ФИО

Ченцова Елена Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель английского языка

СТАЖ РАБОТЫ

28 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 Е-mail: vhg@vhg.ru

Использование данного комплекса приемов способствует реализации метапредметного подхода на уроках иностранного языка, формируется способность не только работать по образцу, но и анализировать информацию текста, совершенствуется умение переносить информацию текста на свой жизненный опыт и высказывать свою точку зрения на описанные в тексте события.

YandexGPTКраткий пересказ

• Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
• Комплексное задание «Reading a Fair Brochure» (Читаем путеводитель).
• 8 заданий с различными характеристиками и объектами оценки.
• Задания охватывают различные аспекты культуры и традиций.
• Уровень сложности заданий варьируется от низкого до высокого.
• Формат ответов включает выбор ответа, краткий ответ с пояснением, установление соответствий и развернутый письменный ответ.
• Система оценивания включает критерии и содержание для каждого задания.

Ф.И.О. Ченцова Елена Николаевна
Учреждение КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»

Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76

(8332)64-82-31
Е-mail: vhg@vhg.ru

Должность учитель английского языка
Стаж работы 28 лет
1.Тема инновационного педагогического опыта  Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка
2. Источник изменений Навыки грамотного чтения совершенно необходимы для успешной адаптации в современном обществе. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все.

Именно поэтому формирование читательской грамотности сегодня — направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, готовя учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Работу над пониманием содержания текстов нужно начинать уже в начальных классах на основе небольших сплошных текстов, данных в учебнике, предлагая изобразить героев прочитанного текста и пересказ прочитанного по созданному рисунку. В средних и старших классах предлагаются создание таблиц, диаграмм и т.д.

 

Приемы работы с текстом являются межпредметной составляющей образовательного процесса в гимназии. Обучающиеся знакомятся со стратегиями текстовой деятельности на всех учебных предметах, усваивают навыки работы с разными видами текстов, транслируют полученные навыки в процессе образовательной коммуникации.

Работа с иноязычным текстом является методически наиболее целесообразной для формирования и развития коммуникативных навыков, поскольку текст является универсальной обучающей единицей.

 

3. Идея изменений Подбор аутентичных текстов и составление заданий к ним, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся.
4. Концепция

изменений:

Концепция изменений состоит в создании оптимального комплекса дидактических приемов для формирования и развития читательской грамотности на основе работы с текстами разных видов.

Актуальность ·       Применение данного опыта способствует совершенствованию навыков и развитию умений у учащихся обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт при изучении предмета «Иностранный язык»

·       Процесс обучения организуется так, чтобы каждый учащийся приобретал не только знания (компетенции по предметам), но и овладевал стратегиями их адекватного применения для достижения поставленных перед ними учебных задач (общими компетенциями);

·       Задания и тексты подбираются с целью пополнения пассивного словарного запаса и активного использования компенсаторной компетенции;

·       Создается «ситуация успеха» за счет снятия лингвистических и психологических трудностей;

·       Комплекс приемов по развитию коммуникативных навыков и умений, направлен на овладение обучающимися эффективными приемами работы с текстом

Новизна Использование данного комплекса приемов способствует реализации метапредметного подхода на уроках иностранного языка, формируется способность не только работать по образцу, но и анализировать информацию текста, совершенствуется умение переносить информацию текста на свой жизненный опыт и высказывать свою точку зрения на описанные в тексте события.
Ожидания Формируется устойчивая мотивация к непрерывному изучению иностранного языка, что способствует повышению качества знания английского языка и развитию основ читательской грамотности.
Затруднения в реализации, риски Подбор текста в соответствии с уровнем развития, интересов учащихся, подбор приемов и составление заданий для достижения целей конкретного урока и нужного уровня восприятия текста

 

5. Условия реализации изменений Данный опыт может быть применен любым учителем, профессионально владеющим методикой преподавания предмета.
6. Результат изменений
  • учащиеся быстрее и правильнее ориентируется в различных видах текстов;
  • модели заданий развивают языковую догадку и, следовательно, логическое и аналитическое мышление учащихся;
  • специально подобранные тексты развивают общий кругозор учащихся, формируют познавательный интерес к изучению предмета;
  • позитивная динамика учебных достижений;

·       повышение активности учащихся за счет «ситуации успеха».

7. Публикации

 

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-anglijskomu-yazyku-na-temu-chitatelskaya-gramotnost-5-klass-7240615.html
8. Описание инновационного опыта учителя

 

Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта.   Исследователи считают, что наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании и т.д. Таким образом, одной из основных задач при обучении любому предмету становится обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами: сплошными, несплошными, смешанными, составными.

Соответственно мы должны научить детей:

  • Различать сплошные и несплошные тексты
  • Извлекать информацию из несплошных текстов
  • Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
  • Самостоятельно создавать несплошные тексты
  • Оценивать полученную информацию.

При работе с текстом я опираюсь на традиционную классификацию типов чтения:

-чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение);

— чтение с выборочным пониманием необходимой информации из текста (поисковое / просмотровое);

— чтение с полным и точным пониманием содержания текста (изучающее).

В зависимости от типа чтения, подразумеваемого при работе с тем или иным текстом, подбираются определённые типы заданий к нему. Так, при работе с текстом в рамках   ознакомительного чтения можно использовать такие упражнения, как: вопросно-ответные, исправление ошибок, соотнесение/сопоставление, выбор правильного ответа из предложенных вариантов, верные/неверные утверждения; в рамках поискового чтения: заполнение пробелов/пропусков, нахождение сходств и различий, заполнение таблицы, викторина; в рамках изучающего чтения: восстановление последовательности, “мозаика” Основные виды упражнений перекликаются во всех типах чтения (вопросно-ответные, заполнение пропусков, исправление ошибок, верные / неверные утверждения и т.д.).

Перед педагогом предстаёт большой выбор различных методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапами работы с ним.

 

Если я использую дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения, то стараюсь руководствоваться следующими критериями:

  • текст должен быть ученику интересен (новизна информации, актуальность для учащихся с учётом возрастных особенностей, текст может быть взят из «реальной жизни»)
  • объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
  • наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
  • наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
  • текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

При необходимости можно адаптировать текст!

Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности стараюсь выбирать из жизненных ситуации:

  • выбор товаров в Интернете;
  • заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
  • поиск билетов на все виды транспорта;
  • изучение расписания движения транспорта;
  • работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
  • использование сайтов со сводками погоды;
  • поиск кулинарных рецептов;
  • информации о работе
  • поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;

 

 

 

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Полушкина Г.Ф. ст. преподаватель кафедры предметных областей.
Приложения Приложение 1 (текст и комплекс заданий по работе с ним).

Приложение 2 (характеристика заданий и критерии оценивания ответов учащихся)

Приложение 3(бланк ответов для учащихся)

Оригинал адаптированного текста

 

Составляющие образования Обучение.
Ключевые слова Английский язык, чтение, текст, читательская грамотность
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл