ФИО

Трушкова Людмила Валентиновна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области" Адрес ОО: 612 260, г.Яранск, ул.Кирова, д.18. Телефон ОО: +7(83367) 2-11-79 E-mail: school2-yaransk@rambler.ru

В опыте затронут вопрос об экологическом воспитании обучающихся.  Говорится о том, что конечным результатом должно быть не только овладение учащимися определёнными знаниями и умениями, но и появление у них желания и умения активнее защищать, улучшать и облагораживать окружающую среду. Для решения этих задач ведётся работа по проекту «Юные друзья природы», который является составной частью плана всей учебно-воспитательной работы с классом. Данный проект помогает в системе осуществлять экологическое воспитание.

Ф.И.О. Трушкова Людмила Валентиновна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2

им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области»

Адрес ОО: 612 260, г.Яранск, ул.Кирова, д.18.

Телефон ОО: +7(83367) 2-11-79

E-mail: school2-yaransk@rambler.ru

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 37 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Экологическое воспитание младших школьников через реализацию проекта «Юные друзья природы»

 

Ключевые слова Экологическое воспитание, бережное отношение, система работы.
Аннотация (не более 500 знаков) В опыте затронут вопрос об экологическом воспитании обучающихся.  Говорится о том, что конечным результатом должно быть не только овладение учащимися определёнными знаниями и умениями, но и появление у них желания и умения активнее защищать, улучшать и облагораживать окружающую среду. Для решения этих задач ведётся работа по проекту «Юные друзья природы», который является составной частью плана всей учебно-воспитательной работы с классом. Данный проект помогает в системе осуществлять экологическое воспитание.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект  Существуют противоречия между большим объёмом теоретической информации, которая должна быть усвоена обучающимися – с одной стороны, и неумением или нежеланием использовать и применять экологические знания в повседневной жизни – с другой.
Актуальность  Правильная связь с природным домом значима для личностного развития ребёнка – она делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Только экологически верное мировоззрение человека может вывести планету из того катастрофического состояния, в котором она пребывает сейчас. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях.

Для решения данной проблемы требуется не только знание методики преподавания, но и умение сформировать практически – деятельное отношение младших школьников к окружающему миру. Их дальнейшее отношение к природному дому во многом будет зависеть от того, осознают ли они его ценность, насколько глубоко будут сформированы нравственные и эстетические отношения к природным объектам.

Новизна Программа воспитания МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г.Яранска предполагает для каждой параллели обучающихся приоритетное направление, которое реализуется в рамках воспитательного проекта. Каждый проект рассчитан на учебный год, имеет своё название,  отражающее направление работы, и связанное с ним содержание.
Описание инновационного опыта В условиях современной экологической ситуации в образовательных учреждениях остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей. Конечным результатом должно быть появление у детей желания и умения активнее защищать, улучшать и облагораживать окружающую среду. Но существуют противоречия между большим объёмом теоретической информации – с одной стороны, и неумением или нежеланием использовать и применять экологические знания в повседневной жизни – с другой. Важное место в формировании экологической культуры отводится начальной школе.

Программа воспитания МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г.Яранска предполагает для каждой параллели обучающихся приоритетное направление, которое реализуется в рамках воспитательного проекта. Каждый проект рассчитан на учебный год, имеет своё название,  отражающее направление работы, и связанное с ним содержание. Остановлюсь подробнее на проекте «Юные друзья природы», который реализуется с обучающимися третьих классов.

Цель проекта: формирование экологической культуры младших  школьников, воспитание новых ценностных ориентаций.

Задачи:

1.Формирование основ экологической культуры.

2.Формирование способности к духовному развитию, к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок.

3.Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.

4.Развитие практических умений по изучению и улучшению окружающей среды своей местности.

5.Формирование бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Для осуществления проекта предполагается тесное взаимодействие с социумом: с Домом детского творчества Яранского района, с районной детской библиотекой, с районным краеведческим музеем, с районным домом народного творчества. Принимают участие в экологическом развитии обучающихся и их родители, фельдшер школы, старшеклассники.

Содержание проекта предполагает:

— развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание  активной роли человека в природе;

— ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

— элементарный опыт природоохранительной деятельности;

— бережное отношение к растениям и животным;

— понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;

— первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;

— элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.

Планируемые результаты:

1. В результате реализации проекта у младших школьников   будут

заложены основы экологической культуры, понимания взаимосвязи

растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к

среде обитания.

2. Повысится стремление школьников к духовному развитию, к проявлению сознательности к случаям   неуважительного отношения к природе.

3.Будет формироваться система нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек целесообразного поведения в природной деятельности. 4. В результате массовых форм экологического воспитания учащиеся будут с желанием выполнять работы по благоустройству города и озеленения территории школы.

5. Будут сформированы навыки бережного отношения к природе родного края, ребята научатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде.

Во всех реализуемых в школе воспитательных проектах есть обязательные мероприятия. Это вхождение в проект, социализация проекта и презентация готового продукта.

Вхождение в проект обычно бывает в форме квеста «Что? Как? Когда?». Выполняя интересные задания, ребята узнают название нового проекта, как и когда они будут осуществлять работу по нему.  Социализация проекта – это ключевое дело, где ребята каждой параллели показывают свой опыт, наработанный по своему проекту за полгода. На него приглашают педагогов школы, родителей, старшеклассников, которые помогали в работе над проектом. К этому мероприятию обучающиеся тщательно готовятся. Дети учат стихи, готовят сценки, музыкальные номера по теме проекта, вопросы для викторин и т.д. Всё зависит от формы проведения мероприятия в каждой параллели. Это может быть устный журнал, разные путешествия, игра, миниконцерт, театрализованное представление и т.д. На этом мероприятии ребята обязательно вспоминают формы своей деятельности по проекту. Так третьеклассники по проекту «Юные друзья природы» подготовили для социализации экологическую сказку «Путешествие во времени», где они вспомнили о том, отчего в доме бывает светло и что можно сравнить с лампой в природе. Или ещё –   в природе идёт дождь, а можно ли его встретить дома? В конце мероприятия ребята сделали вывод, что в природе всё взаимосвязано. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок. На этом же мероприятии ребята получили задание для заключительной части своего проекта –  выполнить практическую работу «Красивая клумба».

И заключительное мероприятие  –  это презентация готового продукта «Сделал сам – научи других». На нём обучающиеся третьих классов передают второклассникам информацию о том, что их ожидает в следующем году. В заключительной части работы по проекту ребята выращивают рассаду цветов, чтобы высадить их на клумбы перед школой. Для этого ранней весной закупаются семена, ребята их сеют и тщательно ухаживают за рассадой. После первых всходов дети заполняют отчёт, записывая в него название цветов, которые посеяли, дату появления первых ростков, появление новых листочков и т.д. Потом находят про свои цветы информацию в интернете или в других источниках. Фотоотчёты о своей работе помещают на стенде в классе. Позднее на классном часе делают сообщение о проделанной работе.

Эффективность проекта «Юные друзья природы» определяется системой целевых индикаторов, показателей и методов изучения, которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по экологическому направлению у обучающихся.

Подробное описание опыта в приложении 1(статья).

Продукт опыта / проекта Разработки мероприятий экологической направленности.

Практическая работа по проекту «Красивая клумба».

Затруднения в реализации, риски К рискам можно отнести:

— примеры отрицательного воздействия взрослого населения на экологию;

— временные затраты, направленные на разработку мероприятий и решение организационных вопросов с социальными партнерами;

— низкая всхожесть семян цветов.

Публикации

по теме опыта

Трушкова Л.В. «Экологическое воспитание младших школьников через реализацию проекта «Юные друзья природы»» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Текст выступления Экологическое воспитание младших школьников через реализацию проекта Юные друзья природы (prodlenka.org)
Экспертное заключение Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью, новизной. Внедрение данного опыта позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста к природе, экологическим проблемам планеты, поможет формированию у них естественно-научной грамотности, бережного отношения к природе, любви к родному краю

Результаты опыта соответствуют обновленному ФГОС НОО и будут полезны учителям работающим в начальных классах общеобразовательных организаций.

Ф.И.О. эксперта Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ

Начальное общее образование

Приложение 2_Разработка мероприятия
Скачать файл
Приложение 3_Продукт проекта
Скачать файл
Приложение1_Описание опыта
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл