ФИО
Пантюхина Наталья Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
19 лет, в должности – 10 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова, 610000, г. Киров, ул. Московская, 35, тел. (8332) 65-38-44, e-mail: vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
забота, ласка, воспитывающее обучение, Кто такие звери, доброта, любовь
В программе предмета «Окружающий мир» есть несколько разделов. Первый из них – это раздел «Природа». На уроках мы говорим с детьми о природе как Божьем творении.
Опыт показывает, что ребята с удовольствием рассуждают о красоте природы, рассказывают о том,
что их удивляет в природе, чему они радуются. Приводят свои примеры, говоря о природных чудесах.
На вопрос «Почему природу называют Живой книгой?» отвечают, что Господь создал животных и растения живыми, и природу можно «читать», познавая её и её законы. Говорим о том, что нужно уметь наблюдать за животными, за их повадками, за тем, как они трудятся, как внутри сообщества у них всё чётко организовано, говорим о верности животных своей семье. Нам есть чему поучиться у животных, можно и нужно с них брать пример! Также мы говорим с ребятами о том, какие дары природы у нас есть: воздух, вода, солнце, растения и животные.
Вместе с детьми приходим к выводу, что эти дары мы должны беречь и приумножать, так как без них невозможна жизнь на Земле.
Говорим также о том, что Святые настолько были добры и чисты душой, что на них не нападали дикие звери, хотя святые жили в дремучих лесах или пустынях, где бродили голодные хищные животные. Святой преподобный Сергий Радонежский кормил с руки дикого медведя. И по его молитвам был исцелён слепой медвежонок, которого к св. Сергию принесла медведица.
Святой преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую
для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отец Серафим обращался с медведем как с кроткой овечкой, и кормил из своих рук хлебом, а гордый хозяин леса принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца.
Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», – так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.
Учитель делает вывод, что любовь, ласка и забота творят чудеса. Животные чувствуют доброту людей и поэтому обращаются к ним за помощью. На уроке говорится о том, что домашний питомец – это не игрушка, это огромная ответственность.
Краткий пересказ
• Урок «Кто такие звери?» направлен на расширение знаний о группах животных, их строении, среде обитания, питании и значении для духовного развития человека.
• Тип урока — урок открытия новых знаний.
• Планируемые результаты включают предметные, метапредметные и личностные.
• Методы обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
• Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная.
• Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь и презентация.
• Урок включает организационный момент, определение темы и цели, актуализацию знаний, изучение нового материала, физкультминутку, включение изученного в систему знаний, применение новых знаний и умений, итог урока и рефлексию.
• Домашнее задание: выполнить задание № 1 и № 3 в рабочей тетради на с. 27-28.
Ф.И.О. Пантюхина Наталья Алексеевна | |
Учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова, 610000, г. Киров, ул. Московская, 35, тел. (8332) 65-38-44, e-mail: vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru | |
Должность учитель начальных классов | |
Стаж работы 19 лет, в должности – 10 лет | |
1.Тема инновационного педагогического опыта «Реализация воспитательного потенциала предмета «Окружающий мир» на примере разработки урока «Кто такие звери?» |
|
2.Источник изменений Учителя нашей гимназии постоянно сталкиваются с тем, что в учебнике «Окружающего мира» А.А. Плешакова показан мир материальный, и ничего не сказано о том, что есть мир духовный, невидимый для глаза. О существовании этого духовного мира нужно говорить с учащимися для формирования целостной личности. |
|
3. Идея изменений
Современная система образования часто направлена на интеллектуальное развитие ребёнка, а воспитание его сердца остаётся в стороне. Такие ученики много знают, обладают иногда блестящей эрудицией, но равнодушны, а то и жестоки к окружающим их людям. Работая учителем начальных классов, я осознаю важность воспитывающего обучения на уроках окружающего мира. |
|
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Проблема нашего младшего поколения в том, что ученики всё более уводятся
в виртуальный мир, чуждый российским традициям. У детей формируется иное, враждебное человеку, обществу, Отечеству и Церкви, мировоззрение. Духовная безграмотность, вседозволенность в семье превращают их в эгоистов, которые живут «здесь и сейчас». Именно предмет «Окружающий мир» занимает исключительное место в получении учащимися комплекса знаний о различных сферах жизни, о нём самом, о формировании его мировоззрения. |
Новизна | Детское сердце наших младших школьников – податливое, открыто как добру,
так и злу. И учителям начальных классов очень важно успеть засеять и взрастить о правильности поступков. |
Ожидания | Урок «Кто такие звери?» поможет ребятам понять, что важно расширять знания
о группах животных, об их строении, месте обитания, способе питания, об удивительных способностях, которыми животные могут обладать; научит наблюдать за ними, за их повадками. Задача людей – заботиться о «братьях наших меньших». |
Затруднения в реализации, риски | Не всегда бывает просто достучаться до внутреннего мира ребёнка, до его души, привить важность любви и заботы к животным, осознание того, что без помощи человека им не справиться. |
5. Условия реализации изменений
Для успешной реализации необходимо выполнение следующих условий: мотивация учителя на данный вид деятельности; формирование мотивационной сферы учащихся; систематический характер организации деятельности; создание ситуации успеха для каждого ученика; желание учителя постоянно учиться самому. |
|
· 6. Результат изменений
Применение воспитывающего обучения на уроках окружающего мира имеет целый ряд положительных эффектов: — обеспечивает рост интереса к предмету, увеличивает кругозор ребёнка, — способствует снятию психологических проблем и трудностей, — повышается результативность уроков, а, следовательно, растёт качество знаний. |
|
· 7. Публикации
Пантюхина Н.А. «Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?» Публикация материала на страницах образовательного СМИ: 1) infourok.ru, 14.06.24, серия ЯВ52715073 2) Международный конкурс «Профессиональное мастерство», организатор Международный образовательный портал «Солнечный Свет», диплом победителя, 14 июня 2024 года, серия ТК6092993 |
|
В программе предмета «Окружающий мир» есть несколько разделов. Первый из них – это раздел «Природа». На уроках мы говорим с детьми о природе как Божьем творении. Опыт показывает, что ребята с удовольствием рассуждают о красоте природы, рассказывают о том, что их удивляет в природе, чему они радуются. Приводят свои примеры, говоря о природных чудесах. На вопрос «Почему природу называют Живой книгой?» отвечают, что Господь создал животных и растения живыми, и природу можно «читать», познавая её и её законы. Говорим о том, что нужно уметь наблюдать за животными, за их повадками, за тем, как они трудятся, как внутри сообщества у них всё чётко организовано, говорим о верности животных своей семье. Нам есть чему поучиться у животных, можно и нужно с них брать пример! Также мы говорим с ребятами о том, какие дары природы у нас есть: воздух, вода, солнце, растения и животные. Вместе с детьми приходим к выводу, что эти дары мы должны беречь и приумножать, так как без них невозможна жизнь на Земле. Святой преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отец Серафим обращался с медведем как с кроткой овечкой, и кормил из своих рук хлебом, а гордый хозяин леса принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца. Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», – так обращался он ко всякому, кто приходил к нему. |
|
Экспертное заключение Методическая разработка направлена на формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся посредством воспитания любви к животным и природе в целом. Беседа на уроке помогает обратить внимание на самых проблемных и важных моментах, таких, как доброе отношение не только к людям, но и живой, и неживой природе, тем самым помогает развить мыслительтную и речевую активность у обучающихся.
Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью. Внедрение данного опыта позволит повысить воспитательный потенциал школы, поможет в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника. Данный опыт может быть использован учителями начальной школы, классными руководителями для достижения личностных результатов образования ,что соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО |
|
Ф.И.О. эксперта Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» | |
Составляющие образования Обучение | |
Ключевые слова Кто такие звери, воспитывающее обучение, доброта, ласка, любовь, забота | |
Приложение 1 Конспект урока
Приложение 2 Презентация к уроку |