ФИО

Навалихина Ольга Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель химии

СТАЖ РАБОТЫ

21 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский физико-математический лицей» (КОГОАУ КФМЛ) 610020, г. Киров, ул. Труда, д. 16 Телефон/факс (8332) 215-900 E-mail: kpml@kpml.ru

Экспериментальное определение веществ включено как в содержание государственной итоговой аттестации по химии в 9 и 11 классах, так и в задания практического тура перечневых олимпиад и Всероссийской олимпиады школьников по химии, начиная с регионального этапа. Результатом обобщения опыта по подготовке к решению экспериментальных задач стали учебные пособия, содержащие теоретический материал о качественном анализе, качественных реакциях, групповых и специфических реактивах, а также методики проведения качественных реакций на неорганические ионы и функциональные группы органических веществ. В пособиях приведены общие принципы использования качественных реакций при решении олимпиадных задач и экспериментальных заданий ГИА по химии.

YandexGPTКраткий пересказ

• Химия требует эксперимента для прочного усвоения знаний и развития практических умений.
• Экспериментальное определение веществ включено в ГИА и олимпиады по химии.
• Примерная основная образовательная программа и Федеральная образовательная программа не обеспечивают достаточную подготовку к экспериментальным заданиям.
• Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников и практическому туру требует дополнительных дидактических материалов и индивидуальной работы с обучающимися.
• Изучение химии в 10 классе может вызвать затруднения при проведении качественного анализа органических веществ.
• Разработка пособий по качественному анализу может помочь в подготовке обучающихся к экзаменам и олимпиадам.
• Учебные пособия Навалихиной О.В. «Качественные реакции органических соединений» и «Качественный анализ неорганических соединений» используются для подготовки к экзаменам и олимпиадам по химии и биологии.

Ф.И.О. Навалихина Ольга Викторовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский физико-математический лицей» (КОГОАУ КФМЛ)

610020, г. Киров, ул. Труда, д. 16

Телефон/факс (8332) 215-900 E-mail: kpml@kpml.ru

Должность Учитель химии
Стаж работы 21 год
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Организация подготовки обучающихся 9-11 классов к экспериментальной части ГИА и олимпиад по химии
Ключевые слова Качественный анализ, качественная реакция, аналитический сигнал, кислотно-основная классификация ионов, элементный анализ, функциональный анализ, экспериментальное решение задач
Аннотация
(не больше

500 знаков)

Экспериментальное определение веществ включено как в содержание государственной итоговой аттестации по химии в 9 и 11 классах, так и в задания практического тура перечневых олимпиад и Всероссийской олимпиады школьников по химии, начиная с регионального этапа. Результатом обобщения опыта по подготовке к решению экспериментальных задач стали учебные пособия, содержащие теоретический материал о качественном анализе, качественных реакциях, групповых и специфических реактивах, а также методики проведения качественных реакций на неорганические ионы и функциональные группы органических веществ. В пособиях приведены общие принципы использования качественных реакций при решении олимпиадных задач и экспериментальных заданий ГИА по химии.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В Примерной основной образовательной программе основного общего образования и Федеральной образовательной программе среднего общего образования перечислены лишь некоторые качественные реакции неорганических веществ и органических соединений, изучение их на уроках химии происходит дискретно.

Ограниченное количество практических работ по химии не позволяет учителю добиваться прочных знаний и формировать экспериментальные умения и навыки обучающихся по основам качественного определения неорганических и органических веществ, достаточных для успешного участия школьников в олимпиадах высокого уровня. У многих обучающихся, выбирающих ОГЭ по химии, часто возникают проблемы, в том числе и психологического характера, при выполнении заданий с реальным и мысленным экспериментом. Отсутствие учебной литературы для самостоятельной подготовки обучающихся к качественному анализу веществ также делает подготовку к олимпиадам и экзаменам весьма затруднительной.

Решением проблемы может стать разработка и систематическое использование пособий по качественному анализу при проведении лабораторных практикумов в урочной и внеурочной деятельности.

Актуальность Учебные пособия востребованы учителями ОО и преподавателями ЦДООШ для проведения отдельных практических работ, учебно-тренировочных сборов, ведения внеурочной, в том числе и проектной деятельности как по химии, так и по биологии с разными категориями обучающихся.

Учебные пособия могут быть полезны старшеклассникам и абитуриентам, выбирающим вузы химического направления и при самостоятельной подготовке.

Новизна Представляемые пособия содержат объем материала, достаточный для подготовки как к государственным экзаменам по химии, так и к практическим турам олимпиад различного уровня. В каждом из двух пособий есть не только вводная теоретическая часть, методики экспериментального определения неорганических веществ и органических соединений, но и общие принципы решения практических задач с примерами.
Описание инновационного опыта Создание условий для эффективной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и успешному участию в предметных олимпиадах является неотъемлемой задачей учителя. При изучении химии элементов на уроках в 9 классе целесообразно объединять отдельные практические работы в практикумы, предполагающие в том числе и решение экспериментальных задач по качественному распознаванию катионов и анионов. Однако в используемых учебно-методических комплексах такие практикумы не выделены. Учитель вынужден самостоятельно составлять задания, ориентируясь на имеющееся количество учебных часов и оснащение лаборатории оборудованием и реактивами.

К моменту проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии (середина января) большая часть материала по химии неметаллов, а химия металлов полностью не проходятся на уроках. Поэтому учителю требуются дидактические материалы для индивидуальных занятий и самостоятельной подготовки обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии.

Учебное пособие «Качественный анализ неорганических соединений» – результат обобщения опыта подготовки обучающихся 9 класса к практическому туру Всероссийской олимпиады школьников по химии. Учитель может применять данные пособия и при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, осуществляя отбор содержания в зависимости от образовательных потребностей школьников.

Вводная часть разработки знакомит школьников с понятием «качественный анализ» и описанием качественных реакций на некоторые неорганические вещества, преимущественно газы, – аммиак, кислород, хлор и другие.

Дается краткая характеристика систематического и дробного методов обнаружения ионов в смеси, осуществляется знакомство с общими, групповыми и специфическими реагентами, описывается техника проведения реакций качественного анализа.

Так как большинство неорганических веществ имеет ионное строение, основная часть пособия посвящена рассмотрению частных реакций групп катионов и анионов по кислотно-основной классификации.

В завершении на нескольких примерах олимпиадного уровня сложности поясняется алгоритм решения задач на распознавание неорганических веществ способом попарного смешения.

Данная разработка используется в качестве учебного пособия при ведении занятий элективного курса «Основы качественного химического анализа» в КОГОАУ ЛЕН и в КОГАОУ ДО ЦДООШ.

Изучение химии в 10 классе начинается со знакомства с углеводородами и их свойствами. Ко времени проведения регионального этапа ВсОШ по химии школьники успевают выучить свойства ограниченного числа функциональных производных, в то же время свойства углеводов, жиров и белков рассматриваются на уроках биологии. Часть этого материала, например, качественные реакции на углеводы, может быть вынесено на практический тур регионального этапа ВсОШ по биологии.

Учебное пособие «Качественные реакции органических соединений» посвящено определению органических веществ различных классов. В вводной части приведены основные методики элементного анализа.

В отличие от анализа неорганических веществ, в котором используются свойства образующих их ионов, основу анализа органических соединений составляют свойства функциональных групп. В этом пособии рассматриваются свойства функциональных групп, обуславливающие реакции, которые по условиям выполнения и сопровождающим их эффектам позволяют использовать эти реакции в обнаружении органических соединений разных классов. Многие реакции органических веществ протекает количественно и стехиометрично и могут быть использованы как в качественном, так и в количественном анализе.

Подробное рассмотрение качественных реакций на альдегидную, карбоксильную и аминогруппы позволяет обучающимся подготовиться и к практическому туру олимпиады по биологии, где порой требуется распознать биологически важные вещества (углеводы, липиды, аминокислоты и белки).

Завершается учебное пособие рассмотрением примеров решения задач на качественное определение органических веществ как с помощью мысленного опыта (подготовка к решению задания 24 и 33 в КИМ единого государственного экзамена по химии по версии 2025 года), так и с помощью реального эксперимента, что способствует формированию практических умений и снижает уровень стресса при обращении с веществами.

Теоретические знания и практические навыки в проведении качественного определения неорганических и органических веществ позволяют школьникам не только успешно справляться с текущим лабораторным экспериментом, но и планировать проектную деятельность. Так, качественная реакция на фенол стала основой для выполнения проекта десятиклассника по созданию чернил из дубовых галлов (чернильных орешков), а знакомство с методом хроматографии позволило выделить растительные пигменты из листьев и цветков растений. Результатами внеурочной и проектной деятельности десятиклассники Кировского физико-математического лицея с удовольствием делятся со своими младшими товарищами. Разработка одного из таких занятий была опубликована в журнале «Химия в школе».

Продукт опыта / проекта Учебные пособия:

– Навалихина О. В. Качественный анализ неорганических соединений.

– Навалихина О. В. Качественные реакции органических соединений.

Затруднения в реализации, риски Работа с теоретической частью учебных пособий требует от учителя грамотного дозирования информации в зависимости от познавательных запросов обучающихся: часть качественных реакций на неорганические ионы и функциональные группы органических соединений входит в содержание ГИА по химии, другие требуются и для подготовки к олимпиадам по химии и биологии. Проведение практикумов по экспериментальному определению неорганических и органических веществ возможно лишь при условии наличия дополнительных часов в учебном плане и оснащения школьной лаборатории необходимыми реактивами и оборудованием.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Учебные пособия Навалихиной О. В. «Качественные реакции органических соединений» и «Качественный анализ неорганических соединений» используются в качестве дидактического материала при реализации общеобразовательных программ по химии заочного отделения Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования одаренных школьников». За последние десять лет по данным учебным пособиям обучалось более 500 человек в ЦДООШ.

С 2010 года данные пособия используются для проведения занятий курса по выбору «Основы качественного анализа» в КОГОАУ ЛЕН.

С 2022 года по этим пособиям осуществляется индивидуальная подготовка обучающихся КОГОАУ КФМЛ, демонстрирующих высокий уровень заинтересованности в участии в химических олимпиадах и выбирающих химию для сдачи ГИА.

Публикации

по теме опыта

Навалихина О. В. Курс «Основы химического анализа» как часть подготовки школьников к олимпиадам по химии и биологии // Профильное образование и специализированное обучение: современные подходы, модели и практики: сб. материалов Всеросс. науч.-метод. конф. / отв. ред. В. В. Петров; СУНЦ НГУ. – Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2020. – С. 93-96.

Навалихина О.В., Верещагина Ю.А., Конова А.Д., Плехова И.С., Кожинов П.С. «Тайны буфета миссис Хадсон»: практические работы по химии и биологии для учащихся 10-х классов. // Педагогическое проектирование: идеи и решения [Электронный ресурс]: сборник статей. Вып. 4. – Электрон. текст. дан. (9,1 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. – С. 108-113.

Навалихина О.В., Янаева С.В. Внеурочное занятие по химии и экологии для шестиклассников // Химия в школе, №1, 2025 – С. 54-59.

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО.
Ф.И.О. эксперта Лагунова Т.А., методист ИМЦ г. Кирова
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Естественно-научные предметы

Методическая разработка учителя химии КОГОАУ КФМЛ Навалихиной О.В.
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл