ФИО

Нуриева Альфия Махтумяновна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель музыки

СТАЖ РАБОТЫ

33 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Аджим Малмыжского района Кировской области МКОУ СОШ с. Аджим Малмыжского района Кировской области

«Развитие музыкального и эстетического вкуса посредством вокально-хоровой работы через урочную и внеурочную деятельность» представляет собой описание опыта педагога по развитию личности ребенка через сочетание форм, методов и приемов работы в данной деятельности. Разработка способствует углублению знаний по музыке, развитию вокально-хоровых навыков и ответственного отношения к исполнительской деятельности, приобщению к музыкальной культуре.

Ф.И.О. Нуриева Альфия Махтумяновна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Аджим Малмыжского района Кировской области МКОУ СОШ с. Аджим Малмыжского района Кировской области
Должность Учитель музыки
Стаж работы 33 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Развитие музыкального и эстетического вкуса посредством вокально-хоровой работы через урочную и внеурочную деятельность

Цель: создание условий для повышения музыкальной культуры ребенка через приобщение к исполнительству и нравственным ценностям.

Задачи:

— формировать вокально-хоровые навыки посредством применения различных форм, методов и приемов урочной, внеурочной и элементов проектной деятельности;

— развивать музыкальный и эстетический вкус через анализ и исполнение музыкальных произведений,

— способствовать воспитанию уважения к наследию и традициям своей страны через концертную деятельность.

Ключевые слова Вокально-хоровая работа, музыкальный и эстетический вкус, урочная и внеурочная деятельность.
Аннотация (не более 500 знаков) «Развитие музыкального и эстетического вкуса посредством вокально-хоровой работы через урочную и внеурочную деятельность» представляет собой описание опыта педагога по развитию личности ребенка через сочетание форм, методов и приемов работы в данной деятельности.

Разработка способствует углублению знаний по музыке, развитию вокально-хоровых навыков и ответственного отношения к исполнительской деятельности, приобщению к музыкальной культуре.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В сельской местности у детей возникают трудности в приобщении к музыкально-эстетической культуре из-за удаленности от культурных центров, наблюдается недостаточность речевой и певческой деятельности в повседневной жизни.
Актуальность Исходя из требований ФГОС третьего поколения, существует необходимость в достижении следующих результатов:

1) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов-классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально) (предметные результаты);

2) готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками (метапредметные результаты);

3) наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности (личностные результаты).

Новизна Разработанные сборники песен и упражнений для учащихся 1-2, 3-4 и 5-6 классов используются учителями и классными руководителями при подготовке к мероприятиям. Создан школьный хор. Формируется функциональная грамотность обучающихся: умение рассуждать на предложенную тему, фантазия и воображение, умение работать с информацией в Интернете.
 Описание инновационного опыта Современное образование на всех его уровнях направлено на формирование всесторонне развитой культурной личности. Учителю на уроке сложно осуществить дифференцированный подход к обучению школьников, учесть их индивидуальные склонности, таланты, поэтому необходим выход за пределы регламентированной учебной деятельности. Так, учащимся школы была предложена модифицированная программа «Хоровое пение» в рамках внеурочной деятельности.

Через разнообразные формы организации познавательной деятельности (викторины, музыкально-литературные композиции, фестивали, концерты, праздники, проектная деятельность), различные формы организации образовательного процесса, методы и приемы происходит приобщение к музыкальной культуре, развиваются вокально-хоровые навыки, устойчивая мотивация, прививается музыкальный и эстетический вкус, обогащается опыт художественной деятельности, формируются навыки контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа.

Через песенный репертуар, раскрывающий современные проблемы, общечеловеческие и патриотические темы, обеспечивается музыкальное развитие каждого участника хора.

Этап концертной деятельности формирует творческий контакт со зрителем, дарит радость от соприкосновения с прекрасным.

Составленные сборники упражнений способствуют развитию вокально-хоровых навыков, овладению средствами музыкальной выразительности.

Функционирует сводный школьный хор 1 – 11 классов.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет и углубляет программу обязательного минимума по музыке.

Продукт опыта / проекта Продуктом опыта является участие в акциях и значимых проектах: ежегодные концерты, разовые музыкальные спектакли, создание сводного школьного хора.
Затруднения в реализации, риски Особенность программы заключается в том, что в ней не предусмотрено обучение нотной грамоте. Коллектив хора самодеятельный и вся работа ведется на слух. В коллектив принимаются все дети, независимо от вокальных данных.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Повысилось качество обучения, усилилась мотивация учебной и творческой деятельности, наблюдается рост эмоциональной отзывчивости на произведения искусств, динамический рост качества участия в конкурсах различного уровня.

 

Публикации по теме опыта Статья из сборника:

Нуриева А.М. Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» / А. М. Нуриева // — Реализация системно-деятельностного подхода в организации общего и дополнительного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.-Киров: КИПК и ПРО, 2018. — С. 38-41 — ISBN 978-5-91061-500-1

Статья из сборника:

Нуриева А. М. Вокально-хоровая работа как средство эстетического воспитания школьников через реализацию программы внеурочной деятельности / А. М. Нуриева //Всероссийский интернет-портал Открытый урок. Обучение, воспитание, развитие, социализация.- 2016.-ISSN 2410-2830.(Online)

Экспертное заключение Данная методическая разработка занятия является перспективной и актуальной, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит ребят самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность внеурочной и урочной деятельности и интерес к музыке.

Новизна. Разработанные сборники песен и упражнений для учащихся 1-2, 3-4 и 5-6 классов используются учителями и классными руководителями при подготовке к мероприятиям. Создан школьный хор. Формируется функциональная грамотность обучающихся: умение рассуждать на предложенную тему, фантазия и воображение, умение работать с информацией в Интернете.

Актуальность. В сельской местности у детей возникают трудности в приобщении к музыкально-эстетической культуре из-за удаленности от культурных центров, наблюдается недостаточность речевой и певческой деятельности в повседневной жизни. Чтобы справиться с данной проблемой учащимся школы была предложена модифицированная программа «Хоровое пение» в рамках внеурочной деятельности.

Результативность и оптимальность. Через разнообразные формы организации познавательной деятельности (викторины, музыкально-литературные композиции, фестивали, концерты, праздники, проектная деятельность), различные формы организации образовательного процесса, методы и приемы происходит приобщение к музыкальной культуре, развиваются вокально-хоровые навыки, устойчивая мотивация, прививается музыкальный и эстетический вкус, обогащается опыт художественной деятельности, формируются навыки контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа.

С целью повышения музыкальной культуры ребенка через приобщение к исполнительству и нравственным ценностям была организована вокально-хоровая работа, состоящая из 3-х этапов:

I этап — вокально-хоровые упражнения, певческое дыхание, целью которых является развитие детского голоса, формирование певческих навыков (развитие музыкального слуха, голоса, чувства ритма и музыкальной отзывчивости);

II этап — работа над песней: а) изучение теории музыки (знакомство с музыкальными терминами: динамические оттенки; темп, ритм; певческое дыхание; диапазон, унисон, дикция, певческий тон, формирование гласных и согласных звуков, мышцы звукового канала);

б) индивидуальные занятия (непонимание звуковысотности, не чистое интонирование, работа над отдельными фрагментами произведений); в) выбор индивидуального маршрута для самообразования (различного по содержанию, объёму, трудности и темпу); г) подбор высоко-художественного репертуара (учит видеть эмоциональность и логику, воспитывает коммуникативные способности детей, умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов-классиков и современных композиторов).;

III этап — концертная деятельность формирует творческий контакт со зрителем, воспитывает эстетический вкус исполнителя и дарит радость от соприкосновения с прекрасным.

Научность, стабильность, воспроизводимость материала. Сотрудничество педагога с детьми в процессе вокально-хоровой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности предусматривает привитие социально-ценностных навыков поведения, общения, группового согласованного взаимодействия, воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело, дисциплинированности через различные формы, методы и приёмы работы.

Составленные сборники упражнений способствуют развитию вокально-хоровых навыков, овладению средствами музыкальной выразительности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет и углубляет программу обязательного минимума по музыке. Повысилось качество обучения, усилилась мотивация учебной и творческой деятельности, наблюдается рост эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, динамический рост качества участия в конкурсах различного уровня, акциях и проектах: ежегодные концерты, музыкальные спектакли, создание сводного школьного хора.

Данный опыт педагога актуален, имеет практическую направленность и может быть использован в образовательном процессе педагогами различных категорий.

Представленная методическая разработка «Развитие музыкального и эстетического вкуса посредством вокально-хоровой работы через урочную и внеурочную деятельность» рекомендована для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта. рекомендована для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта.

Ф.И.О. эксперта Банникова Светлана Владимировна – методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) Курсы внеурочной деятельности
Нуриева А.М. Описание опыта
Скачать файл
Нуриева А.М. Приложение
Скачать файл
экспертное заключение Нуриевой А.М.
Скачать файл
Экспертное заключение Нуриевой А.М.
Скачать файл