ФИО

Андреева Наталья Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

11 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кильмезь», КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь контактный телефон: 8(83338) 2-25-99. E-mail: kilmezrshool@mail.ru

На уроках русского языка очень важна работа со словом. Ребёнок должен овладеть русским языком практически. Словарные работа является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом – необходимое условие освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.  Работа над словом сложна и многогранна. Нужно воспитать тот особый подход к слову, о котором писал Константин Дмитриевич Ушинский: «У детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемую форму – есть одно из важнейших условий развития дара слова.»

YandexGPTКраткий пересказ

• Словарная работа на уроках русского языка важна для развития речи младших школьников.
• Словарные занятия являются основным звеном работы по развитию речи учащихся.
• Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
• Эффективность словарной работы зависит от планомерности и систематичности работы.
• На уроках используются различные словари и создаются разнообразные задания для работы со словарными словами.
• Работа со словарными словами способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса и развитию мыслительных способностей учащихся.
• Фразеологические обороты являются частью культуры русского народа и украшают речь, делая её выразительной и образной.
• Работа с пословицами и поговорками играет важную роль в развитии речи, мышления и воспитании личности ребенка.

Ф.И.О. Андреева Наталья Михайловна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кильмезь», КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь

контактный телефон: 8(83338) 2-25-99. E-mail: kilmezrshool@mail.ru

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 11 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Использование приемов организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах как средство развития речи младших школьников.

 

Ключевые слова Методические приемы, связная речь, словарная работа
Аннотация (не больше 500 знаков) На уроках русского языка очень важна работа со словом. Ребёнок должен овладеть русским языком практически. Словарные работа является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом – необходимое условие освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Работа над словом сложна и многогранна. Нужно воспитать тот особый подход к слову, о котором писал Константин Дмитриевич Ушинский: «У детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемую форму – есть одно из важнейших условий развития дара слова.»

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В своей работе я столкнулась с тем, что большинство учащихся испытывают трудности в запоминании словарных слов, в подборе синонимов и антонимов, в использовании новых слов в своем лексиконе, поэтому стала искать методические приёмы, обеспечивающие эффективную словарную работу на уроках русского языка для обогащения словарного запаса и развития речи обучающихся. .
Актуальность Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. На мой взгляд, лишь систематическая и целенаправленная работа со словарными словами, различными словарями посредством увлекательных упражнений вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
Новизна  Новизна методических приёмов заключается в том, что создание занимательных упражнений позволяет реализовать заложенный в основы обновленных ФГОС НОО системно-деятельностный и личностный подход. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение вызывающих затруднения, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной литературы, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Это помогает заинтересовать детей, развивать мыслительные процессы, формировать творческие способности и интерес к предмету. Опираясь на уже известный опыт работы, я создала различные упражнения для детей с 1 по 4 класс, ориентированные на работу с различными словарями.
Описание инновационного опыта Методических приёмов организации словарной работы в начальной школе существует немало. Я подробно остановилась на наиболее эффективные из них:

 

В 1 классе —приемы работы с орфографическим словарем

Занятия по изучению словарных слов не должны ограничиваться лишь механическим заучиванием правил правописания и многократным повторением. Учитель обязан сделать этот процесс увлекательным и познавательным, используя разнообразные виды деятельности, то есть применяя деятельностный подход. Это позволит развить орфографическую зоркость, обогатит словарный запас и повысит мыслительные способности, расширив общий кругозор ученика.

 

Во 2 классе — приемы работы со словарем синонимов и антонимов

 

Знакомство с синонимическими и антонимическими рядами является неотъемлемой частью работы над развитием словарного запаса. Недостаточное использование детьми близких и противоположных по смыслу слов свидетельствует о недостаточной выразительности и бедности речи, а также создаёт трудности при выполнении творческих заданий, таких как сочинительство. Хотя в начальной школе отведено немного времени на освоение синонимов и антонимов, педагог вправе самостоятельно разработать оригинальные задания, направленные на повышение уровня владения языком. Примеры интересных упражнений представлены в моей презентации.

 

В 3 классе — приемы работы с фразеологическим словарем

 

Изучение устойчивых выражений (фразеологизмов) помогает школьникам лучше освоить богатство русской лексики, развивать свою речь и обогащать фразеологический запас. Владение фразеологическими единицами позволяет углублять понимание особенностей языка, стимулирует работу с художественными произведениями литературы, улучшая восприятие художественных образов. Работа с фразеологией поддерживает активную учебную деятельность учащихся, развивает духовность, эмоции и мышление. Именно благодаря фразеологическим оборотам русский язык обретает яркую индивидуальность и отражает историю народа. Поэтому важно сохранять чистоту языка и передавать молодым поколениям уникальные выражения, украшающие речь.

 

В 4 классе — работа со словарями пословиц и поговорок

 

Освоение народных мудростей, представленных в виде пословиц и поговорок, оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, совершенствование устной и письменной речи, воспитание моральных ценностей, патриотизма и эстетического восприятия жизни. Занятия с использованием пословиц способствуют улучшению общей эрудиции, стимулируют мышление и развивают чувство любви к родному слову.

Продукт опыта / проекта Система эффективных приемов по обогащению словарного запаса обучающихся.
Затруднения в реализации, риски Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

 Данные методические приемы позволяют существенно повысить качество образовательных результатов. Полученные результаты показали следующее:

— Занимательные упражнения в работе со словами привлекают детей своей формой и являются удобным, интересным и доступным способом запоминания и осмысления материала.

— Повышается уровень усвоения учебного материала учащимися.

— Сокращается затрачиваемое время и усилия на обработку учебных сведений.

— Улучшается память и растет мотивация к обучению.

Кроме того, мной было отмечено, что:

— Уменьшилось количество случаев механического заучивания учебного материала.

— Значительно расширился словарный запас учеников.

— Речь школьников стала значительно грамотнее и правильнее.

Итоги всероссийских проверочных работ подтвердили высокий уровень знаний учащихся: все дети успешно выполнили задания, продемонстрировав качество освоения русского языка — 100%.

Публикации

по теме опыта

Сайт infourok.ru

Методическая разработка

Мастер-класс «Методические приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

Web-адрес публикации:

https://infourok.ru/masterklassmetodicheskiepriyomyslovarnojrabotynaurokahrusskogoyazykavnachalnyhklassah-7846324.html

Презентация

Мастер-класс «Методические приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

Web-адрес публикации:

https://infourok.ru/masterklassmetodicheskiepriyomyslovarnojrabotynaurokahrusskogoyazykavnachalnyhklassah-7846330.html

 

Методическая разработка

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с разделом «Родина» И. С. Никитин «Русь» 4 класс

Web-адрес публикации:

https://infourok.ru/konspekturokaliteraturnogochteniyaznakomstvosrazdelomrodinaisnikitinrus-4-klass-7846363.html

 

Презентация к уроку литературного чтения «Знакомство с разделом «Родина» И. С. Никитин «Русь» 4 класс

Web-адрес публикации:

https://infourok.ru/prezentaciyakurokuliteraturnogochteniyaznakomstvosrazdelomrodinaisnikitinrus-4-klass-7846370.html

Экспертное заключение  Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Использование приемов организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах
Скачать файл
Приложение прзентация
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл