируемых на уроке иностранного языка. Оно относится к универсальным учебным действиям (УУД). Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Научиться мыслить в процессе чтения – важнейшая задача.

·  Применение данного опыта способствует совершенствованию навыков и развитию умений у учащихся обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт  при изучении предмета «Английский  язык»

·  Процесс обучения организуется так, чтобы каждый учащийся приобретал не только знания (компетенции по предметам), но и овладевал стратегиями их адекватного применения для достижения поставленных перед ними учебных задач (общими компетенциями).

Новизна Использование данного комплекса приемов способствует реализации метапредметного подхода на уроках английского языка, формируется способность не только работать по образцу, но и анализировать информацию текста, совершенствуется умение переносить информацию текста на свой жизненный опыт и высказывать свою точку зрения на описанные в тексте события.
Описание инновационного опыта На уроках я выделяю три основных этапа работы с иноязычным текстом: предтекстовой, текстовый и послетекстовой. Набор приемов на каждом из этапов может варьироваться в зависимости от целей урока и желаемой степени понимания текста.

Я подбираю тексты в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их речевым и жизненным опытом, с наличием  фактов и понятий, наличием новой для учащихся информации.

 

1)      Предтекстовой этап (Pre-reading activity)

Главная задача данного этапа — вызвать у учащихся желание прочитать текст. Цель – развитие такого читательского умения как антиципация, умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям… Это, как правило, упражнения типа:

·         «Прочитай заголовок, посмотри иллюстрации и выскажи предположения о теме и содержании текста

·          Ответьте на вопрос: « Что я знаю по данной теме?;

·         Прочитай  ключевое  слово и составь ассоциограмму;

·         Прочитай  первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;

·         Прочитай новые слова и словосочетания и скажи, о чем может идти речь в тексте.

На данном этапе  я обычно использую следующие приемы:

·         «Мозговой штурм». Учащиеся называют все,  что они знают и думают по  озвученной теме.

·         «Карта памяти». Это наглядный способ представления информации, когда в центре записывается понятие, от которого отходят ассоциации или связанные понятия.

·         «Знаем-Хотим, Узнать-Узнали». Этот прием позволяет заполнить таблицу, где в колонку «Знаем»  заносятся главные сведения по  данной теме (после обсуждения). В колонку «Хотим узнать» заносятся спорные вопросы и идеи и все, что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку « Узнали» записывается вся информация, которая была найдена в тексте.

 

2)      Текстовый этап (Reading the story)

Цель — понимание текста и создание  его интерпретации. Главная задача – обеспечение полноценного восприятия текста.

Задания данного этапа:

·                        «Выберите заголовок к тексту»,

·                        «Заполните пропуски»,

·                        «Найдите верные (неверные) утверждения»,

·                        «Соотнесите картинки с предложениями из текста»,

·                        «Составьте план текста»,

·                        « Определите ключевые слова в каждой части текста».

 

На данном этапе я часто использую следующие приемы:

·      «Чтение с пометками»,

·      «Чтение с остановками»,

·      «Инсерт» — маркировка текста по мере его прочтения. Учащиеся заполняют таблицу, систематизируя материал,

·      Уже узнал (V); Узнал новое (+); Думал иначе (-); Есть вопросы (?). В результате у учащихся получается мини-конспект прочитанного текста. Этот прием способствует развитию умения классифицировать, систематизировать  информацию, выделять новое.

·      « 5 W» — Данный прием нацелен на поиск фактической информации в тексте. Учащиеся отвечают  на вопросы What? Where? When? Who? Why? В результате у них получается опорный конспект для дальнейшего пересказа текста.

·      «Верные и неверные утверждения»

 

Послетекстовый этап (Post-reading activity)

Цель — корректировка читательской интерпретации. Контроль понимания прочитанного. Это – стадия рефлексии. Главная задача — обеспечение углубленного восприятия и  понимания  текста. На данном этапе следует использовать текст в качестве языковой, смысловой и содержательной опоры. Выбор упражнений очень разнообразен, так же как и  способы их выполнения. Они могут выполняться как в парах, так и в группах, а некоторые задания могут предлагаться  в качестве индивидуальных.

Задания этого этапа:

·      « Коллективное обсуждение  прочитанного»,

·      «Формулирование основной идеи текста»,

·      «Верно, неверно, нет информации»,

·      «Текст  с пропусками»,

·      Творческие задания (презентация, ролевая игра, сочинение, эссе).

 

На  данном этапе обычно использую приемы критического мышления:

·         «Синквейн»,

·         «Достраивание кластера из ключевых слов»,

·         « Дискуссия»,

·         «Круглый стол».

 

Организация процесса обучения в рамках формирования навыков смыслового чтения предоставляет обучающимся возможность в дальнейшем самим устанавливать языковые связи между описанными в тексте событиями и их личным опытом, переносить полученные навыки  при работе с текстом в плоскость продуктивной коммуникации, что способствует развитию интеллекта, т.е. обучает,  развивает, формирует ключевые компетенции учащихся.

Продукт опыта / проекта 1) Технологическая  карта урока  английского языка в 7 классе по теме

«История возникновения и развития английского языка»  — Учебно-методическое пособие КОГОАУ ДПО  « ИРО Кировской области» Под общей редакцией канд пед. наук А.С. Рыловой – Киров ООО « Типография « Старая Вятка», 2018

2) Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка как требование ФГОС» (конференция для педагогов Юго-Западного образовательного округа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом в условиях реализации ФГОС»  — 17.01.2019)

3) Буклет «Технология смыслового чтения»

Затруднения в реализации, риски Подбор текстов в соответствии с уровнем развития,  учетом   возрастных особенностей группы учащихся, наличием  новой  для них информации, подбор приемов и составление заданий для достижения целей конкретного урока и нужного уровня восприятия текста.
Публикации

по теме опыта

Технологическая карта  урока английского языка

https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-v-klasse-na-temu-istoriya-vozniknoveniya-angliyskogo-yazika-2805433.html

Учебно-методическое пособие КОГОАУ ДПО  « ИРО Кировской области» под общей редакцией канд пед. наук А.С. Рыловой – Киров ООО

« Типография « Старая Вятка» , 2018

Технологическая  карта урока  английского языка в 7 классе по теме

«История возникновения и развития английского языка»

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Полушкина Г.Ф., ст. преподаватель кафедры предметных областей
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Иностранные языки

отзыв Рычкова Н. И.
Скачать файл
Приложение №2 Мастер-класс
Скачать файл
Приложение № 3 Презентация
Скачать файл
Приложение № 4 Буклет
Скачать файл