ФИО
Михайлова Светлана Вячеславовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
45 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Кирова, ул. Московская, д.№1. т. 22- 69-03. Е- mail: sch4@kirovedu.ru, личная - Mihailowa2017@mail.ru с.т. 8-982-388-32-64
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
мотивация к чтению, формирование грамотного читателя, Диалог, активный и результативный прием, метапредметные результаты
Краткий пересказ
• Диалог с автором через текст — прием активизации деятельности ребенка при подготовке грамотного читателя.
• Цель уроков литературного чтения — формирование грамотного читателя с техникой чтения и приемами понимания.
• ФГОС НОО включает активные приемы понимания текста, включая диалог с автором.
• Цель учителя — создание условий для формирования грамотного чтения с использованием приема диалога с автором.
• Диалог с автором включает поиск скрытых вопросов, прогнозирование и самоконтроль.
• Рекомендуется проводить подготовительный этап (авторский) перед диалогом с автором для тренировки в построении вопросительных предложений.
• Основной этап — обучение детей ведению диалога с автором, включая поиск прямых и скрытых вопросов и их формулирование, прогнозирование и самоконтроль.
• Диалог с автором помогает учащимся искать новые знания и находить ответы на свои вопросы, является кратчайшим, результативным и доступным путем к овладению приемами понимания текста.
Ф.И.О. | Михайлова Светлана Вячеславовна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Кирова, ул. Московская, д.№1.
т. 22- 69-03. Е- mail: sch4@kirovedu.ru , личная — Mihailowa2017@mail.ru с.т. 8-982-388-32-64. |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 45 лет. |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Диалог — прием активизации деятельности ребенка в процессе подготовки грамотного читателя». |
Ключевые слова | Диалог, активный и результативный прием, метапредметные результаты, формирование грамотного читателя, мотивация к чтению. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Диалог с автором – этот прием с текстом во время чтения, а также это естественная беседа с автором через текст.
Цель работы – создать условия для формирования грамотного читателя на основе использования приема диалога с автором через текст. Операции диалога с автором: · поиск скрытых в тексте вопросов и их формулирование; · прогнозирование; · самоконтроль.
Первая операция: поиск прямых и скрытых в тексте вопросов и их формулирование. Цель: научить школьников задавать вопросы к тексту. 1) видеть в тексте прямые вопросы автора; 2) находить скрытые авторские вопросы; 3) формулирование вопросов по ходу чтения; 4) самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения, делая разметку текста (в конце предложений ставятся буквы: В – задать вопрос к тексту; О – дать свои ответы; П – проверить себя; З – посмотреть в «волшебное зеркало», подумать, что случилось дальше?) Вторая операция: прогнозирование. Цель: развитие умения предполагать содержание текста. Прогнозирование: · по автору; · по заглавию; · по иллюстрации; · по окончанию текста; · по ключевым словам. Третья операция: самоконтроль. Цель: проверка своих предположений по тексту. 1) Сравнение ответов – предположений с замыслом автора; 2) Обсуждение предположений: чьи прогнозы совпали с текстом. · Диалог с автором – наиболее краткий, результативный и доступный путь к овладению приемами понимания текста. контроль. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Ограничения: не используется данный прием при чтении произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.
Затруднения: обучение приему диалога с автором предполагает не разовую, а систематическую и целенаправленную работу учителя. |
Актуальность | Использование на уроке данного приема по формированию навыков смыслового чтения позволяет сформировать навык по работе с информацией. |
Новизна | Новизна этого приема в том, что он относится к активным приемам, стимулирующий познавательную деятельность учащихся. |
Описание инновационного опыта | Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение вдумчиво работать с источниками информации. Диалог с автором через текс происходит в результате активного считывания текстовой информации с целью понять загадки текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.
Цель работы – создать условия для формирования грамотного чтения на основе использования приема диалога с автором через текст. Диалог с автором – это прием работы с текстом во время чтения, а также это естественная беседа с автором через текст. Операции диалога с автором: · поиск скрытых в тексте вопросов и их формулирование; · прогнозирование; · самоконтроль. Технологическая часть. Подготовительный этап – авторский. Цель: тренировка в построение вопросительных предложений. Задания: · повторение вопросительных слов; · составление вопросительных предложений; · постановка вопросов к предложению. Основной этап – обучение детей ведению диалога с автором. Первая операция: поиск прямых и скрытых в тексте вопросов и их формулирование. Цель: научить школьников задавать вопросы к тексту. 1) видеть в тексте прямые вопросы автора; 2) находить скрытые авторские вопросы; 3) формулирование вопросов по ходу чтения; 4) самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения, делая разметку текста (в конце предложений ставятся буквы: В – задать вопрос к тексту; О – дать свои ответы; П – проверить себя; З – посмотреть в «волшебное зеркало», подумать, что случилось дальше?) Вторая операция: прогнозирование. Цель: развитие умения предполагать содержание текста. Прогнозирование: · по автору; · по заглавию; · по иллюстрации; · по окончанию текста; · по ключевым словам. Третья операция: самоконтроль. Цель: проверка своих предположений по тексту. 1) Сравнение ответов – предположений с замыслом автора; 2) Обсуждение предположений: чьи прогнозы подтвердились, чьи не совпали с текстом. Диалог с автором – наиболее краткий, результативный и доступный путь к овладению приемами понимания текста. |
Продукт опыта / проекта | Публикации в СМИ. |
Затруднения в реализации, риски | Ограничения: не используется данный прием при чтении произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.
Затруднения: обучение приему диалога с автором предполагает не разовую, а систематическую и целенаправленную работу учителя. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Михайлова, С.В. Диалог — прием активизации деятельности ребенка в процессе подготовки грамотного читателя [Текст] / С. В. Михайлова // Любить признание свое: В. А. Сухомлинский: материалы обл. науч.- практ.конфер. 28 сентября 2022 года., г. Киров: в 1ч. КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района, 2022. — С. 60- 63.. — ISBN 978-5-6048992-9. |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование
|