ФИО
Доронина Нэлли Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель химии
СТАЖ РАБОТЫ
34 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова Адрес: 610017 г. Киров, Октябрьский проспект, 129; тел. 54-84-83; 54-86-54 e-mail: sch37@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Самореализация и саморазвитие, Интеграция и мотивация учебной деятельности, Устойчивый интерес к предмету, Социальное и профессиональное самоопределение, Текстовые задачи по химии, познавательный интерес
Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии в условиях реализации ФГОС — одна из основных задач, которую приходится решать учителю в современной школе.
Цель – расширение и углубление знаний при решении текстовых задач по химии; формирование готовности старшеклассников к социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи обучения:
— формирование устойчивого интереса учащихся к предмету, выявление и развитие естественно-научных способностей при решении задач по химии, развитие логики.
— ориентация на профессии, где химия является профилирующим предметом.
— расширение, систематизация изученного, углубление знаний по органической, неорганической и общей химии.
— обеспечение интеграции, мотивации учебной и внеучебной деятельности.
— создание условий для самореализации, саморазвития учащихся.
В статье «Особенности подготовки обучающихся старших классов к решению текстовых задач по химии»» обоснована необходимость знания конкретных тем общей и неорганической химии:
— химических свойства простых веществ – металлов и неметаллов, обращая внимание на особенности и специфику данных соединений;
— свойств основных классов неорганических соединений – оксидов, гидроксидов, солей.
— особенностей протекания отдельных реакций, специфических свойств соединений; свойства кислых и основных солей, амфотерных соединений;
— правил окисления типичными окислителями (перманганатом калия или натрия, бихроматом, хлоратом, пероксидом водорода, нитратами и нитритами и другими)
— правил окисления кислотами-окислителями (концентрированной серной и концентрированной, разбавленной азотной);
— правил написания реакций, протекающих при электролизе растворов и расплавов веществ и необратимом гидролизе, взаимном гидролизе;
— условий протекания реакций;
— признаков протекания реакций: цвета осадков, цвета и запахи газов, цвета растворов, агрегатное состояние веществ в системе;
— агрегатных состоянии веществ: металлов, неметаллов, основных, кислотных, амфотерных оксидов и гидроксидов, солей.
В статье приведена необходимая терминология, которая используется при описании химических процессов.
Приведены пять примеров текстовых задач с подробным разбором решения каждой задачи, десять текстовых задач для самостоятельной работы учащихся (с ответами).
Для успешной реализации процесса обучения, в частности, решения текстовых задач по химии необходимо научить внимательно читать задачу, мысленно разбивая ее на описанные химические процессы, акцентируя внимание на деталях и особенностях проведения реакций, правильное составление уравнений химических реакций по тексту задачи, учитывая все детали и особенности указанных процессов.
Необходимо научить учащихся пользоваться химической терминологией и номенклатурой химических соединений. Текстовые задачи по химии развивают логику, закрепляют теоретические знания, позволяют их использовать в новой, незнакомой ситуации, развивают интерес к предмету, и, как следствие, повышают мотивацию и саморазвитие учащихся.
Краткий пересказ
• Подготовка учащихся старших классов к решению текстовых задач по химии требует знаний большого объема материала общей и неорганической химии.
• Учащимся необходимо знать химические свойства простых веществ — металлов и неметаллов, а также свойства основных классов неорганических соединений.
• Важно знать правила окисления типичными окислителями и правила окисления кислотами-окислителями.
• Необходимо уметь правильно составлять уравнения химических реакций по тексту задачи и выставлять коэффициенты методом подбора или электронного баланса.
• Текстовые задачи по химии развивают логику, закрепляют теоретические знания и повышают мотивацию учащихся.
• Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.
Ф.И.О. | Доронина Нэлли Юрьевна |
Учреждение | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова
Адрес: 610017 г. Киров, Октябрьский проспект, 129; тел. 54-84-83; 54-86-54 e-mail: sch37@kirovedu.ru |
Должность | Учитель химии |
Стаж работы | 34 года |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Особенности подготовки учащихся старших классов к решению текстовых задач по химии
|
2. Источник изменений | Сейчас главное условие устойчивого развития — способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом.
Введение в сферу образования стандартов нового поколения мотивирует учителя искать новые эффективные приемы и методы передачи информации учащимся на уроках химии. С учетом требований ФГОС, ученики, в большей степени, должны уметь находить информацию, качественно проводить анализ ситуации, решать ее с помощью полученных знаний. Решить эти задачи можно реализуя в обучении системно-деятельностный подход, обеспечивающий вовлечение школьников в активную учебно-познавательную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению мотивации к познанию нового, формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. |
3. Идея изменений | Основными тенденциями развития образования в современном мире являются:
— необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни; — необходимость повышения уровня готовности учащихся к ответственному и осознанному профессиональному выбору; -возрастание значимости человеческого капитала, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования. Изменения в учебном процессе заключаются во взаимосвязи учителя и учеников, вовлечение их в самостоятельное решение поставленной проблемы с использованием всех доступных современных способов нахождения информации.
Таким образом, сущность опыта: формирование осознанных знаний у мотивированных, профессионально ориентированных учащихся. Использование полученных знаний для успешной сдачи единого государственного экзамена и дальнейшей реализации своих интеллектуальных способностей.
|
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Приоритетной целью образования является развитие у учащихся самостоятельности, инициативности, умения ставить и проектировать пути достижения поставленной цели.
Химическое образование необходимо для создания у школьников отчётливых представлений о роли химии в жизни человечества: решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем. |
Новизна | Формирование системы знаний, умений и навыков, путем повторения, обобщения и использования полученных знаний на практике, которые в дальнейшем помогут реализовать поставленные профориентационные цели. |
Ожидания | Понимание целостности полученных знаний, осознание их как системы знаний, умений и навыков.
Развитие познавательного интереса к предмету, так, как только на позитивном и осознанном восприятии учебного материала формируются экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные, контрольно-оценочные компетентности учащихся, повышается мотивация к дальнейшему образованию в данной области. |
Затруднения в реализации, риски | В условиях информационного потока, неспособности отдельных учащихся к самоорганизации, большой учебной нагрузки, необходимо воспитывать у учащихся потребности в личностном самосовершенствовании, а как следствие, повышения качества знаний.
Для этого необходима обязательная системность в отборе информации, раздаточного материала, четкий и регулярный мониторинг. Отработка нового материала с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. |
5. Условия реализации изменений | Необходимое материально-техническое и учебно-методическое оснащение кабинета химии, наличие интерактивного комплекса.
Совершенствование профессионального уровня педагога по актуальным проблемам образования; владение современными технологиями; использование ресурсов курсовой подготовки. Готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег, личностные качества: восприимчивость к инновациям, мобильность, коммуникабельность. Системный и наглядный мониторинг успешности, с постоянным анализом результатов, работой над ошибками, отработкой и систематизацией полученных знаний. |
6. Результат изменений
|
Предметные показатели:
100% уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по химии. Положительная динамика результатов мониторинга учебных достижений учащихся по предмету на начало и конец учебного года. Средняя отметка и качество знаний по предмету за последние годы находится на уровне средне-областного показателя или превышает его. 100% учащихся участвуют во внеурочной деятельности по предмету. Средний балл по результатам ЕГЭ превышает областной показатель: 2022 – 80,54 (24 выпускника) 2023 – 78,27 (26 выпускников) 2024 – 82,99 (44 выпускника, из них 19 выпускников более 90 баллов, 1 – 100 баллов) Ежегодное 100% поступление выпускников по профилю. Метапредметные показатели: Активное участие школьников как субъектов учебной деятельности в образовательном процессе; освоение ими межпредметных понятий и УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных); умелая и результативная работа с различными источниками информации; развитие исследовательских умений и навыков, защита исследовательских проектов по профилю. Личностные изменения: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности обучающихся, повышение интереса к предмету, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
7. Публикации
|
Доронина Н.Ю. Методика выполнения заданий ЕГЭ из области расчетных задач по химии [Текст] / Н.Ю. Доронина. – https://infourok.ru/statya-metodika-vipolneniya-zadaniy-ege-iz-oblasti-raschetnih-zadach-po-himii-1145179.html
Доронина Н.Ю. Подготовка к ЕГЭ: задачи на растворы, задачи на вывод формул [Текст] / Н.Ю. Доронина. – http://doroninanelli.ucoz.ru/index/0-2
Доронина Н.Ю. Подготовка к решению текстовых задач по химии [Текст] / Н.Ю. Доронина. – https://infourok.ru/statya-podgotovka-k-resheniyu-tekstovyh-zadach-ege-po-himii-5043639.html
Опыт Дорониной Н.Ю. представлен в открытом для общего доступа сообществе «Ассоциация учителей химии», которое является методическим объединением учителей химии МКОУ ДПО города Кирова в социальной сети ВКОНТАКТЕ (https:∕∕vk.com∕clab215422840)
|
8. Описание инновационного опыта учителя
|
Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии в условиях реализации ФГОС — одна из основных задач, которую приходится решать учителю в современной школе.
Цель – расширение и углубление знаний при решении текстовых задач по химии; формирование готовности старшеклассников к социальному и профессиональному самоопределению. Задачи обучения: — формирование устойчивого интереса учащихся к предмету, выявление и развитие естественно-научных способностей при решении задач по химии, развитие логики. — ориентация на профессии, где химия является профилирующим предметом. — расширение, систематизация изученного, углубление знаний по органической, неорганической и общей химии. — обеспечение интеграции, мотивации учебной и внеучебной деятельности. — создание условий для самореализации, саморазвития учащихся. В статье «Особенности подготовки обучающихся старших классов к решению текстовых задач по химии»» обоснована необходимость знания конкретных тем общей и неорганической химии: — химических свойства простых веществ – металлов и неметаллов, обращая внимание на особенности и специфику данных соединений; — свойств основных классов неорганических соединений – оксидов, гидроксидов, солей. — особенностей протекания отдельных реакций, специфических свойств соединений; свойства кислых и основных солей, амфотерных соединений; — правил окисления типичными окислителями (перманганатом калия или натрия, бихроматом, хлоратом, пероксидом водорода, нитратами и нитритами и другими) — правил окисления кислотами-окислителями (концентрированной серной и концентрированной, разбавленной азотной); — правил написания реакций, протекающих при электролизе растворов и расплавов веществ и необратимом гидролизе, взаимном гидролизе; — условий протекания реакций; — признаков протекания реакций: цвета осадков, цвета и запахи газов, цвета растворов, агрегатное состояние веществ в системе; — агрегатных состоянии веществ: металлов, неметаллов, основных, кислотных, амфотерных оксидов и гидроксидов, солей. В статье приведена необходимая терминология, которая используется при описании химических процессов. Приведены пять примеров текстовых задач с подробным разбором решения каждой задачи, десять текстовых задач для самостоятельной работы учащихся (с ответами). Для успешной реализации процесса обучения, в частности, решения текстовых задач по химии необходимо научить внимательно читать задачу, мысленно разбивая ее на описанные химические процессы, акцентируя внимание на деталях и особенностях проведения реакций, правильное составление уравнений химических реакций по тексту задачи, учитывая все детали и особенности указанных процессов. Необходимо научить учащихся пользоваться химической терминологией и номенклатурой химических соединений. Текстовые задачи по химии развивают логику, закрепляют теоретические знания, позволяют их использовать в новой, незнакомой ситуации, развивают интерес к предмету, и, как следствие, повышают мотивацию и саморазвитие учащихся. |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Дорониной Н.Ю. по теме «Особенности подготовки обучающихся старших классов к решению текстовых задач по химии»
отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
|
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
|
Составляющие образования | Обучение |
Ключевые слова | Текстовые задачи по химии, Познавательный интерес, Устойчивый интерес к предмету, Социальное и профессиональное самоопределение, Интеграция и мотивация учебной деятельности, Самореализация и саморазвитие |
Приложения | Статья «Особенности подготовки обучающихся старших классов к решению текстовых задач по химии». |