ФИО

Николаева Ирина Сергеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель математики

СТАЖ РАБОТЫ

46 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОБУ СШ пгт Суна Кировской области Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Суна» 612450 пгт Суна Кировской области, ул. Дружбы, д.22. Тел. 88336933020, E-mail mousosh2suna@mail.ru

Урок знакомит учащихся с классификацией как методом совершенствования человеческого знания, формирует целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и современному представлению о картине мира; укрепляет веру учащихся в возможности своего глубокого и осознанного владения разными учебными предметами. Техника сторителлинга способствует созданию продуктивной дидактической коммуникации на уроке.

Ф.И.О. Николаева Ирина Сергеевна
Организация КОГОБУ СШ пгт Суна Кировской области

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Суна»

612450 пгт Суна Кировской области, ул. Дружбы, д.22.

Тел. 88336933020, E-mail mousosh2suna@mail.ru

Должность Учитель математики
Стаж работы 46 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Применение техники сторителлинга дидактической коммуникации в условиях образовательной среды урока математики
Ключевые слова Техника сторителлинга дидактической коммуникации
Аннотация (не более 500 знаков) Урок знакомит учащихся с классификацией как методом совершенствования человеческого знания, формирует целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и современному представлению о картине мира; укрепляет веру учащихся в возможности своего глубокого и осознанного владения разными учебными предметами. Техника сторителлинга способствует созданию продуктивной дидактической коммуникации на уроке.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В ФГОС среднего общего образования установлены требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: овладение универсальными познавательными действиями: а) базовые логические действия: …устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения…б) базовые исследовательские действия: формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами…

В связи с этой задачей учитель математики должен практиковать проведение уроков, включающих школьников в учебно-исследовательскую работу, помогающих им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации. Урок математики, посвященный классификации уравнений, формирует системный подход ко всем школьным предметам, поскольку классификация объектов изучения применяется как средство обобщения информации, получаемой на любых уроках.

Актуальность В ходе реформ современной школы стало уделяться больше внимания развитию способностей каждого обучающегося. Будущее поколение должно уметь «добывать» знания, приобретать необходимые навыки в процессе самостоятельного функционирования. Ориентация на системный, деятельностный, личностный подходы в обучении математике позволяет решать не только образовательные, но и социальные задачи: формировать коммуникативные навыки и умения работать в группах.
Новизна Новый подход к освоению учебных предметов: надпредметный уровень урока, применение техники сторителлинга дидактической коммуникации способствуют формированию совокупности личностных смыслов и ценностей школьника. Аналоги в практике педагогической работы отсутствуют.
Описание инновационного опыта В сложном современном мире решение проблем опирается не на жизненный опыт человека, а на комплекс экспериментальных, общенаучных, математических, естественнонаучных методов. Чтобы быстро придумать способ действий при решении задачи, человек должен иметь глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение. Формирование мировоззрения осуществляется при помощи мыслительных операций, которые дают нам знание и понимание. Все мыслительные операции человека: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию задействует классификация понятий. Урок посвящен классификации уравнений, с их помощью учащиеся устанавливают межпредметные связи математики и других учебных предметов.

В ходе урока школьники получают возможность развития умений осуществлять сравнение и классификацию уравнений по их виду, по числу их корней, по методам их решений. Интерес к поиску нового знания и ценностное отношение к новому знанию возникает и поддерживается, если учебная информация представлена с помощью сторителлинга дидактической коммуникации. В научных статьях по педагогике сторителлинг рассматривается как педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, развития и мотивации обучающихся. Урок в технике сторителлинга строится по принципу драматургии: завязка конфликта, нарастание напряжения, кульминация и развязка. Героем урока является Франсуа Виет, отец современной алгебры, тригонометрии, связавший с алгеброй решение геометрических задач. Логическая связь этапов урока с эпизодами биографии Виета, с реальной жизнью является удачной методической находкой.

Продукт опыта / проекта Восстановление связи предметного материала с жизнью, с предметами и явлениями окружающего мира. Выстраивание посредством школьных предметов системы осмысленного обучения, понимание смыслов математического знания. Формирование у учащихся представления о методах математической деятельности в соответствии со старшей ступенью образования (из Профстандарта учителя математики), достижение устойчивых положительных результатов в развитии учащихся при оптимальном расходовании сил и средств педагога, обеспечение стабильности результатов учебно-воспитательного процесса. Результатом исследовательской деятельности обучающихся является их личностное и интеллектуальное развитие.
Затруднения в реализации, риски Идея урока универсальна. Высокий интеллектуальный уровень педагога, его креативность и разносторонние интересы. Педагог должен иметь целостное видение нескольких школьных предметов. Урок целесообразно проводить в выпускном классе. Идеи опыта могут быть применены в массовой практике педагогической работы.
Публикации

по теме опыта

21.04.2023 в соответствии с планом работы инновационной площадки при ВВРНОЦ в рамках научно-методического семинара «Креативность педагога и воспитанника как soft skills» проведен данный урок, получивший положительную оценку коллег.
Экспертное заключение Внедрение метода исследовательской деятельности на уроках математики позволяет современному учителю достичь необходимого уровня индивидуализации учебного процесса.

Главной целью технологии исследовательской деятельности является развитие личности учащегося, приобретение им функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

Применение техники сторителлинга дидактической коммуникации обеспечивает продуктивный уровень обучения математике.

Данный опыт будет полезным для творчески работающих учителей разных типов школ. Творчески работающий учитель сможет внести свой вклад в совершенствование данной методики.

Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, к.п.н., доктор философии МОАН, отличник народного просвещения, старший методист центра управления и инноваций
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Математика и информатика

 

Приложения 1. Технологическая карта урока.

2. Презентация «Классификация уравнений. Методы решения уравнений»

3. «История»  Комментарии учителя к слайдам презентации.

История
Скачать файл
Классификация
Скачать файл
Технологическая карта учебного занятия
Скачать файл