ФИО
Жукова Марина Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск» (КОГОБУ СШ с УИОП пгт Нагорск), Кировская область, Нагорский район, пгт Нагорск, улица Советская, дом 169, (83349)2-17-89, mounag@inbox.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время имеет чрезвычайную значимость.
(Из Указа Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»:
Традиционные ценности- «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение, передаваемые от поколения к поколению, нашедшие свои уникальные проявления в развитии многонационального народа России»)
Следовательно, то, какими будут наши дети, конечно же, зависит от нас, взрослых: родителей и учителей, от нашего личного примера и тех требований, которые мы будем предъявлять к поведению в коллективе, обществе детей. Уроки литературы и внеклассная работа помогают формировать характер гражданина страны, мудрого, справедливого, неравнодушного, благодарного, любящего свою малую родину и Отечество, гордящегося успехами своих земляков.
Краткий пересказ
• Главная задача учителя литературы — духовно-нравственное воспитание школьников.
• На уроках литературы изучается история России, включая трагические события Великой Отечественной войны.
• Учитель уделяет внимание патриотическому воспитанию, читая произведения о войне и о детях времени войны.
• Организуются конкурсы выразительного чтения, такие как «Воинская слава» и «Живая классика».
• Проводятся конкурсы юных краеведов-книголюбов, посвященные истории родного края и творчеству писателей-земляков.
• Исследовательские работы помогают детям узнать о жизни и творчестве писателей-земляков, их связи с историей родного края.
• В процессе работы формируются нравственные качества, такие как патриотизм, милосердие, гордость, любовь к природе, уважение к людям, стойкость, прощение, тактичность, благодарность, справедливость, мужество, толерантность, преклонение перед учителями, коллективизм и ответственность.
Ф.И.О. | Жукова Марина Юрьевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск» (КОГОБУ СШ с УИОП пгт Нагорск),
Кировская область, Нагорский район, пгт Нагорск, улица Советская, дом 169, (83349)2-17-89, mounag@inbox.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 31 год |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Духовно-нравственное воспитание школьников – главная задача учителя литературы
|
Ключевые слова | Милосердие, сострадание, деятельная помощь, патриотизм |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время имеет чрезвычайную значимость.
(Из Указа Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: Традиционные ценности- «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение, передаваемые от поколения к поколению, нашедшие свои уникальные проявления в развитии многонационального народа России») Следовательно, то, какими будут наши дети, конечно же, зависит от нас, взрослых: родителей и учителей, от нашего личного примера и тех требований, которые мы будем предъявлять к поведению в коллективе, обществе детей. Уроки литературы и внеклассная работа помогают формировать характер гражданина страны, мудрого, справедливого, неравнодушного, благодарного, любящего свою малую родину и Отечество, гордящегося успехами своих земляков. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема – воспитание в обучающихся высоких нравственных качеств в современных условиях.
|
Актуальность | 7 лет с ребятами мы занимаемся в кружке «Выразительное чтение». Одно из направлений нашей работы – подготовка к ежегодным «Встречам юных краеведов-книголюбов».
На мой взгляд, самое важное в работе любого педагога – воспитание настоящего гражданина своей малой и большой Родины. Этому способствует и работа по подготовке и участие во Встречах. Вот уже 8-й год мы с учениками стараемся лучше узнать историю родного края, нашей малой родины – Кировской области и Нагорского района, знакомимся с яркими представителями родного края. Читаем дополнительную литературу, изучаем факты биографии писателей и поэтов, читаем произведения, отражающие историю родной страны. Эта работа, без сомнения, формирует чувство патриотизма, гордости за родной край, за людей, живущих рядом, и за то, что мы тоже являемся частичкой славной кировской земли. В 2024 году в условиях работы в творческой лаборатории познакомились с обучающимися с некоторыми произведениями современной детской литературы, которые также формируют духовно-нравственные ценности: милосердие, сострадание и сочувствие; способность понимать другого, бескорыстную помощь, прощение оступившихся, терпимое отношение к недостаткам окружающих, человеколюбие. |
Новизна | Изучение современной детской литературы; изучение истории малой родины, отраженной в произведениях местных авторов |
Описание инновационного опыта | Карта информационная
Духовно-нравственное воспитание школьников – главная задача учителя литературы ( Приложение 1) Методы работы: 1)анализ литературной премии, 2)аспектный анализ произведения, 3)проецирование происходящих в произведениях событий на себя Логика описания: Углублённая работа по краеведению (изучение фактов биографии земляков, беседы с людьми, знавшими их, изучение произведений о малой родине с целью познакомить с этими писателями других людей) Аспектный анализ произведения (какие нравственные качества героев анализируются автором, как им оцениваются, на какой отклик в душах читателей он рассчитывает) (Приложение 3) Моделирование уроков с целью осознания смысла прочитанного и формирования соответствующих нравственных установок Составление карты эмпатии, которая помогает более глубоко прочувствовать происходящее с героем Проецирование происходящих событий на себя (формирование умения поставить себя на место другого человека) Письменные работы (первичное восприятие – отзыв о произведении после обсуждения, письмо литературному герою, беседа с героем) |
Продукт опыта / проекта | Литературные композиции по творчеству вятских писателей (https://www.prodlenka.org/profile/126316/userpubs )
Урок «Не быть равнодушным…» по повести Е.Мамонтовой «Белая сова», урок «Что для нас Родина?» ( приложение 2) |
Затруднения в реализации, риски | трудоемкость. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Призовые места (2-3 места) в областных Встречах юных краеведов-книголюбов в 2023 и 2024 годах (Представление делегации, конкурс Знатоков, конкурс сочинений, конкурс чтецов)
Победитель (1 место) в конкурсе исследовательских работ по краеведению среди обучающихся образовательных организаций Северного образовательного округа, номинация «ЛИК: литература, искусство, культура», «Две матери, две родины отныне, А сердце у меня всего одно» (Творческая судьба поэта Н.А.Сельвашука) (Широкова П., 9 класс) Победитель 7 регионального конкурса исследовательских работ по краеведению «Я – гражданин Вятского края» ( Широкова П., 10 кл) Диплом 3 степени областного конкурса творческих работ «Голос ребенка» «Семья – единство помыслов и дел» (Малыгина Д., 7 кл.) Отзывы детей после изучения повести Е Мамонтовой, отразившие сформированность в детях стремления к высоким нравственным качествам |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Жукова М.Ю. «Не быть равнодушным… Урок внеклассного чтения в 7 классе по книге Елены Мамонтовой «Белая сова», стр. 62 «Современная детско-юношеская литература как фактор формирования национальной культурной идентичности» Модели уроков литературы 4 – 11 класс Учебно-методическое пособие Министерство образования Кировской области Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области» Киров, 2024 УДК 37.02 ББК 74.268.3 В77 Иванова, Т. С. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательной активности [Текст] / Т. С. Иванова // Ресурсы развития современного урока: материалы междунар. науч.-практ. конфер. 14-15 ноября 2008 г., г. Киров : в 4 ч. Ч. 2. – Киров: КИПК и ПРО, 2010. — С.456-459. — ISBN 978-5-91061-117-1. Публикации на Образовательном портале Продленка https://www.prodlenka.org/profile/126316/userpubs https://www.prodlenka.org/profile/126316 1)Представление делегации «Высокий дар доброты» (Образ учителя в произведениях писателей-земляков) 2)Взгляд вятских писателей на семейные ценности. 3)Публикация ученика «Две матери, две родины отныне А сердце у меня всего одно» (Творческая судьба поэта Н.А.Сельвашука) (Широкова П.) |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | С.А. Окунева, к.п.н., ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Русский язык и литература ВОСПИТАНИЕ Основное и среднее образование |