ФИО

Михайлова Светлана Вячеславовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

45 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Кирова, ул. Московская, д.№1. т. 22- 69-03. Е- mail: sch4@kirovedu.ru, личная - Mihailowa2017@mail.ru с.т. 8-982-388-32-64

YandexGPTКраткий пересказ

• Диалог с автором через текст — прием активизации деятельности ребенка при подготовке грамотного читателя.
• Цель уроков литературного чтения — формирование грамотного читателя с техникой чтения и приемами понимания.
• ФГОС НОО включает активные приемы понимания текста, включая диалог с автором.
• Цель учителя — создание условий для формирования грамотного чтения с использованием приема диалога с автором.
• Диалог с автором включает поиск скрытых вопросов, прогнозирование и самоконтроль.
• Рекомендуется проводить подготовительный этап (авторский) перед диалогом с автором для тренировки в построении вопросительных предложений.
• Основной этап — обучение детей ведению диалога с автором, включая поиск прямых и скрытых вопросов и их формулирование, прогнозирование и самоконтроль.
• Диалог с автором помогает учащимся искать новые знания и находить ответы на свои вопросы, является кратчайшим, результативным и доступным путем к овладению приемами понимания текста.

Ф.И.О. Михайлова Светлана Вячеславовна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Кирова, ул. Московская, д.№1.

т. 22- 69-03. Е- mail: sch4@kirovedu.ru , личная — Mihailowa2017@mail.ru

с.т. 8-982-388-32-64.

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 45 лет.
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Диалог — прием активизации деятельности ребенка в процессе подготовки грамотного читателя».
Ключевые слова Диалог, активный и результативный прием, метапредметные результаты, формирование грамотного читателя, мотивация к чтению.
Аннотация (не более 500 знаков) Диалог с автором – этот прием с текстом во время чтения, а также это естественная беседа с автором через текст.

Цель работы – создать условия для формирования грамотного читателя на основе использования приема диалога с автором через текст.

Операции диалога с автором:

·       поиск скрытых в тексте вопросов и их формулирование;

·       прогнозирование;

·       самоконтроль.

 

Первая операция: поиск прямых и скрытых в тексте вопросов и их формулирование.

Цель: научить школьников задавать вопросы к тексту.

1) видеть в тексте прямые вопросы автора;

2) находить скрытые авторские вопросы;

3) формулирование вопросов по ходу чтения;

4) самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения, делая разметку текста (в конце предложений ставятся буквы: В – задать вопрос к тексту; О – дать свои ответы; П – проверить себя; З – посмотреть в «волшебное зеркало», подумать, что случилось дальше?)

Вторая операция: прогнозирование.

Цель: развитие умения предполагать содержание текста.

Прогнозирование:

·       по автору;

·       по заглавию;

·       по иллюстрации;

·       по окончанию текста;

·       по ключевым словам.

Третья операция: самоконтроль.

Цель: проверка своих предположений по тексту.

1) Сравнение ответов – предположений с замыслом автора;

2) Обсуждение предположений: чьи прогнозы совпали с текстом.

·       Диалог с автором – наиболее краткий, результативный и доступный путь к овладению приемами понимания текста. контроль.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Ограничения: не используется данный прием при чтении произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.

Затруднения: обучение приему диалога с автором предполагает не разовую, а систематическую и целенаправленную работу учителя.

Актуальность Использование на уроке данного приема по формированию навыков смыслового чтения позволяет сформировать навык по работе с информацией.
Новизна Новизна этого приема в том, что он относится к активным приемам, стимулирующий познавательную деятельность учащихся.
Описание инновационного опыта Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение вдумчиво работать с источниками информации. Диалог с автором через текс происходит в результате активного считывания текстовой информации с целью понять загадки текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.

Цель работы – создать условия для формирования грамотного чтения на основе использования приема диалога с автором через текст.

Диалог с автором – это прием работы с текстом во время чтения, а также это естественная беседа с автором через текст.

Операции диалога с автором:

·       поиск скрытых в тексте вопросов и их формулирование;

·       прогнозирование;

·       самоконтроль.

Технологическая часть.

Подготовительный этап – авторский.

Цель: тренировка в построение вопросительных предложений.

Задания:

·       повторение вопросительных слов;

·       составление вопросительных предложений;

·       постановка вопросов к предложению.

Основной этап – обучение детей ведению диалога с автором.

Первая операция: поиск прямых и скрытых в тексте вопросов и их формулирование.

Цель: научить школьников задавать вопросы к тексту.

1) видеть в тексте прямые вопросы автора;

2) находить скрытые авторские вопросы;

3) формулирование вопросов по ходу чтения;

4) самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения, делая разметку текста (в конце предложений ставятся буквы: В – задать вопрос к тексту; О – дать свои ответы; П – проверить себя; З – посмотреть в «волшебное зеркало», подумать, что случилось дальше?)

Вторая операция: прогнозирование.

Цель: развитие умения предполагать содержание текста.

Прогнозирование:

·       по автору;

·       по заглавию;

·       по иллюстрации;

·       по окончанию текста;

·       по ключевым словам.

Третья операция: самоконтроль.

Цель: проверка своих предположений по тексту.

1) Сравнение ответов – предположений с замыслом автора;

2) Обсуждение предположений: чьи прогнозы подтвердились, чьи не совпали с текстом.

Диалог с автором – наиболее краткий, результативный и доступный путь к овладению приемами понимания текста.

Продукт опыта / проекта Публикации в СМИ.
Затруднения в реализации, риски Ограничения: не используется данный прием при чтении произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.

Затруднения: обучение приему диалога с автором предполагает не разовую, а систематическую и целенаправленную работу учителя.

Публикации

по теме опыта

Статья из сборника:

Михайлова, С.В. Диалог — прием активизации деятельности ребенка в процессе подготовки грамотного читателя [Текст] / С. В. Михайлова // Любить признание свое: В. А. Сухомлинский: материалы обл. науч.- практ.конфер. 28 сентября 2022 года., г. Киров: в 1ч. КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района, 2022. — С. 60- 63.. — ISBN 978-5-6048992-9.

Экспертное заключение  
Ф.И.О. эксперта  
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

 

Диалог - прием активизации деятельности ребенка в процессе подготовки грамотного читателя
Скачать файл
Презентация к статье
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл