ФИО
Овсянникова Ольга Анатольевна / Рупасова Адель Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
старший воспитатель / воспитатель
СТАЖ РАБОТЫ
32 года / 13 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 209» города Кирова, МКДОУ № 209 города Кирова г. Киров, ул. Московская, д. 189, к.1 тел.: 8(8332) 51-02-20, e-mail: dou209@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В сборник вошли авторские сказки, способствующие формированию социальных навыков дошкольников: легкой адаптации к детскому саду, снижению уровня тревожности у детей младшего дошкольного возраста, укреплению психологического здоровья и как результат развитию активной речи.
Краткий пересказ
• Сказкотерапия — средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
• Сказки развивают воображение, правильную речь, учат отличать добро и зло.
• Сказки формируют основы поведения, общения и взаимодействия с социумом.
• Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребенка.
• Разнообразные приемы сказкотерапии включают чтение, пересказ, обсуждение, рисование, артикуляционную гимнастику, театрализацию и сочинение собственных сказок.
• Сказки помогают детям решать внутренние конфликты, преодолевать трудности и находить ресурсы.
• Сказкотерапия повышает самооценку ребенка, развивает речь, воображение и мышление.
• Сказки способствуют легкой адаптации детей к детскому саду и снятию тревожности.
• Пересказана только часть.
Ф.И.О. | Овсянникова Ольга Анатольевна
В соавторстве с Рупасовой Адель Александровной, воспитателем МКДОУ № 209 города Кирова |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 209» города Кирова,
МКДОУ № 209 города Кирова г. Киров, ул. Московская, д. 189, к.1 тел.: 8(8332) 51-02-20, e-mail: dou209@kirovedu.ru |
Должность | старший воспитатель |
Стаж работы | 32 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
(подборка сказок, способствующих формированию социальных навыков дошкольников) |
Ключевые слова | Сказкотерапия, развитие речи, сказки |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В сборник вошли авторские сказки, способствующие формированию социальных навыков дошкольников: легкой адаптации к детскому саду, снижению уровня тревожности у детей младшего дошкольного возраста, укреплению психологического здоровья и как результат развитию активной речи. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В современном мире все чаще педагоги сталкиваются с задержкой речи среди детей. Причин данного явления огромное множество, но одной из них мы считаем повышенную тревожность. В детском саду дети сталкиваются с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельными. В результате сказкотерапии, дошкольники чувствуют поддержку взрослых, которая им так необходима. Сказка помогает детям самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. |
Актуальность | Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценной жизни в социуме. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Все мы знаем, что если ребенок находится в состоянии стресса, повышенной тревожности, то ни о каком развитии (в целом) и речи (в том числе) быть не может. Сказка не только повышает познавательный интерес, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. |
Новизна | Систематизированы и распределены по возрасту и наиболее острой проблеме сказки, универсальные по времени прочтения, минимальны по временным и материальным затратам. |
Описание инновационного опыта | При снижении высокого уровня тревожности в период адаптации детей к детскому саду, дети становятся более восприимчивы к познанию мира, к получению и применению знаний. Прочтение собранных сказок помогает педагогам и родителям повысить уровень речевой активности через снижение тревожности у детей дошкольного возраста, при этом не требуя больших временных и материальных затрат. Сказки можно использовать в любой режимный момент, в любой сфере деятельности детей. |
Продукт опыта / проекта | Подборка сказок, способствующих формированию социальных навыков дошкольников «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» |
Затруднения в реализации, риски | Можно применять в любой режимный момент, как на улице, так и в помещении.
Использоваться могут в работе педагогов с детьми, педагогов с родителями (на родительских собраниях), родителей с детьми. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
После проведения первичной диагностики стало ясно, что проявления тревожности среди детей ярко выражены, активная речь среди детей 2-3 лет развита слабо. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на развитие речи младших дошкольников имеет огромное влияние наличие высокого уровня тревожности.
После проделанной работы, при проведении повторной диагностики, мы увидели следующие результаты:
Посмотрев на диаграмму, видно, что проявление признаков тревожности среди детского коллектива снизились. А речь детей стала более активной: младшие дошкольники начали просить о помощи, научились договариваться между собой, стали рассказывать сказки, и даже придумывать свои. Дети стали спокойнее, снизился уровень агрессии, дети стали охотнее общаться со взрослыми и сверстниками. Мы можем говорить о том, что дети стали более дружелюбные, они стали больше взаимодействовать друг другом, стали более «открытыми», стали активнее проявлять себя как во время занятий, так и в свободной деятельности. |
Публикации
по теме опыта |
Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
(подборка сказок, способствующих формированию социальных навыков дошкольников): пособие для педагогов и родителей / авт.-сост. О.А. Овсянникова в соавторстве с А.А. Рупасовой, воспитателем МКДОУ № 209 города Кирова. – Киров, 2025. — 24 с. |
Экспертное заключение | Предоставленный опыт и практические материалы, обобщенные в разработке актуальны в условиях реализации ФГОС ДО. Опыт может быть применим в условиях любой образовательной организации. Использовать сказки могут как педагоги, так и родители (законные представители) воспитанников. |
Ф.И.О. эксперта | Мышкина И.Б. преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Дошкольное образование |