ФИО
Загарских Светлана Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
38 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ №18 города Кирова. Г. Киров, ул. Свердлова, 21. Тел.:23-36-01, school-k18@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
достоинство, честь, зависть, Призвание, трудолюбие, несправедливость, доброта
Как понять себя и найти свое призвание? Почему люди не всегда правдивы? Что такое смерть? Нужно ли бороться с несправедливостью? Первая любовь. Учитель продолжается в своем ученике. Наш мир очень разнообразен: в нем есть место для всех. Все эти вопросы близки и понятны современному подростку. Данный урок внеклассного чтения в 9 классе приглашает обучающихся к размышлениям на материале повести, к обмену мыслями, а также к возможности «примерить» на себя некоторые жизненные ситуации героев. Работа с текстом также присутствует на уроке (цитирование, составление рабочих листов).
Краткий пересказ
• Воспитание является неотъемлемой частью образования в ФГОС третьего поколения.
• Литература играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей подростков.
• Современные подростки мало читают классическую литературу, поэтому необходимо использовать современный материал для обсуждения нравственных вопросов.
• Урок внеклассного чтения по повести Т. Корниенко «Espressivo» направлен на развитие нравственных качеств подростков.
• Технология критического мышления и личностно-ориентированный подход используются для анализа и синтеза текста.
• Аналитическая беседа помогает акцентировать внимание на важных нравственных уроках повести и позволяет обучающимся выразить свою точку зрения.
• Работа над смыслом названия повести и финальным элементом урока помогает понять замысел автора и развивает рефлексию у учеников.
• Дифференцированное домашнее задание позволяет школьникам поразмышлять над важными вопросами и развивает их моральные принципы.
Ф.И.О. | Загарских Светлана Анатольевна |
Организация | МБОУ СОШ №18 города Кирова. Г. Киров, ул. Свердлова, 21. Тел.:23-36-01,
school-k18@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 38 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Формирование духовно-нравственных ценностей современных подростков на материале современной литературы. |
Ключевые слова | Призвание, несправедливость, трудолюбие, зависть, доброта, честь, достоинство |
Аннотация (не более 500 знаков) | Как понять себя и найти свое призвание? Почему люди не всегда правдивы? Что такое смерть? Нужно ли бороться с несправедливостью? Первая любовь. Учитель продолжается в своем ученике. Наш мир очень разнообразен: в нем есть место для всех. Все эти вопросы близки и понятны современному подростку. Данный урок внеклассного чтения в 9 классе приглашает обучающихся к размышлениям на материале повести, к обмену мыслями, а также к возможности «примерить» на себя некоторые жизненные ситуации героев. Работа с текстом также присутствует на уроке (цитирование, составление рабочих листов).
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Не секрет, что современные подростки очень мало читают. Классическая литература зачастую требует учительского комментария, подсказки. Кроме того, современные реалии ориентируют подростков на материальные подходы, но вопросы нравственности, морали требуют своего разрешения. А на современном материале, с современными героями разговор с учениками построить можно. Ситуации в таких произведениям подросткам знакомы, привычны. А значит, и разговор будет предметнее и продуктивнее. Урок-разговор по душам. Вот к чему я стремилась. |
Актуальность | Герои-современные нашим ученикам подростки. Они ошибаются, думают, спорят, ищут. Все так же, как и у читателей.
Анализ действий героев, мотивов их поступков, возможность поставить себя на их место, выражение симпатии или антипатии к ним-все это приемы анализа и синтеза, которые помогают работать с текстом, со словом, видеть его, понимать. |
Новизна | Новизна в самом материале, в его современном звучании |
Описание инновационного опыта
|
Новизна предлагаемого опыта заключается прежде всего в самом учебном материале-повести современного писателя. Тема повести- жизнь сегодняшнего подростка, стоящего на пороге важных жизненных открытий.
Поскольку урок адресован учащимся 9 класса, использую технологию критического мышления для формирования духовно-нравственных ценностей у подростков. Интерпретация текста происходит через анализ психологии персонажей. Аналитическая беседа позволяет акцентировать внимание на самых важных нравственных уроках повести, а также позволяет обучающимся выразить свою точку зрения на заданные в тексте проблемные вопросы. В этом помогают следующие приемы: репродуктивный, частично-поисковый, а также проблемный и творческий. Данные приемы позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, использовать разные формы подачи и усвоения учебного материала: от работы с текстом до составления сравнительных характеристик героев и написания эссе. Важно, чтобы обучающиеся не были пассивными слушателями, а становились критически мыслящими личностями. Кроме того, знакомство с современной литературой расширяет литературный кругозор школьников. Дифференцированное домашнее задание также позволяет школьникам поразмышлять над наиболее важными для них вопросами. А это и есть главная цель урока литературы-мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. |
Продукт опыта / проекта | Конспект урока, мультимедийная презентация |
Затруднения в реализации, риски | Необходимо, чтобы все ученики прочитали повесть, а количество книг ограничено. Работа над текстом велась учащимися самостоятельно, с подбором цитатного материала.
Как результат возрос интерес учащихся к произведения внешкольной программы. Данный литературный материал прекрасно вписывается в проблематику сочинений ЕГЭ по русскому языку |
Публикации
по теме опыта |
С.А. Загарских Развитие нравственных чувств личности средствами предмета «Литература» (записки словесника)
«Лидеры образования» © Малая Академия наук «Интеллект будущего» — new.future4you.ru
|
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература ВОСПИТАНИЕ Основное и среднее образование УПРАВЛЕНИЕ |