ФИО
Одинцова Наталья Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
24 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 Е-mail: vhg@vhg.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
стилистические особенности, публицистический стиль, Разговорный стиль, виды чтения, стратегии смыслового чтения, Деятельность
На основе чтения современных текстов ученики выделяют стилевые особенности публицистического и разговорного стилей. Данный вид деятельности осуществляется при использовании различных видов чтения (просмотрового, ознакомительного и изучающего) и на всех этапах работы с текстом (предтекстовом, текстовом и послетекстовом).
Во время изучения текстов применяются различные стратегии смыслового чтения. Обучающиеся находят главную и избыточную информацию, предвосхищают по заголовку содержание текстов, определяют соответствие между информацией текста и сформулированным вопросом, проводят текстоведческий анализ разговорных и публицистических текстов, участвуют в диалоге на основе прочитанных текстов. Также обучающиеся приобретают первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом Кроме того, во время работы с текстами проводится орфографический и пунктуационный анализ.
Краткий пересказ
• Урок русского языка на тему «Стили речи» в 7 классе.
• Цель урока: разграничение разговорного и публицистического стиля, выделение особенностей публицистических и разговорного стиля.
• Задачи: определение стиля текста, применение различных стратегий работы с текстом, воспитание толерантного отношения к «людям с особенностями».
• Планируемые результаты: умение различать особенности разговорного и публицистического стилей, овладение приемами эффективного чтения текстов различных стилей.
• Метапредметные результаты: развитие способности осознанно выбирать стратегию чтения, формирование умения выделять ключевые идеи и детали текста, овладение методами критической оценки содержания прочитанного, совершенствование навыков анализа и синтеза информации для понимания замысла автора и достижения собственных целей общения.
• Личностные результаты: воспитание уважительного отношения к языку как средству самовыражения и коммуникации, понимание важности выбора правильного стиля речи в зависимости от ситуации общения, повышение уровня языковой компетенции учащихся.
• Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, системно-деятельный метод, межпредметные связи с литературой.
Ф.И.О. | Одинцова Наталья Николаевна |
Организация | КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 24 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Стратегии смыслового чтения на уроке русского языка. На примере урока русского языка «Стили речи» в 7 классе.
|
Ключевые слова | Разговорный стиль, публицистический стиль, стилистические особенности, стратегии смыслового чтения, виды чтения, деятельность, развитие. |
Аннотация (не более 500 знаков) | На основе чтения современных текстов ученики выделяют стилевые особенности публицистического и разговорного стилей. Данный вид деятельности осуществляется при использовании различных видов чтения (просмотрового, ознакомительного и изучающего) и на всех этапах работы с текстом (предтекстовом, текстовом и послетекстовом).
Во время изучения текстов применяются различные стратегии смыслового чтения. Обучающиеся находят главную и избыточную информацию, предвосхищают по заголовку содержание текстов, определяют соответствие между информацией текста и сформулированным вопросом, проводят текстоведческий анализ разговорных и публицистических текстов, участвуют в диалоге на основе прочитанных текстов. Также обучающиеся приобретают первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом Кроме того, во время работы с текстами проводится орфографический и пунктуационный анализ. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В настоящее время перед учительством и обществом в целом стоит проблема
необходимости воспитания «вдумчивого» читателя и грамотно пишущего человека. Педагогам необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок научился работать с текстами различных стилей, понимал их особенности, воспринимал и присваивал в них изложенную информацию. Одним из важных этапов решения данной проблемы является обучение учащихся различным стратегиям/приемам чтения текстов. |
Актуальность | Актуальность проблемы «присвоения» информации очевидна. Современное поколение Z воспринимает ее в сжатом виде: через мемы, картинки, фото, видео, инфографику и др. Отсюда возникает проблема: обучающиеся испытывают сложности при чтении длинных текстов, допуская ошибки при выделении основной и второстепенной информации, понимании имеющейся в тексте информации, при интерпретации информации. |
Новизна | Новизна данной темы, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в том, что системно на всех этапах работы с текстами предложены различные стратегии смыслового чтения. Отработка навыков смыслового чтения осуществляется на материале современных текстов. Последовательно осуществляется отработка орфографических и пунктуационных навыков. |
Описание инновационного опыта | Результатом методической работы по теме «Стратегии смыслового чтения на уроке русского языка. На примере урока русского языка «Стили речи» в 7 классе» стало определение наиболее эффективных стратегий смыслового чтения при изучении стилей речи в 7 классе.
На этапе предтекстовой деятельности при работе с отрывком из произведения Н.Дашевской «День числа π» (далее текст №1) наиболее эффективными стали стратегии «Прогноз по заголовку», «Толстые и тонкие» вопросы и «Ромашка Блума». Применение данных стратегий позволяет участникам урока предположить содержательный контекст текста №1, задать к нему фактологические и интерпретационные вопросы, опираясь на личный опыт. Использование данных стратегий помогает еще до чтения текста внимательно отнестись к его заголовку, названию произведения, автору и другим композиционным деталям, на которые часто современные школьники не обращают внимание. После прочтения текста №1 учащиеся отвечают на сформулированные до прочтения вопросы и сравнивают свои предположения о содержании, героях, проблеме, языковых и стилистических особенностях текста. Знакомство с текстом из интернета (далее текст №2) происходит через маркировку текста условными значками — стратегия ИНСЕРТ. Это позволяет детям «погрузиться» в новый текст: сравнивать содержание текстов №1 и №2, которые тематически связаны, выделять известную и новую информацию второго текста, формулировать новые вопросы, возникающие по мере чтения. На этапе составления сжатого варианта текста №2 использовалась стратегия работы с ключевыми словами. Выделение в тексте ключевых слов помогает читателю сфокусироваться на основных содержательных моментах. Стратегия создания вторичного текста на этапе послетектовой деятельности помогает ученикам еще раз проанализировать содержание прочитанных текстов, опираясь уже на собственный жизненный опыт, а также объединить полученные знания при создании нового текста. Разнообразие стратегий смыслового чтения, представленных на примере всего лишь одного урока, позволяет говорить об их эффективности в воспитании внимательного, вдумчивого, критически настроенного читателя, способного «присвоить» себе полученную информацию, обсуждать проблемы, затронутые авторами текстов, и умеющего всесторонне анализировать тексты разных стилей. |
Продукт опыта / проекта | «Копилка» эффективных стратегий смыслового чтения при работе с текстами разных стилей. |
Затруднения в реализации, риски | Дефицит временного ресурса |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Участие гимназистов в уроке привело к следующим результатам:
1. Развитие речи обучающихся и их лингвистических способностей. 2. Овладение обучающимися стратегиями смыслового чтения при работе с текстами различных стилей. 3. «Присвоение» информации из текстов детьми. 4. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. 5. Развитие умения выделять стилистические особенности разных текстов. 6. Развитие умения различать тексты разных стилей. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | С.А. Окунева, к.п.н., доцент кафедры предметных областей ИРО |
Рубрика (выбрать одну) | Обучение. Русский язык и литература. |