ФИО
Логинова Лидия Дмитриевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
45 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Кузнецы Орловского района Кировской области Кировская область Орловский район д. Кузнецы ул Школьная, д. 10. E-mail mousoshkuznetsy@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Нравственность, дружба, исторические события, Литература, гражданственность, Патриотизм
Актуальность темы бесспорна: 2025 год – юбилейный год, 80 – летие Победы в Великой Отечественной войне. Казалось бы, для эпохи совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветеранов, свидетелей Великой Отечественной войны, осталось совсем немного. Время неумолимо стирает связующие нас нити с прошлым. А что слышат наши дети? Цинизм и абсолютное умышленное искажение исторической правды в зарубежных СМИ, сети Интернет, заставляют молодых поверить в правдивость услышанного.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, делаем все возможное, чтобы не было у нас поколений, не помнящих этот страшный период истории.
Литература как предмет связывает исторические события и современность.
Краткий пересказ
• Воспитание патриотизма и нравственных качеств у школьников через метод хронологической реконструкции на уроках литературы.
• Урок посвящен рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» о двух девочках, живущих в разное время.
• Цель урока: знакомство с рассказом, анализ его содержания, формирование умения анализировать литературное произведение.
• Валя Зайцева — девочка, которая живет в Ленинграде после войны, рассказывает о своей подруге Тане Савичевой, которая жила в блокадном Ленинграде.
• Валя и Таня — одногодки, соседки, имеют одинаковый почерк и учились в одной школе.
• Таня Савичева стойко пережила блокаду, несмотря на потерю родных и близких.
• Валя решает отыскать Таню, чтобы увидеть дорогу, по которой ее вывозили из блокадного Ленинграда.
• Памятник «Цветок жизни» на «Дороге жизни» посвящен детям блокадного Ленинграда, в том числе Тане Савичевой.
• Валя Зайцева решает написать на бетонных плитах мемориала слова из Таниного дневника, чтобы сохранить память о ней.
Ф.И.О. | Логинова Лидия Дмитриевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Кузнецы Орловского района Кировской области
Кировская область Орловский район д. Кузнецы ул Школьная, д. 10. E-mail mousoshkuznetsy@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 45 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Воспитание патриотизма и нравственных качеств современных школьников на уроках литературы через метод хронологической реконструкции |
Ключевые слова | Нравственность, патриотизм, исторические события, гражданственность, дружба, литература. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Актуальность темы бесспорна: 2025 год – юбилейный год, 80 – летие Победы в Великой Отечественной войне. Казалось бы, для эпохи совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветеранов, свидетелей Великой Отечественной войны, осталось совсем немного. Время неумолимо стирает связующие нас нити с прошлым. А что слышат наши дети? Цинизм и абсолютное умышленное искажение исторической правды в зарубежных СМИ, сети Интернет, заставляют молодых поверить в правдивость услышанного.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, делаем все возможное, чтобы не было у нас поколений, не помнящих этот страшный период истории. Литература как предмет связывает исторические события и современность.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Никогда проблема патриотического воспитания не стояла так остро, как сейчас. В школе ей всегда уделялось особое внимание, вернее, весь процесс воспитания детей строился на основе любви к Родине, к своему народу, к своей истории. Раньше каждый ученик знал, что живет в самой большой, самой могущественной, самой лучшей стране. Так было всегда и так должно быть! |
Актуальность | Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. В Новой концепции преподавания русского языка и литературы высказана важная мысль о роли литературы «в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений», а патриотическое воспитание в литературе играет ключевую роль в формировании гражданской идентичности и нравственных ориентиров у подрастающего поколения. Оно способствует не только уважению к истории и культуре своей страны, но и развитию чувства ответственности за её будущее.
Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Многовековая история нашего государства, как ни одной страны богата многомиллионными примерами мужества, героизма и подвигов народов России, совершенными в лихие годы тяжелых испытаний в боях за независимость, свободу нашей Родины. Ни одна страна не имеет такого количества Героев Отечества, какое имеет Россия. И вполне обоснованно Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из своих выступлений отметил: «Главным богатством страны, ее славой и гордостью всегда были и будут люди. Их подвиги и мужество – в великой истории нашего Отечества».
|
Новизна | Педагогический прием, который включает в себя перенос событий прошлого в настоящее время, называется «хронологической реконструкцией» или «временной интеграцией». Этот метод активно используется в образовательных контекстах для того, чтобы помочь обучающимся осознать связь между прошлым и их текущими переживаниями.
|
Описание инновационного опыта | Основные аспекты приема:
Связь времени: Хронологическая реконструкция позволяет соединять события из прошлого с настоящими состояниями и действиями, что помогает в понимании причинно-следственных связей в жизни человека. Переживание опыта: Этот метод предполагает, что переживания из прошлого могут влиять на восприятие настоящего и формирование будущего. Например, анализируя прошлые события, человек может лучше понять свои текущие эмоции и поведение. Хронологическая реконструкция — это педагогический прием, который позволяет учащимся осваивать материал через последовательное восстановление событий или процессов в их временном порядке. Этот метод активно используется для развития критического мышления, навыков анализа и синтеза информации. Основные аспекты хронологической реконструкции 1. Цели и задачи: Формирование исторического мышления: учащиеся учатся видеть взаимосвязи между событиями и их последствиями. Развитие навыков работы с источниками: реконструкция требует анализа различных источников информации, что способствует развитию критического мышления. Углубление понимания материала: хронологическая структура помогает лучше усвоить содержание, связывая новые знания с уже известными. 2. Этапы реализации: Подготовка: учитель подбирает события или процессы, которые будут реконструироваться, и определяет источники информации. Сбор информации: учащиеся исследуют предложенные материалы, выделяя ключевые события и факты. Создание хронологической линии: на этом этапе учащиеся располагают события в правильном порядке, что может быть выполнено как в письменной форме, так и с использованием наглядных пособий (например, стендов или интерактивных досок). Обсуждение: после создания хронологической линии проводится обсуждение, в ходе которого учащиеся могут задать вопросы и поделиться своими выводами. 3. Примеры использования: на уроках истории можно использовать хронологическую реконструкцию для изучения ключевых событий определенного периода (например, ВОВ), во внеклассной работе. В литературе этот прием может помочь проанализировать развитие сюжета и эволюцию персонажей в произведении. Преимущества хронологической реконструкции Активизация познавательной деятельности: учащиеся становятся активными участниками процесса обучения. Улучшение усвоения материала: структурирование информации по времени способствует лучшему запоминанию. Развитие критического мышления: Анализ событий и их последствий помогает формировать навыки критического мышления. Хронологическая реконструкция является эффективным инструментом в арсенале педагогических приемов, позволяющим глубже понять учебный материал и развивать важные навыки у учащихся.
Обучающиеся воспринимали информацию через призму переживаний их ровесниц Тани Савичевой из блокадного Ленинграда и Вали Зайцевой, живущей в наше время.
|
Продукт опыта / проекта | Урок внеклассного чтения по произведению Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
|
Затруднения в реализации, риски | Процесс патриотического воспитании обучающихся – трудоемкая задача. Учитель должен донести содержание этого произведения до души каждого ребенка, чтобы дети смогли прочувствовать всю боль страшной войны, смогли увидеть жизненные ценности детей той тяжёлой поры, смогли найти в жизни правильный ориентир. Хотя мы понимаем, что не все дети смогут прочувствовать события времен Великой Отечественной войны. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Патриотическое воспитание сегодня требует большой работы. Ключевая роль в этом принадлежит литературе. В этом смысле задача педагога сегодня состоит не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (что изучать?), формировании компетенций (как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни (для чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют собственно человеческое деятельное начало.
Ежегодно мои ученики становятся призёрами и победителями олимпиад и конкурсов различного уровня: муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, активные участники всех школьных мероприятий, конкурсов чтецов, тематических литературно-музыкальных композиций, лингвистических часов «Слово-дело великое», активные участники и помощники в проведении встреч, посвящённых теме Великой Отечественной войны. Школьники участвуют в языковых и литературных конкурсах разного уровня. Хохрякова Есения стала победителем среди учащихся 5 классов Орловского района игры – конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» (2023). В XII Международном дистанционном конкурсе «Старт» по русскому языку (4 победителя, 1 призёр (2023), подготовила победителя и призёра окружного патриотического конкурса чтецов «Лишь слову жизнь дана…» (2023), призёров районного конкурса художественного слова «Живое слово красоты», районного конкурса чтецов, посвященного 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Мы будем помнить ваши имена», участника районного этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». Метапредметными результатами можно считать умение ученика самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия: использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений. Личностные изменения. Использование методов учебного исследования позволяет не потеряться в обилии информации, учиться распределить обязанности в команде так, чтобы достичь наилучшего результата и, что самое важное, дает возможность управлять формированием личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС: — осознание российской гражданской идентичности, — сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, — готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, — наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, — сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Как результат возрос интерес учащихся к произведениям о Великой Отечественной войне. Данный литературный материал нужен и необходим для подготовки к ОГЭ и сочинений ЕГЭ по русскому языку.
Указать не только количественные показатели, но и личностные изменения в отношении детей к предмету, друг к другу. Отразить степень влияния на уровень воспитанности, обученности, развития личности учащихся. Насколько стабильны эти результаты. Какие преимущества есть по сравнению с традиционной системой обучения и воспитания, с традиционными методами обучения. Предметные показатели, метапредметные показатели, личностные изменения. |
Публикации
по теме опыта |
Авторская книга:
Линко Г.М. Петрова Е.В. «Работа с хронологией в школе» Пособие для учителей. С-П., 2000. Шевченко С.Д. Школьный урок. Как научить каждого. М., 1991. Статья из журнала: Жукова, Л.Ф. Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций / Л.Ф.Жукова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. — № 2 (449). – С.451-452.
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Окунева С.А., ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература
|