ФИО
Ескина Людмила Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель-логопед
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Игровые технологии являются важнейшим инструментом в логопедической работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи (ТНР), поскольку позволяют сделать процесс коррекции речи более интересным, мотивирующим и результативным.
Краткий пересказ
• Дидактические кубики являются эффективным средством коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
• Применение игровых технологий в коррекционной работе имеет важное значение для развития дошкольников.
• Дидактические игры с использованием кубиков помогают обогатить и активизировать словарь, развивать связную речь и другие речевые навыки.
• Цель работы — развитие речи дошкольников с ТНР с помощью дидактических кубиков.
• Программа групп компенсирующей направленности включает речевые задачи, такие как коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, обогащение словарного запаса, формирование грамматических навыков и развитие связной речи.
• Для реализации цели были подобраны и систематизированы различные дидактические игры с использованием кубиков.
• Использование кубиков повышает интерес к заданию, расширяет запас знаний об окружающем мире и развивает коммуникативные навыки детей.
• Основная задача логопедических кубиков — автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи, а также формирование и развитие словаря, грамматического строя, связной речи и фонематических процессов.
Ф.И.О. | Ескина Людмила Леонидовна |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области. |
Должность | учитель-логопед |
Стаж работы | 25 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Дидактические кубики как средство коррекции речи дошкольников» |
Ключевые слова | Дидактические кубики, нарушение речи, игровые упражнения |
Аннотация (не более 500 знаков) | Игровые технологии являются важнейшим инструментом в логопедической работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи (ТНР), поскольку позволяют сделать процесс коррекции речи более интересным, мотивирующим и результативным. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Коррекция речевого развития у дошкольников с ТНР – длительный и сложный процесс, требующий создания условий для активного речевого общения. Поэтому необходим поиск эффективных путей стимуляции речевой активности.
Так как игровая деятельность — ведущая деятельность дошкольников, поэтому игровые технологии несут большой потенциал в коррекционной работе. Коррекция речи у дошкольников средствами игровых технологий позволяет сделать процесс не только разнообразным, но и способствует развитию интереса к родному языку. |
Актуальность | Решение задач речевого развития детей – одно из основных направлений развития дошкольников в соответствии с ФГОС. Формирование и развитие всех компонентов речи (лексико – грамматических категорий, связной речи, звукопроизношения, фонематических процессов) имеет огромное значение в речевом развитии. Целенаправленная коррекция речевого развития является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению в школе. |
Новизна | Систематизация игровых упражнений с применением дидактических кубиков в коррекционной работе по формированию всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Адаптация разработанных уже игр с учетом особенностей детей с ТНР. |
Описание инновационного опыта | Последовательность работы:
С целью коррекции всех компонентов речи, в своей работе использую дидактические кубики: логопедические кубики, кубики «историй», кубики «азбука». Подобраны и систематизированы дидактические игры и игровые упражнения с применением кубиков. Подобранные игры различны: по характеру коррекционного процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие); по содержанию (дидактические, словесные, развивающие, сюжетно-дидактические); по внешнему виду (разного размера, с картинками, с буквами, тематические). Основная задача логопедических кубиков – автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи. Наряду с основной, решаются следующие задачи: формирование и развитие словаря, грамматического строя, связной речи, фонематических процессов. Представленные игры позволяют подготовить детей к использованию речевых умений и навыков в процессе повседневного общения. Педагогический опыт «Дидактические кубики как средство коррекции речи дошкольников» может быть использован учителями-логопедами и воспитателями, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и педагогами общеобразовательных групп в процессе реализации речевого развития дошкольников. |
Продукт опыта / проекта | Картотека игр с дидактическими кубиками.
|
Затруднения в реализации, риски | Недостаточная познавательная активность детей.
Недоразвитие основных компонентов языковой системы у детей. |
Результат использования опыта в практике работы | Использование в коррекционной работе дидактических кубиков доказало свою эффективность. У данной игровой технологии широкое применение в речевой коррекции: при автоматизации, дифференциации и самоконтроле звуков, развитии фонематического слуха, формировании связного монологического высказывания, развитии коммуникативных навыков детей.
Дидактические кубики можно использовать на любом этапе логопедического занятия как средство мотивации предстоящей деятельности, повышения интереса, для решения основных задач занятия, как средство закрепления полученного материала. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Смирнова Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры инклюзивного образования |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |