ФИО

Пантюхина Наталья Алексеевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

19 лет, в должности – 10 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова, 610000, г. Киров, ул. Московская, 35, тел. (8332) 65-38-44, e-mail: vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru

           В программе предмета «Окружающий мир» есть несколько разделов. Первый из них – это раздел «Природа».  На уроках мы говорим с детьми о природе как Божьем творении.
Опыт показывает, что ребята с удовольствием рассуждают о красоте природы, рассказывают о том,
что их удивляет в природе, чему они радуются. Приводят свои примеры, говоря о природных чудесах. 
На вопрос «Почему природу называют Живой книгой?» отвечают, что Господь создал животных и растения живыми, и природу можно «читать», познавая её и её законы. Говорим о том, что нужно уметь наблюдать за животными, за их повадками, за тем, как они трудятся, как внутри сообщества у них всё чётко организовано, говорим о верности животных своей семье. Нам есть чему поучиться у животных, можно и нужно с них брать пример! Также мы говорим с ребятами о том, какие дары природы у нас есть: воздух, вода, солнце, растения и животные.

Вместе с детьми приходим к выводу, что эти дары мы должны беречь и приумножать, так как без них невозможна жизнь на Земле.
          Говорим также о том, что Святые настолько были добры и чисты душой, что на них не нападали дикие звери, хотя святые жили в дремучих лесах или пустынях, где бродили голодные хищные животные. Святой преподобный Сергий Радонежский кормил с руки дикого медведя. И по его молитвам был исцелён слепой медвежонок, которого к св. Сергию принесла медведица.

Святой преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую

для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отец Серафим обращался с медведем как с кроткой овечкой, и кормил из своих рук хлебом, а гордый хозяин леса принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца.

Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», – так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.          
           Учитель делает вывод, что любовь, ласка и забота творят чудеса. Животные чувствуют доброту людей и поэтому обращаются к ним за помощью. На уроке говорится о том, что домашний питомец – это не игрушка, это огромная ответственность.

YandexGPTКраткий пересказ

• Урок «Кто такие звери?» направлен на расширение знаний о группах животных, их строении, среде обитания, питании и значении для духовного развития человека.
• Тип урока — урок открытия новых знаний.
• Планируемые результаты включают предметные, метапредметные и личностные.
• Методы обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
• Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная.
• Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь и презентация.
• Урок включает организационный момент, определение темы и цели, актуализацию знаний, изучение нового материала, физкультминутку, включение изученного в систему знаний, применение новых знаний и умений, итог урока и рефлексию.
• Домашнее задание: выполнить задание № 1 и № 3 в рабочей тетради на с. 27-28.

Ф.И.О. Пантюхина Наталья Алексеевна
Учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова, 610000, г. Киров, ул. Московская, 35, тел. (8332) 65-38-44, e-mail: vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru
Должность учитель начальных классов
Стаж работы 19 лет, в должности – 10 лет
1.Тема инновационного педагогического опыта
«Реализация воспитательного потенциала предмета «Окружающий мир» на примере разработки урока «Кто такие звери?»
2.Источник изменений
Учителя нашей гимназии постоянно сталкиваются с тем, что в учебнике «Окружающего мира»
А.А. Плешакова показан мир материальный, и ничего не сказано о том, что есть мир духовный, невидимый для глаза. О существовании этого духовного мира нужно говорить с учащимися

для формирования целостной личности.

3. Идея изменений

Современная система образования часто направлена на интеллектуальное развитие ребёнка,

а воспитание его сердца остаётся в стороне. Такие ученики много знают, обладают иногда блестящей эрудицией, но равнодушны, а то и жестоки к окружающим их людям.

Работая учителем начальных классов, я осознаю важность воспитывающего обучения на уроках окружающего мира.

4. Концепция изменений:
Актуальность Проблема нашего младшего поколения в том, что ученики всё более уводятся

в виртуальный мир, чуждый российским традициям. У детей формируется иное, враждебное человеку, обществу, Отечеству и Церкви, мировоззрение. Духовная безграмотность, вседозволенность в семье превращают их в эгоистов, которые живут «здесь и сейчас». Именно предмет «Окружающий мир» занимает исключительное место в получении учащимися комплекса знаний о различных сферах жизни, о нём самом, о формировании его мировоззрения.

Новизна Детское сердце наших младших школьников – податливое, открыто как добру,

так и злу. И учителям начальных классов очень важно успеть засеять и взрастить
в детских сердцах стремление к добру и свету.
А это можно сделать только
— через воспитание в детях доброты, любви к Родине, к родителям,
— через уважение к старшим,
— через умение видеть красоту окружающего мира,
— через заботу об окружающем мире,
— через формирование у детей православного мировоззрения.
Это поможет воспитать полноценную личность: думающую, любящую, заботящуюся о других, знающую законы природы и связи в ней.
Новизна опыта заключается в разработке материала к уроку, в определении его ключевых составляющих, в подборе примеров воспитывающего материала. Ключевые слова на уроке: красота существующего мира, любовь к животным, забота о них, наблюдение за их повадками. Учитель приводит различные интересные факты, которые заставляют ребят удивляться, задумываться

о правильности поступков.

Ожидания Урок «Кто такие звери?» поможет ребятам понять, что важно расширять знания

о группах животных, об их строении, месте обитания, способе питания,

об удивительных способностях, которыми животные могут обладать; научит наблюдать за ними, за их повадками. Задача людей – заботиться о «братьях наших меньших».

Затруднения в реализации, риски Не всегда бывает просто достучаться до внутреннего мира ребёнка, до его души, привить важность любви и заботы к животным, осознание того, что без помощи человека им не справиться.
5. Условия реализации изменений

Для успешной реализации необходимо выполнение следующих условий: мотивация учителя на данный вид деятельности; формирование мотивационной сферы учащихся; систематический характер организации деятельности; создание ситуации успеха для каждого ученика; желание учителя постоянно учиться самому.

·       6. Результат изменений   

Применение воспитывающего обучения на уроках окружающего мира имеет целый ряд положительных эффектов:

— обеспечивает рост интереса к предмету, увеличивает кругозор ребёнка,
— способствуют более глубокому пониманию мира, его законов,

— способствует снятию психологических проблем и трудностей,
— способствует духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию учащихся,
— развивает мыслительную и речевую активность учеников,

— повышается результативность уроков, а, следовательно, растёт качество знаний.

·       7. Публикации

Пантюхина Н.А. «Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?»

Публикация материала на страницах образовательного СМИ:

1)    infourok.ru, 14.06.24, серия ЯВ52715073

2)    Международный конкурс «Профессиональное мастерство», организатор Международный образовательный портал «Солнечный Свет», диплом победителя, 14 июня 2024 года, серия ТК6092993

           В программе предмета «Окружающий мир» есть несколько разделов. Первый из них – это раздел «Природа».  На уроках мы говорим с детьми о природе как Божьем творении.
Опыт показывает, что ребята с удовольствием рассуждают о красоте природы, рассказывают о том,
что их удивляет в природе, чему они радуются. Приводят свои примеры, говоря о природных чудесах.
На вопрос «Почему природу называют Живой книгой?» отвечают, что Господь создал животных и растения живыми, и природу можно «читать», познавая её и её законы. Говорим о том, что нужно уметь наблюдать за животными, за их повадками, за тем, как они трудятся, как внутри сообщества у них всё чётко организовано, говорим о верности животных своей семье. Нам есть чему поучиться у животных, можно и нужно с них брать пример! Также мы говорим с ребятами о том, какие дары природы у нас есть: воздух, вода, солнце, растения и животные.

Вместе с детьми приходим к выводу, что эти дары мы должны беречь и приумножать, так как без них невозможна жизнь на Земле.
Говорим также о том, что Святые настолько были добры и чисты душой, что на них не нападали дикие звери, хотя святые жили в дремучих лесах или пустынях, где бродили голодные хищные животные. Святой преподобный Сергий Радонежский кормил с руки дикого медведя. И по его молитвам был исцелён слепой медвежонок, которого к св. Сергию принесла медведица.

Святой преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую

для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отец Серафим обращался с медведем как с кроткой овечкой, и кормил из своих рук хлебом, а гордый хозяин леса принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца.

Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», – так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.
Учитель делает вывод, что любовь, ласка и забота творят чудеса. Животные чувствуют доброту людей и поэтому обращаются к ним за помощью. На уроке говорится о том, что домашний питомец – это не игрушка, это огромная ответственность.

Экспертное заключение Методическая разработка направлена на формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся посредством воспитания любви к животным и природе в целом. Беседа на уроке помогает обратить внимание на самых проблемных и важных моментах, таких, как доброе отношение не только к людям, но и живой, и неживой природе, тем самым помогает развить мыслительтную и речевую активность у обучающихся.

Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью. Внедрение данного опыта позволит повысить воспитательный потенциал школы, поможет в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника.

Данный опыт может быть использован учителями начальной школы, классными руководителями для достижения личностных результатов образования ,что соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО

Ф.И.О. эксперта Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Составляющие образования Обучение
Ключевые слова Кто такие звери, воспитывающее обучение, доброта, ласка, любовь, забота
Приложение 1 Конспект урока

Приложение 2 Презентация к уроку

Приложение
Скачать файл
Опыт работы
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл