ФИО

Андреева Надежда Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель технологии

СТАЖ РАБОТЫ

6 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Кирова, МБОУ СОШ №11 г. Кирова 610007, г. Киров ул. Современная д.6. телефон — 8 (8332) 22-57-11 E-mail: sch11@kirovedu.ru

В работе рассмотрен вопрос развития мелкой моторики рук учащихся 5 классов. Проблема развития мелкой моторики у младших подростков является актуальной. Исходя из особенностей развития головного мозга человека, занятия, направленные на развитие мелкой моторики у младших подростков, будут способствовать: успеваемости в школе, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, регуляции поведения, концентрации внимания и так как лобная кора находится во взаимосвязи со всеми зонами мозга, то решение проблем связанные с ее развитием будет оказывать положительное влияние на протекание всех психических процессов. Также представлены практические наработки по данному вопросу.

Ф.И.О. Андреева Надежда Александровна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Кирова, МБОУ СОШ №11 г. Кирова

610007, г. Киров ул. Современная д.6. телефон — 8 (8332) 22-57-11

E-mail: sch11@kirovedu.ru

Должность Учитель технологии
Стаж работы 6 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Макраме как способ развития мелкой моторики обучающихся в рамках внеурочной деятельности
Ключевые слова Декоративно-прикладное творчество, макраме, мелкая моторика, методическая разработка
Аннотация (не больше 500 знаков) В работе рассмотрен вопрос развития мелкой моторики рук учащихся 5 классов. Проблема развития мелкой моторики у младших подростков является актуальной. Исходя из особенностей развития головного мозга человека, занятия, направленные на развитие мелкой моторики у младших подростков, будут способствовать: успеваемости в школе, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, регуляции поведения, концентрации внимания и так как лобная кора находится во взаимосвязи со всеми зонами мозга, то решение проблем связанные с ее развитием будет оказывать положительное влияние на протекание всех психических процессов.

Также представлены практические наработки по данному вопросу.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема заключается в недостаточном развитии мелкой моторики рук учениц 5 классов. В результате чего, девочки не могут провести достаточно прямые и четкие линии, ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения.

В основе решения данной проблемы лежит применение техники макраме в рамках внеурочной деятельности.

Актуальность С неудовлетворительным уровнем развития мелкой моторики рук сталкиваются учителя различных предметов. Основными негативными последствиями плохой работы пальцев и кистей рук являются несвязная речь, слабость и дрожание рук, непонятный или некрасивый почерк, низкая скорость усвоения и воспроизводства информации. Что, в свою очередь, приводит к низким результатам обучения.

В рамках внеурочной деятельности можно способствовать наилучшему развитию мелкой моторики рук с помощью использования приемов декоративно-прикладного творчества, а именно техники макраме.

Новизна Обучение технике «макраме» является одним из способов развития мелкой моторики рук, практической ловкости. Это эффективное средство развития творческих способностей и креативного мышления учащихся.

Изучение данной техники происходит при проведении внеурочных занятий по авторской программе «Домашний мастер».

Описание инновационного опыта Исходя из особенностей развития головного мозга человека, занятия, направленные на развитие мелкой моторики у школьников, будут способствовать: успеваемости в школе, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, регуляции поведения, концентрации внимания и будут оказывать положительное влияние на протекание всех психических процессов.

Чем развитей пальчиковая активностей детей, тем выше их творческий потенциал и познавательный интерес. Для того, чтобы познать, необходимо соприкоснуться, почувствовать, послать данный зародившийся импульс в определенную область головного мозга, где произойдет переработка информации, стимул ближайших активных зон, после чего данные отправятся в хранилище бессознательного, являясь базой для дальнейшей активации анализаторов.

Не смотря на очень большое количество разнообразной информации о том, как развивать мелкую моторику у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, по окончанию начальной школы выделяется категория детей, у которых развитие мелкой моторики находится на низком уровне. У них слабо развиты мелкие мышцы кисти, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам, Дети не умеют правильно строить последовательность своих действий, не умеют их оценивать, а значит, и корректировать в процессе выполнения, редко принимаются что-то мастерить своими руками — у них отсутствует навык практической ловкости.

В первую очередь это проявляется в письме, в школьной неуспеваемости.

Среди особенностей младшего подросткового возраста А.П. Краковский выделяет: стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; потребность в достойном положении в коллективе сверстников; отсутствие адаптации к неудачам; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; отсутствие адаптации к положению «худшего»; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; ярко выраженная эмоциональность; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем. Упражнения по развитию мелкой моторики должны вызывать не отвержение, а интерес и подкрепляться наглядными промежуточными результатами. Тогда ребенок будет их выполнять с желанием. Чувство взрослости, как центральное новообразование этого возраста, выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так же относились к нему.

Подбирать методики для развития мелкой моторики у детей младшего подросткового возраста необходимо очень тщательно в соответствии с поставленными задачами и учитывая при этом возрастные особенности.

Проблема, рассматриваемая в работе, заключается в недостаточном развитии мелкой моторики рук учениц 5-х классов. В результате чего, девочки не могли провести достаточно прямые и четкие линии, собрать модель из металлического конструктора, ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения.

В основе решения данной проблемы лежит применение техники макраме при проведении внеурочных занятий по авторской программе «Домашний мастер».

Все виды рукоделия содержат приемы, позволяющие развить мелкую моторику ученика, при этом они развивают также и творческие способности, воображение, усидчивость, терпение, аккуратность. Наиболее подходящим для применения на занятиях является плетение из шнура – макраме. Данный вид рукоделия малозатратный по материалам и времени изготовления изделий. Требует минимум знаний о приемах работы, технике безопасности. Во время изготовления изделий в технике макраме работают пальцы рук, мышцы кистей рук, а также правое и левое полушария мозга, так как необходимо чередовать движения правой и левой руки в определённой последовательности. Для самостоятельного изготовления на уроке выбираем небольшие изделия, простые по выполнению, такие как брелок «Стрекоза» или брелок «Цветочек».

Продукт опыта / проекта Авторская программа внеурочной деятельности «Домашний мастер», видеоуроки по плетению изделий в технике макраме
Затруднения в реализации, риски Время на подготовку занятий может увеличиться в случае отсутствия необходимых знаний, умений, навыков у самого учителя.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

В результате использования описанных методов наблюдаются устойчивые положительные изменения в умении выражать свои мысли на уроке, выполнять мелкие операции руками (проведение линий, построении простых геометрических фигур), а также повысилась познавательная активность учениц, появился интерес к изучению предмета.

Опыт применения данной методики был представлен на региональном Фестивале мастер-классов «У меня это хорошо получается» в феврале 2020 года и в рамках окружного семинара-практикума «Лучшие практики педагогов по художественно-прикладному творчеству» в октябре 2020 года, программа апробирована на 5-ти классах в 2017-2018 учебном году в МБОУ СОШ №11 города Кирова

Публикации

по теме опыта

Публикации в Интернет:

1. Андреева Н.А. Презентация к уроку технология «Изготовление брелка Стрекоза в технике макраме для 5 класса //сайт «Мультиурок» свидетельство о публикации № MUF1699632 от 04.06.2021

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-tekhnologiia-izgotovlenie-br.html

2. Андреева Н.А. Презентация к уроку технология «Изготовление брелка Цветочек в технике макраме для 5 класса //сайт «Инфоурок» свидетельство о публикации № ЮО26899956 от 07.06.2021

https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-izgotovlenie-breloka-cvetochek-v-tehnike-makrame-dlya-5-klassa-devochki-5219490.html

Экспертное заключение Предложенные материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Быкова Елена Леонидовна, методист отдела цифровых технологий в образовании ЦЦТ ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Технология

Приложения 1. Рабочая программа внеурочной деятельности «Домашний мастер»

2. Техкарта занятия «Изготовление брелка «Стрекоза»

3. Видеоурок «Изготовление брелка «Стрекоза»

4. Презентация «Изготовление брелка «Стрекоза» в технике макраме»

Приложение 1 Рабочая программа ВД Домашний мастер 5 класс
Скачать файл
Приложение 2 ТК занятия внеурочной деятельности
Скачать файл
Приложение 3 видеоурок
Скачать файл
Приложение 4 презентация Изготовление брелка Стрекоза в технике макраме
Скачать файл
экспертное заключение
Скачать файл