ФИО

Веснина Лариса Геннадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Заместитель директора по общим вопросам, учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

34 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей» (АНОО «Петербургский лицей»)

Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы по географии — расширение географического кругозора и углубление знаний школьников в области географической науки, совершенствование общеучебных и специальных для географии умений учащихся. На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д.

Ф.И.О. Веснина Лариса Геннадьевна
Организация Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей»

(АНОО «Петербургский лицей»)

Должность Заместитель директора по общим вопросам, учитель географии
Стаж работы 34 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Развитие проектных и исследовательских умений обучающихся через систему внеурочной деятельности по географии.

 

Ключевые слова Проектная и исследовательская деятельность, туристический потенциал стран мира, маршруты путешествий.
Аннотация (не более 500 знаков) Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы по географии — расширение географического кругозора и углубление знаний школьников в области географической науки, совершенствование общеучебных и специальных для географии умений учащихся.

На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д..

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности, умение использовать различные источники информации.
Актуальность Внеурочная деятельность позволяет совершенствовать специальные знания и умения. Такие занятия знакомят учащихся с шедеврами искусства, представленными на различных выставках, с природой и хозяйством своей страны и других стран мира. Проекты, выполняемые школьниками вне урока, способствуют воспитанию организованности и ответственности, дают толчок к реализации личных наклонностей.

Актуальность опыта заключается в новом подходе к проектному методу, во внедрении его в процесс обучения на условиях постоянности, системности и разнообразия форм практического применения.

Новизна Разработана и реализована программа внеурочной деятельности «Путешествуя по Миру…».  Новизна опыта напрямую связана с проектной деятельностью. Изучение географии, населения, экономики, культуры и достопримечательностей стран мира способствует пониманию национальной и зарубежной географии.

Учащиеся выбирают страну, изучают теоретические основы и разрабатывают виртуальные экскурсионные туры по выбранной стране.

Описание инновационного опыта Программа внеурочной деятельности предназначена для более углубленного изучения школьного курса географии. Данная программа может использоваться как программа дополнительного образования курса «Страноведение».

Идея создания программы возникла в связи с частыми путешествиями учащихся и интересом к посещаемым странам.

Цель программы – удовлетворять познавательные интересы учащихся, увлекающихся географией; развивать умения проектно-исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности позволит пробудить интерес к активному познанию стран мира, их достопримечательностям.

В программе выделяется 3 раздела:

1 разделтеоретический, представлен программой внеурочной деятельности «Путешествуя по Миру…». Содержание программы предназначено для расширения и углубление знаний учащихся, получения дополнительных знаний страноведческого характера. Большое внимание в программе уделяется вопросам рассмотрения туристско-рекреационного потенциала стран мира.

2 раздел- проектная деятельность. Работа над проектами, исследование туристического потенциала стран мира.

3 разделпрактическая деятельность. Составление туристических и экскурсионных маршрутов по странам Мира. Экскурсионные поездки.

Учащиеся выбирают страну Мира и составляют программу экскурсионного тура по городам выбранной страны. Тур может быть любой направленности:

  • Гедонистический
  • Оздоровительный
  • Культурно-познавательный
  • Спортивный и др.

Результатом деятельности учащихся являются: разработанные авторские туры по странам, презентации, авторские буклеты и путеводители по странам мира.

 

Продукт опыта / проекта Проекты учащихся и разработка туристических маршрутов
Затруднения в реализации, риски Затруднений в ходе реализации проекта не было, риски могут заключаться только в организационных вопросах.
Публикации

по теме опыта

Победитель Всероссийского сетевого конкурса «Программы, способствующие

Развитию детей и молодежи во внеурочное время» (АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ «АЛЬТЕРНАТИВА»)

Экспертное заключение Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса и осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе. Это выражается в том, что во внеклассной работе больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Новизна опыта напрямую связана с проектной и исследовательской деятельностью. Изучение географии, населения, экономики, культуры и достопримечательностей стран мира способствует пониманию национальной и зарубежной географии. Изучив теоретические основы и разработав материалы для практического применения, обучающиеся смогут их применять в своём жизненном опыте. Автор обосновывает актуальность темы. Разработанная учителем программа способствует развитию проектных и исследовательских умений обучающихся через систему внеурочной деятельности по географии. Педагогический опыт может быть использован в образовательном процессе учебных организаций всех типов.

Ф.И.О. эксперта А.А.Пивоваров, ст. методист центра управления и инноваций, к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Общественно-научные предметы

Курсы внеурочной деятельности

Рабочая программа
Скачать файл
Развитие проектных и исследовательских умений обучающихся через систему внеурочной деятельности по географии
Скачать файл
приложение 1
Скачать файл
приложение 2
Скачать файл