ФИО

Окулова Ольга Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

24 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 47" города Кирова (МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова) Адрес: 610050 г. Киров, ул. Упита, 9 Телефоны: +7(8332) 22-74-50 (директор), +7(8332) 22-74-53 (зам. директора) E-mail: sch47@kirovedu.ru

В методической разработке представлены рекомендации для учителей по использованию исторического комментирования на уроках с перечнем тем рабочей программы, где методически обосновано обращение к фактам истории языка, и лингвистическим материалом, а также в приложении даны технологические карты уроков, в ходе которых используются приемы работы по историческому комментированию.

Ф.И.О. Окулова Ольга Михайловна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» города Кирова

(МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова)

Адрес: 610050 г. Киров, ул. Упита, 9

Телефоны: +7(8332) 22-74-50 (директор), +7(8332) 22-74-53 (зам. директора)

Email: sch47@kirovedu.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 24 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование исторического комментирования на уроках русского языка как средства формирования языковой и культуроведческой компетенций учащихся
Ключевые слова Историческое комментирование, история и культура народа, сознательное освоение
Аннотация (не более 500 знаков) В методической разработке представлены рекомендации для учителей по использованию исторического комментирования на уроках с перечнем тем рабочей программы, где методически обосновано обращение к фактам истории языка, и лингвистическим материалом, а также в приложении даны технологические карты уроков, в ходе которых используются приемы работы по историческому комментированию.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Большинство рабочих программ по русскому языку и методических пособий к ним основаны на синхроническом подходе в изучении русского языка, в то время как некоторые языковые явления сложно объяснить, основываясь на факты современного русского языка. Происхождение слов, объяснение логики некоторых грамматических явлений и орфографических правил, а также обоснование имеющихся исключений из них – всё это требует обращения к истории языка, то есть использование диахронического подхода.
Актуальность Использование синхронно- диахронического подхода в изучении русского языка дает возможность учащимся не только воспринимать факты современного русского языка, но и понимать обоснованность их возникновения, воспринимать язык как развивающееся явление, а также позволяет осознавать язык как особую форму выражения национальной культуры.
Новизна Возможность для обучающихся не только изучать язык в его определённом (современном) состоянии, но и понимать особенности его развития, воспринимать язык как культурное наследие народа.
Описание инновационного опыта Одним из средств формирования языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка является историческое комментирование, которое позволяет не только изучать язык в его современном состоянии как данность, но и объяснять закономерность возникновения фактов языка в ходе его развития, изменения, а также предполагает восприятие языка как некоего хранилища сведений об истории народа, его нравственных ценностях, как особого рода подтверждения его самобытности и в то же время общности с другими народами.

Первыми, кто подробно и системно рассмотрел этот прием в контексте изучения русского языка в школе, были методисты-лингвисты В.В.Иванов и З.А.Потиха.

Особое внимание нужно обратить на то, что учитель должен методически правильно отбирать материал для исторического комментирования (большое внимание должно быть уделено его практической направленности), привлекать только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития языка, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь лексических, грамматических и орфографических явлений. При этом в центре внимания учителя должны быть важнейшие принципы дидактики — доступность, учет возрастных особенностей и уровня психического развития учащихся данного класса.

Практическая значимость использования исторических справок и исторического комментирования на уроках русского языка и во внеурочной деятельности заключается в том, что позволяет учащимся успешнее усваивать знания и представления о системе русского языка, а также современные нормы языка, проявлять активный познавательный интерес к изучению современного русского языка и его истории, приобретать ценностный взгляд на язык как национально-культурное явление.

Продукт опыта / проекта Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по использованию исторического комментирования на уроках с перечнем тем рабочей программы по русскому языку, где методически обосновано обращение к фактам истории языка, и лингвистическим материалом.
Затруднения в реализации, риски В изложении лингвистического материала по исторической грамматике используется научный подход. Сложность в использовании исторического комментирования на уроках русского языка заключается в отборе языкового материала и доступности изложения для учащихся.
Публикации

по теме опыта

1.     Бокатина Ю.И. Историческое комментирование как средство формирования лингвистического мировоззрения и культуроведческой компетенции школьников [Электронный ресурс] / Ю.И. Бокатина. – Режим доступа : http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Bokatina.pdf

2.     Глинкина Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: словарь- справочник: ок. 6000 слов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006

3.     Ерохина Л.А. Исторический комментарий на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Л.А.Ерохина. – Режим доступа : https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/135436/erohina_l.a.pdf

4.     Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985

Экспертное заключение   Тема инновационного педагогического опыта «Использование исторического комментирования на уроках русского языка как средства формирования языковой и культуроведческой компетенции учащихся» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов преподавания курса русского языка, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в создании системы работы по историческому комментированию на уроках русского языка для достижения планируемых результатов.

Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка методических рекомендаций для учителей русского языка, в которых представлены разные типы исторического комментирования языковых явлений, примеры использования исторического комментария на уроках русского языка.

Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Использование исторического комментирования на уроках русского языка как средства формирования языковой и культуроведческой компетенции учащихся» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по русскому языку, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика ОБУЧЕНИЕ

Русский язык и литература

Использование исторического комментирования на уроках русского языка
Скачать файл
Приложение 1. Технологическая карта урока Пословицы и поговорки
Скачать файл
Приложение 2. Склонение числительных
Скачать файл
Приложение 3. Технологическая карта урока О-Ё после шипящих
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл