ФИО
Бабушкина Елена Андреевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
27 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Полное наименование: Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский многопрофильный лицей». Сокращенное наименование: Вятский многопрофильный лицей. Адрес: 612960 Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Азина, 45, тел.: (83334) 6-11-80,6-23-87, е-mail: info@vplicei.org
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В методической разработке рассматривается опыт автора по формированию личностных компетенций на уроках русского языка и литературы; приведены примеры методов и приемов обучения, способствующих воспитанию школьников
Ф.И.О. | Бабушкина Елена Андреевна |
Организация | Полное наименование: Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский многопрофильный лицей».
Сокращенное наименование: Вятский многопрофильный лицей. Адрес: 612960 Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Азина, 45, тел.: (83334) 6-11-80,6-23-87, е-mail: info@vplicei.org |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 27 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Ресурсы уроков русского языка и литературы для формирования личностных компетенций обучающихся в условиях реализации обновлённого ФГОС.
|
Ключевые слова | воспитание и обучение, личностные компетенции, самоанализ |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В методической разработке рассматривается опыт автора по формированию личностных компетенций на уроках русского языка и литературы; приведены примеры методов и приемов обучения, способствующих воспитанию школьников. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте требования к личностным результатам образования выделены как приоритетные, они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей.
Необходимость формирования личностных компетенций школьников послужила причиной поиска новых подходов в преподавании, использования новых средств обучения, позволяющих создать новые условия образовательной деятельности. |
Актуальность | Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Школа должна создавать условия для формирования личности, формировать необходимые личностные качества и компетенции, среди которых и ключевая компетенция личностного самосовершенствования.
Одно из основных требований к содержанию образования, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации», – формирование духовно-нравственной личности.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что одной из целей изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире».
|
Новизна | Использование в комплексе и в системе методов и приемов, способствующих воспитанию обучающихся. |
Описание инновационного опыта | Создан комплекс организационно-педагогических условий, способствующих достижению повышенного качества обучения русскому языку и литературе, формированию познавательной и личностной компетентностей обучающихся. Он включает в себя следующие компоненты:
§ Использование продуктивных педагогических технологий. Ведущими педагогическими технологиями в моей практике являются педагогическая мастерская, диалоговая технология и технологии развивающего и проектного обучения. В технологии развивающего обучения ученику отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с учителем и одноклассниками. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, рефлексию деятельности. Развивающее обучение способствует успешному овладению знаниями и умениями, развитию творческого потенциала личности. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения дает проектная технология. В результате проектной деятельности идет процесс формирования социально компетентной личности, учащиеся становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Главная дидактическая ценность диалоговой технологии общения состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью учеников в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, и именно диалог способен создать ситуацию поиска смысла ценностей, закрепление их в переживаниях. Вопросы для обсуждения на уроке чаще всего носят обобщающий характер, требуют глубокого анализа текста произведения и происходит обращение к личностно-значимым понятиям. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Педагогическая мастерская позволяет предложить ученику такую ситуацию, в которой он смог бы пережить, ярко представить те чувства, которые испытывает герой литературного произведения, и таким образом приближает произведение к ученику. Технология мастерской предполагает индивидуальную работу учащихся, работу в группах, социализацию, и в силу этого мастерская учит ребят культуре общения, толерантности.
§ Применение результативных методов и приемов обучения, форм организации познавательной деятельности. В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и практические методы. Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы: – создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов; – мотивация деятельности; – сравнение, аналогия; – предложение на выбор различных заданий; – взаимопроверка; – самостоятельное формирование учащимися выводов; – использование наглядных и вербальных стимулов; – выразительное чтение художественных текстов, различные виды пересказов; – инсценировка басен, эпизодов произведений; – озвучивание кадров из фильмов, созданных по мотивам изучаемых текстов, составление киносценария; – написание письма, телеграммы самому себе, герою произведения, близкому человеку; ответ на вопрос самому себе, когда дети отвечают максимально честно, как бы глядя на себя со стороны; – иллюстрирование текстов, подбор музыкальных и живописных произведений, созвучных прочитанным. – написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему; – оформление стенгазет и книжек-малышек; – письмо по памяти стихотворений и прозаических отрывков; – использование пословиц и поговорок, афоризмов, сказок и притч в качестве дидактического материала на уроках русского языка. |
Продукт опыта / проекта | Методические рекомендации для учителей-практиков. Дидактические материалы для уроков русского языка и литературы в основной и средней школе. |
Затруднения в реализации, риски | — |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
– Развитие индивидуальных познавательных способностей и личностных качеств школьников.
– Наличие условий для самоопределения, самореализации личности, для самопознания. – Положительная динамика уровня воспитанностиобучающихся в направлениях «отношение к семье», «отношение к другому человеку», «отношение к Отечеству» и т.д. (по методике диагностики личностного роста, авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев). |
Публикации
по теме опыта |
1. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод, пособие.—СПб.: «Паритет», 2003
2. Дейкина А. Д. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами русского языка // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Москва; Ярославль, 2008. 3. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М., 2011
4. Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель – учителю). — С-Пб., 1995. 5. Уроки Е.Н. Ильина. Педагогические технологии https://studref.com/665085/pedagogika/uroki_ilina (дата обращения: 06.02.2023 |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Ресурсы уроков русского языка и литературы для формирования личностных компетенций обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов преподавания курсов русского языка и литературы, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор представляет комплекс организационно-педагогических условий, способствующих достижению качества обучения русскому языку и литературе, формированию познавательной и личностной компетентностей обучающихся. Применяемые педагогом технологии, методы, приемы и формы учебной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка и литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в использовании в комплексе и в системе методов и приемов, способствующих воспитанию обучающихся.. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка и внедрение программы внеклассного чтения, включающей произведения писателей Вятского края, разработка конспектов уроков и внеклассных занятий, ориентированных на духовно-нравственное развитие обучающихся, представление разнообразного нравственно ориентированного дидактического материала. Приложения содержат интересный методический материал: конспекты уроков по русскому языку, родному русскому языку, литературе, методические рекомендации для учителей-практиков, дидактические материалы для уроков русского языка и литературы. Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Ресурсы уроков русского языка и литературы для формирования личностных компетенций обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС» соответствует требованиям, предъявляемым
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Русский язык и литература |