ФИО

Доронина Нэлли Юрьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель химии

СТАЖ РАБОТЫ

34 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова Адрес: 610017 г. Киров, Октябрьский проспект, 129; тел. 54-84-83; 54-86-54 e-mail: sch37@kirovedu.ru

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии в условиях реализации ФГОС — одна из основных задач, которую приходится решать учителю в современной школе.

Цель – расширение и углубление знаний при решении текстовых задач по химии; формирование готовности старшеклассников к социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи обучения:

— формирование устойчивого интереса учащихся к предмету, выявление и развитие естественно-научных способностей при решении задач по химии, развитие логики.

— ориентация на профессии, где химия является профилирующим предметом.

— расширение, систематизация изученного, углубление знаний по органической, неорганической и общей химии.

— обеспечение интеграции, мотивации учебной и внеучебной деятельности.

— создание условий для самореализации, саморазвития учащихся.

В статье «Особенности подготовки обучающихся старших классов к решению текстовых задач по химии»» обоснована необходимость знания конкретных тем общей и неорганической химии:

— химических свойства простых веществ – металлов и неметаллов, обращая внимание на особенности и специфику данных соединений;

— свойств основных классов неорганических соединений – оксидов, гидроксидов, солей.

— особенностей протекания отдельных реакций, специфических свойств соединений; свойства кислых и основных солей, амфотерных соединений;

— правил окисления типичными окислителями (перманганатом калия или натрия, бихроматом, хлоратом, пероксидом водорода, нитратами и нитритами и другими)

— правил окисления кислотами-окислителями (концентрированной серной и концентрированной, разбавленной азотной);

— правил написания реакций, протекающих при электролизе растворов и расплавов веществ и необратимом гидролизе, взаимном гидролизе;

— условий протекания реакций;

— признаков протекания реакций: цвета осадков, цвета и запахи газов, цвета растворов, агрегатное состояние веществ в системе;

— агрегатных состоянии веществ: металлов, неметаллов, основных, кислотных, амфотерных оксидов и гидроксидов, солей.

В статье приведена необходимая терминология, которая используется при описании химических процессов.

Приведены пять примеров текстовых задач с подробным разбором решения каждой задачи, десять текстовых задач для самостоятельной работы учащихся (с ответами).

Для успешной реализации процесса обучения, в частности, решения текстовых задач по химии необходимо научить внимательно читать задачу, мысленно разбивая ее на описанные химические процессы, акцентируя внимание на деталях и особенностях проведения реакций, правильное составление уравнений химических реакций по тексту задачи, учитывая все детали и особенности указанных процессов.

Необходимо научить учащихся пользоваться химической терминологией и номенклатурой химических соединений. Текстовые задачи по химии развивают логику, закрепляют теоретические знания, позволяют их использовать в новой, незнакомой ситуации, развивают интерес к предмету, и, как следствие, повышают мотивацию и саморазвитие учащихся.

YandexGPTКраткий пересказ

• Подготовка учащихся старших классов к решению текстовых задач по химии требует знаний большого объема материала общей и неорганической химии.
• Учащимся необходимо знать химические свойства простых веществ — металлов и неметаллов, а также свойства основных классов неорганических соединений.
• Важно знать правила окисления типичными окислителями и правила окисления кислотами-окислителями.
• Необходимо уметь правильно составлять уравнения химических реакций по тексту задачи и выставлять коэффициенты методом подбора или электронного баланса.
• Текстовые задачи по химии развивают логику, закрепляют теоретические знания и повышают мотивацию учащихся.
• Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.

Ф.И.О. Доронина Нэлли Юрьевна
Учреждение Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова

Адрес: 610017 г. Киров, Октябрьский проспект, 129; тел. 54-84-83; 54-86-54

e-mail: sch37@kirovedu.ru

Должность Учитель химии
Стаж работы 34 года
1.Тема инновационного педагогического опыта Особенности подготовки учащихся старших классов к решению текстовых задач по химии

 

2. Источник изменений Сейчас главное условие устойчивого развития — способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом.

Введение в сферу образования стандартов нового поколения мотивирует учителя искать новые эффективные приемы и методы передачи информации учащимся на уроках химии. С учетом требований ФГОС, ученики, в большей степени, должны уметь находить информацию, качественно проводить анализ ситуации, решать ее с помощью полученных знаний.

Решить эти задачи можно реализуя в обучении системно-деятельностный подход, обеспечивающий вовлечение школьников в активную учебно-познавательную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению мотивации к познанию нового, формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

3. Идея изменений Основными тенденциями развития образования в современном мире являются:

— необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;

— необходимость повышения уровня готовности учащихся к ответственному и осознанному профессиональному выбору;

-возрастание значимости человеческого капитала, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования.

Изменения в учебном процессе заключаются во взаимосвязи учителя и учеников, вовлечение их в самостоятельное решение поставленной проблемы с использованием всех доступных современных способов нахождения информации.

 

Таким образом, сущность опыта: формирование осознанных знаний у мотивированных, профессионально ориентированных учащихся. Использование полученных знаний для успешной сдачи единого государственного экзамена и дальнейшей реализации своих интеллектуальных способностей.

 

4. Концепция изменений:
Актуальность Приоритетной целью образования является развитие у учащихся самостоятельности, инициативности, умения ставить и проектировать пути достижения поставленной цели.

Химическое образование необходимо для создания у школьников отчётливых представлений о роли химии в жизни человечества: решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем.

Новизна Формирование системы знаний, умений и навыков, путем повторения, обобщения и использования полученных знаний на практике, которые в дальнейшем помогут реализовать поставленные профориентационные цели.
Ожидания Понимание целостности полученных знаний, осознание их как системы знаний, умений и навыков.

 

Развитие познавательного интереса к предмету, так, как только на позитивном и осознанном восприятии учебного материала формируются экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные, контрольно-оценочные компетентности учащихся, повышается мотивация к дальнейшему образованию в данной области.

Затруднения в реализации, риски В условиях информационного потока, неспособности отдельных учащихся к самоорганизации, большой учебной нагрузки, необходимо воспитывать у учащихся потребности в личностном самосовершенствовании, а как следствие, повышения качества знаний.

Для этого необходима обязательная системность в отборе информации, раздаточного материала, четкий и регулярный мониторинг. Отработка нового материала с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.

5. Условия реализации изменений Необходимое материально-техническое и учебно-методическое оснащение кабинета химии, наличие интерактивного комплекса.

Совершенствование профессионального уровня педагога по актуальным проблемам образования; владение современными технологиями; использование ресурсов курсовой подготовки.

Готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег, личностные качества: восприимчивость к инновациям, мобильность, коммуникабельность.

Системный и наглядный мониторинг успешности, с постоянным анализом результатов, работой над ошибками, отработкой и систематизацией полученных знаний.

6. Результат изменений

 

Предметные показатели:

100% уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по химии. Положительная динамика результатов мониторинга учебных достижений учащихся по предмету на начало и конец учебного года. Средняя отметка и качество знаний по предмету за последние годы находится на уровне средне-областного показателя или превышает его.

100% учащихся участвуют во внеурочной деятельности по предмету.

Средний балл по результатам ЕГЭ превышает областной показатель:

2022 – 80,54 (24 выпускника)

2023 – 78,27 (26 выпускников)

2024 – 82,99 (44 выпускника, из них 19 выпускников более 90 баллов, 1 – 100 баллов)

Ежегодное 100% поступление выпускников по профилю.

Метапредметные показатели:

Активное участие школьников как субъектов учебной деятельности в образовательном процессе; освоение ими межпредметных понятий и УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных); умелая и результативная работа с различными источниками информации; развитие исследовательских умений и навыков, защита исследовательских проектов по профилю.

Личностные изменения:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности обучающихся, повышение интереса к предмету, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7. Публикации

 

Доронина Н.Ю. Методика выполнения заданий ЕГЭ из области расчетных задач по химии [Текст] / Н.Ю. Доронина. – https://infourok.ru/statya-metodika-vipolneniya-zadaniy-ege-iz-oblasti-raschetnih-zadach-po-himii-1145179.html

 

 

Доронина Н.Ю. Подготовка к ЕГЭ: задачи на растворы, задачи на вывод формул [Текст] / Н.Ю. Доронина. – http://doroninanelli.ucoz.ru/index/0-2

 

Доронина Н.Ю. Подготовка к решению текстовых задач по химии [Текст] / Н.Ю. Доронина. – https://infourok.ru/statya-podgotovka-k-resheniyu-tekstovyh-zadach-ege-po-himii-5043639.html

 

Опыт Дорониной Н.Ю. представлен в открытом для общего доступа сообществе «Ассоциация учителей химии», которое является методическим объединением учителей химии МКОУ ДПО города Кирова в социальной сети ВКОНТАКТЕ (https:∕∕vk.com∕clab215422840)

 

8. Описание инновационного опыта учителя

 

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии в условиях реализации ФГОС — одна из основных задач, которую приходится решать учителю в современной школе.

Цель – расширение и углубление знаний при решении текстовых задач по химии; формирование готовности старшеклассников к социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи обучения:

— формирование устойчивого интереса учащихся к предмету, выявление и развитие естественно-научных способностей при решении задач по химии, развитие логики.

— ориентация на профессии, где химия является профилирующим предметом.

— расширение, систематизация изученного, углубление знаний по органической, неорганической и общей химии.

— обеспечение интеграции, мотивации учебной и внеучебной деятельности.

— создание условий для самореализации, саморазвития учащихся.

В статье «Особенности подготовки обучающихся старших классов к решению текстовых задач по химии»» обоснована необходимость знания конкретных тем общей и неорганической химии:

— химических свойства простых веществ – металлов и неметаллов, обращая внимание на особенности и специфику данных соединений;

— свойств основных классов неорганических соединений – оксидов, гидроксидов, солей.

— особенностей протекания отдельных реакций, специфических свойств соединений; свойства кислых и основных солей, амфотерных соединений;

— правил окисления типичными окислителями (перманганатом калия или натрия, бихроматом, хлоратом, пероксидом водорода, нитратами и нитритами и другими)

— правил окисления кислотами-окислителями (концентрированной серной и концентрированной, разбавленной азотной);

— правил написания реакций, протекающих при электролизе растворов и расплавов веществ и необратимом гидролизе, взаимном гидролизе;

— условий протекания реакций;

— признаков протекания реакций: цвета осадков, цвета и запахи газов, цвета растворов, агрегатное состояние веществ в системе;

— агрегатных состоянии веществ: металлов, неметаллов, основных, кислотных, амфотерных оксидов и гидроксидов, солей.

В статье приведена необходимая терминология, которая используется при описании химических процессов.

Приведены пять примеров текстовых задач с подробным разбором решения каждой задачи, десять текстовых задач для самостоятельной работы учащихся (с ответами).

Для успешной реализации процесса обучения, в частности, решения текстовых задач по химии необходимо научить внимательно читать задачу, мысленно разбивая ее на описанные химические процессы, акцентируя внимание на деталях и особенностях проведения реакций, правильное составление уравнений химических реакций по тексту задачи, учитывая все детали и особенности указанных процессов.

Необходимо научить учащихся пользоваться химической терминологией и номенклатурой химических соединений.

Текстовые задачи по химии развивают логику, закрепляют теоретические знания, позволяют их использовать в новой, незнакомой ситуации, развивают интерес к предмету, и, как следствие, повышают мотивацию и саморазвитие учащихся.

Экспертное заключение Представленный опыт работы Дорониной Н.Ю. по теме «Особенности подготовки обучающихся старших классов к решению текстовых задач по химии»

отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.

 

Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей

КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук

 

Составляющие образования Обучение
Ключевые слова Текстовые задачи по химии, Познавательный интерес, Устойчивый интерес к предмету, Социальное и профессиональное самоопределение, Интеграция и мотивация учебной деятельности, Самореализация и саморазвитие
Приложения  Статья «Особенности подготовки обучающихся старших классов к решению текстовых задач по химии».
Статья _Особенности подготовки учащихся старших классов к решению текст овых задач по химии
Скачать файл
Отзыв Доронина Н.Ю.
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл