ФИО

Семакина Зинаида Константиновна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

28 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 47" города Кирова. Адрес: 610050, г. Киров, ул. Андрея Упита, 9 Телефон: 22-74-50 Эл. почта: sch47@kirovedu.ru.

YandexGPTКраткий пересказ

• В современном мире важно умение устанавливать причинно-следственные связи для успешной адаптации и решения проблем.
• ФГОС НОО ставит задачу освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста, а также осмысления цели чтения.
• Волшебная сказка является дидактичным и доступным материалом для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи у детей.
• Использование приемов ТРИЗ и заданий семи типов способствует формированию действий установления причинно-следственных связей у второклассников.
• Объединение уроков по литературному чтению в отдельный блок помогает систематизировать работу над формированием умений устанавливать причинно-следственные связи.
• Визуальная и вербальная методики используются для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи у второклассников.
• Применение технологии ТРИЗ и элементов ТРИЗ на уроках литературного чтения позволяет повысить интерес детей к изучению литературных произведений и активизировать их внимание.
• Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.

Ф.И.О. Семакина Зинаида Константиновна
Организация Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 47» города Кирова. Адрес: 610050, г. Киров, ул. Андрея Упита, 9 Телефон: 22-74-50 Эл. почта: sch47@kirovedu.ru.
Должность учитель начальных классов
Стаж работы 28 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Формирование у второклассников действий установления причинно-следственных связей в процессе работы с волшебной сказкой на уроках литературного чтения.

 

Ключевые слова Причинно-следственные связи, элементы ТРИЗ, волшебные сказки, педагогические условия
Аннотация (не больше 500 знаков) В настоящей работе будут обсуждаться какие педагогические условия формируют у второклассников действия установления причинно-следственных связей в процессе работы с волшебной сказкой на уроках литературного чтения. Наибольшие возможности привнесения инновационных методик для развития у детей умения устанавливать причинно-следственные связи предоставляет УМК «Школа России», использование развития навыка установления причинно-следственных связей. В заключении — эффективность разнообразных педагогических приемов, в том числе приемов ТРИЗ.

 

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема, на решение которой направлен опыт по формированию у второклассников действий установления причинно-следственных связей, заключается в том, что дети этого возраста испытывают затруднения при установлении и понимании таких связей. Им легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.

Цель опыта — сформировать у второклассников не просто знание причинно-следственных отношений и зависимостей, а их понимание, осознание внутренней связи между явлениями.

Актуальность ·       Извлечение необходимой информации из текстов различных жанров.

·       Выделение и осознание значимой информации.

·       Умение участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.

·       Умение устанавливать причинно-следственные связи необходимо на всех предметах школьной программы.

·       Развитие читательской грамотности

·       Умение выработать стратегию и тактику поведения в проблемных ситуациях.

Новизна ·       Использование комплекса средств для обеспечения теоретического понимания учащимися причинно-следственных связей, отработки умений через упражнения на предметном и метапредметном материале в деловой и игровой форме и мониторинга результатов. К таким средствам относятся курс «Развитие познавательных способностей» с модулем «Причина и следствие», учебные ситуации на уроках, логическая игра с заданиями на причинно-следственные связи.

 

Описание инновационного опыта В материалах федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НОО) в числе задач начального обучения — осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; выделение и осознание значимой информации. То есть, одним из результатов обучения литературному чтению также является установление причинно-следственных связей. Вместе с тем, в методической литературе цель формирования действий установления причинно-следственных связей у школьников младших классов ставится обычно не в качестве отдельной, а в контексте формирования логических универсальных учебных действий.

Формирование такого умения возможно на любом соответствующем возрасту литературном материале, но особенности волшебной сказки наиболее привлекательны для этой цели. Сказка увлекательна, образна, вызывает интерес детей. Сказка дидактична и для моральной оценки детьми привносит различные примеры обстоятельств и поведения героев. Причинно-следственные связи в ней прослеживаются достаточно четко и доступны детям. Кроме того, поведение персонажей сказки – людей, животных, даже предметов, мотивируется как общей логикой, так и конкретикой их индивидуальных качеств, что разнообразит и причинно-следственные связи.

Цель работы: доказать эффективность приемов формирования действий установления причинно-следственных связей у второклассников при изучении волшебной сказки на уроках литературного чтения.

Достижение цели предполагается через решение следующих задач:

1) На основании анализа литературных источников уточнить понятие и специфику установления причинно-следственных связей и основные вопросы их развития на уроках литературного чтения во втором классе.

2) Провести сравнительный анализ программ по ФГОС для второго класса по предмету «Литературное чтение», в направлении использования возможностей волшебной сказки для формирования действий установления причинно-следственных связей.

3) На основании поставленной проблемы обосновать выбор диагностических методик, спланировать и провести педагогический эксперимент.

4) Рассмотреть результаты и динамику развития навыка установления причинно-следственных связей второклассников на уроках литературного чтения в результате педагогического эксперимента.

«Причинность или причинно-следственная связь — это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым» – такое определение приведено по отношению к вопросам языка и литературы.

Сравнительный анализ УМК по ФГОС НОО позволяет заметить, что наибольшие возможности для формирования у второклассников умений устанавливать причинно-следственные связи на уроках литературного чтения предоставляет УМК «Школа России».

— материал его находится в зоне ближайшего развития детей.

— на основании текстов, предусмотренных в программе литературного чтения по этому УМК может быть реализовано максимальное многообразие приемов и вариантов установления причинно-следственных связей, обоснований и доказательства суждений на их основе. В том числе, наиболее благоприятны в этом смысле волшебные сказки (в других УМК они другие).

— Система поурочного планирования и организации уроков по этому УМК наиболее открыта инновациям и допускает применение различных приемов и методов работы. Такова организация работы со сказкой с применением элементов ТРИЗ, а также анализ сходства и различия сказочных сюжетов, творчески разработанный в УМК «Планета знаний».

Вместе с тем, занятия по тематике волшебной сказки в УМК «Школа России» распределены в разных частях учебника. Повысить их эффективность в части установления причинно-следственных связей возможно, выделив эти занятия в отдельный блок. сформированности действий установления причинно-следственных связей применялись следующие методики:

1.Визуальные    методики    исследования понимания причинно-следственных связей        (по И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной) основаны на интерпретации предъявляемых рисунков. При этом стимульный материал должен быть заранее незнаком ребенку.

Метод «Понимание картин со скрытым смыслом» имеет целью выявить способность детей понять сюжет рисунка в целом, установить причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации. Сущность методики в том, что ребенку предъявляют картинки и просят сказать, что на них произошло [50, с. 40-42]

Метод «Понимание серии картин, связанных единым сюжетом» имеет целью выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения; давать оценки воспринимаемым ситуациям; а также косвенно оценивает уровень речевого развития ребенка. Сущность метода в том, что ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением событий и положить их в необходимой смысловой последовательности, а затем составить по ним краткий рассказ.

2. Вербальные методики исследования понимания причинно-следственных связей основаны на интерпретации предъявляемых фраз. Стимульный материал также должен быть заранее незнаком ребенку.

Метод «Потому что…» имеет целью выявить способность детей устанавливать причинно-следственные связи, определенные предлагаемой фразой. Сущность метода в том, что ребенку предлагают закончить предложенную фразу, объяснить причину описанных в ней событий.

Метод «Общая причина двух событий» имеет целью выявить способность детей устанавливать общие причинно-следственные связи в отношении двух описываемых событий. Сущность метода в том, что ребенку предлагают назвать общую причину двух описываемых событий.

 

Продукт опыта / проекта Конспект урока
Затруднения в реализации, риски Трудности с обратным процессом «следствие-причина».

Непонимание необходимости причинно-следственной связи.

Перепутывание причины события во времени.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Результаты наблюдений на уроках позволяют сделать вывод, что ученики успешно овладевают умениями более аргументировано строить рассуждения и формулировать выводы на основании усвоенных ими схем организации информации.

Творческие задания с элементами ТРИЗ позволяют при их  выполнении сочетать новые знания с уже                 имеющимися, учебную информацию с «житейской»         или почерпнутой                 в результате самостоятельного чтения литературных произведений, эмоциональное восприятие — с аналитическими методами, воображение — с фактами литературного материала. Также ученики при ответах на уроке чаще применяют анализ причинно-следственных связей при объяснении обстоятельств сюжета и поступков литературных героев.

Результаты тестирования показывают, что апробированная методика, включающая в себя разнообразные педагогические приемы, в том числе элементы ТРИЗ достоверно повышает уровень умения выделять причинно-следственные связи при анализе визуальной и текстовой информации. Это способствует более осознанному усвоению учебного материала, обоснованности суждений и выводов, также дети приобретают умения рационального структурирования информации и ее анализа.

 

 

Публикации

по теме опыта

Журнал «Образование и наука в России и за рубежом» выпуск №5 (2019) Vol.53
Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Эксперт: Кожинова Н.В. методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Русский язык и литература

 

ВОСПИТАНИЕ

Начальное общее образование

 

Авторская разработка
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл