ФИО
Некрасова Светлана Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
34 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ с. Пашино 613090, Кировская область, Афанасьевский муниципальный округ, с. Пашино, ул. Центральная,16; 8 (83331) 2 82 45; pashinoshkola1@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
традиционные духовно-нравственные ценности, воспитательное пространство, литературная премия, Современная детско-юношеская литература
В представленном опыте поднимается проблема реализации в воспитании молодёжи духовно-нравственного потенциала средствами современной литературы. Ставится задача выявления ценных в идейно-художественном отношении современных книг для детей и юношества, оказывающих воздействие на внутренний мир школьника. Одним из инструментов экспертного отбора является анализ литературных премий последних десятилетий. Приводятся результаты анализа международной детской литературной премии имени С.М. Михалкова.
В опыт входят два урока: урок внеклассного чтения «Научиться бы тоже так – забирать холод и отдавать тепло» по повести Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам» и урок внеклассного чтения «Побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается» по повести Инны Манаховой «Двенадцать зрителей». Две статьи: «Духовно-нравственное воспитание подростков средствами современной детско-юношеской литературы», «Повесть Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам» как средство формирования основ коллективизма».
На основе анализа читательских откликов делается вывод о глубоком эмоционально-нравственном воздействии на читателя премиальных книг современных авторов.
Краткий пересказ
• В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания молодежи средствами современной детско-юношеской литературы.
• Важность чтения для формирования личности и развития национальной культуры подчеркивается в Концепции национальной программы «Чтение» и Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года.
• Современная детско-юношеская литература рассматривается как средство духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
• Лучшие произведения о подростках и для подростков могут помочь приобщить детей к чтению и сформировать читательский вкус.
• Создание читательской среды (семья — школа — библиотека) важно для развития духовно-нравственного воспитания.
Ф.И.О. | Некрасова Светлана Ивановна |
Организация | МБОУ СОШ с. Пашино
613090, Кировская область, Афанасьевский муниципальный округ, с. Пашино, ул. Центральная,16; 8 (83331) 2 82 45; pashinoshkola1@yandex.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 34 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Духовно-нравственное воспитание подростков средствами современной детско-юношеской литературы |
Ключевые слова | Современная детско-юношеская литература, литературная премия, воспитательное пространство, традиционные духовно-нравственные ценности. |
Аннотация (не более 500 знаков)
|
В представленном опыте поднимается проблема реализации в воспитании молодёжи духовно-нравственного потенциала средствами современной литературы. Ставится задача выявления ценных в идейно-художественном отношении современных книг для детей и юношества, оказывающих воздействие на внутренний мир школьника. Одним из инструментов экспертного отбора является анализ литературных премий последних десятилетий. Приводятся результаты анализа международной детской литературной премии имени С.М. Михалкова.
В опыт входят два урока: урок внеклассного чтения «Научиться бы тоже так – забирать холод и отдавать тепло» по повести Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам» и урок внеклассного чтения «Побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается» по повести Инны Манаховой «Двенадцать зрителей». Две статьи: «Духовно-нравственное воспитание подростков средствами современной детско-юношеской литературы», «Повесть Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам» как средство формирования основ коллективизма». На основе анализа читательских откликов делается вывод о глубоком эмоционально-нравственном воздействии на читателя премиальных книг современных авторов.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Современные дети неохотно читают классику, потому что не понимают реалии того времени. Большинство подростков ориентированы на новые книги, отвечающие на вызовы времени. Перед учителем-словесником встала проблема: как расширить круг детской литературы. |
Актуальность | Одной из приоритетных задач государственной политики в области воспитания, обозначенной в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России».
Духовно-нравственное воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы. Современная детско-юношеская книга — это благодатная почва для воспитания и социализации подрастающего поколения. Современная детская литература, отражающая реалии современной жизни, рассказывающая о сверстниках, близка и понятна сегодняшним подросткам. Лучшие произведения о подростках и для подростков, изучаемые на уроках внеклассного чтения, помогут приобщить детей к чтению. |
Новизна
|
Новизна опыта заключается в системном использовании современной детской литературы на уроках и внеурочной деятельности. |
Описание инновационного опыта | Модель урока внеклассного чтения позволяет широкой аудитории не только познакомиться с новым произведением, но и раскрыть через нравственно-психологические перипетии литературных героев решение сложных подростковых проблем. На уроке внеклассного чтения, в отличие от уроков изучения программных произведений, дается общая оценка книги, большее внимание уделяется нравственным проблемам. Современная детская книга – это «воспитательное пространство» (статья «Духовно-нравственное воспитание подростков средствами современной детско-юношеской литературы» (Приложение 1).
О моделирование уроков с целью осознания смысла прочитанного и формирования соответствующих нравственных установок, аспектном анализе произведения рассказано в научно-методической статье «Повесть Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам» как средство формирования основ коллективизма» (Приложение 2). Модель урока состоит из следующих структурных элементов. Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя, интерактивная беседа с классом, создание проблемной ситуации, дискутирование. Успешная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает их на активную деятельность во время занятия. Часть 2. Основная. Урок раскрывает содержание таких российских национальных ценностей, как крепкая семья, сострадание, взаимопомощь и взаимоуважение, высокие нравственные идеалы; сопровождается показом презентации, видеоролика, самостоятельной работой, обсуждением проблемных вопросов на основе анализа представленной информации с опорой на жизненный опыт обучающихся, анализом эпизодов. Организуется работа с информационными и рабочими листами. Часть 3. Заключение. Подведение итогов через рефлексивные вопросы и задания, определение перспектив чтения современной подростковой литературы. Технологии урока: ТРКМЧП (создание проблемной ситуации, парная и индивидуальная работа; составление таблицы, диаманты), смысловое чтение (чтение с остановками), технология проблемного обучения. Использование приёмов из указанных технологий позволит раскрыть индивидуальность каждого ученика как субъекта обучения, способствует достижению предметных и метапредметных результатов обучения, закрепленных Стандартом. |
Продукт опыта / проекта | Урок по повести Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам».
Урок по повести Инны Манаховой «Двенадцать зрителей». Статья «Духовно-нравственное воспитание подростков средствами современной детско-юношеской литературы». Статья «Повесть Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам» как средство формирования основ коллективизма». |
Затруднения в реализации, риски | Недостаток или отсутствием необходимого учебно-методического обеспечения.
Трудоемкость: большой объем предварительной работы (чтение, анализ), много раздаточных материалов. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Положительная динамика изменения мотивации и показателей знаний обучающихся; количественных и качественных показателей детей в конкурсах, олимпиадах разного уровня: победители и призёры олимпиады (муниципальный этап) по литературе, интеллектуальных и творческих конкурсов муниципального, регионального, всероссийского уровней: «ПЕГАС», «Подрост», «Золотая строфа» и др.). Успеваемость по предмету – 100%, средний балл выше областных показателей.
Личностные изменения: осознание российской гражданской идентичности, готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Некрасова С.И. Современная детская литература как воспитательный потенциал урока [Текст]. С.И. Некрасова// Воспитательные ресурсы как средство достижения образовательных результатов по русскому языку и литературе: 50-я областная научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы (Киров, 13 декабря 2023 года): Сборник материалов; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2023) Статья на сайте: Некрасова С.И. Сценарий урока «Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам». Электронный сборник «Современная детско-юношеская литература как фактор формирования национальной культурной идентичности» (модели уроков литературы, 4-11 класс) (сайт Института развития образования Кировской области) https:// kirovipk.ru/uploads/2024/11sbornik-laboratorii.pdf |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требования регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна, доцент кафедры предметных областей, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ
Русский язык и литература |