ФИО
Аринова Нелли Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель химии
СТАЖ РАБОТЫ
42 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Восточный МБОУ СОШ №2 с УИОП пгт. Восточный 612711, Кировская область, Омутнинский район, пгт.Восточный, ул.Пионерская, 2 Контактный телефон 8(83352)33-6-76, е-mail sch2v-omut@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В педагогике большое внимание уделяется применению дидактических игр в обучении. Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды и ребусы. Решение химических кроссвордов и ребусов повышает познавательный интерес обучающихся к изучению химии, закрепляет полученные знания, формирует необходимые умения и навыки. Данная работа может быть организована как на уроках (на этапах: актуализации знаний, при обобщении и закреплении материала, рефлексии), так и во внеурочной деятельности для проведения конкурсов, викторин, предметных вечеров.
Краткий пересказ
• Падение познавательного интереса к химии в школьном образовании является актуальной проблемой.
• Обновленные ФГОС направлены на активизацию мыслительной деятельности и развитие творческого потенциала учеников.
• Дидактические игры, включая кроссворды и ребусы, играют важную роль в формировании учебных интересов.
• Автор статьи использует химические кроссворды и ребусы для повышения интереса к изучению химии.
• Создание тематических кроссвордов и ребусов требует больших временных затрат, но является увлекательным процессом.
• Включение кроссвордов и ребусов в урочную и внеурочную деятельность оживляет учебный процесс и повышает интерес к занятиям.
• Работа с кроссвордами и ребусами развивает у учеников умения применять знания на практике, расширяет кругозор и повышает мотивацию к изучению химии.
Ф.И.О. | Аринова Нелли Ивановна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Восточный
МБОУ СОШ №2 с УИОП пгт. Восточный 612711, Кировская область, Омутнинский район, пгт.Восточный, ул.Пионерская, 2 Контактный телефон 8(83352)33-6-76, е-mail sch2v-omut@yandex.ru |
Должность | Учитель химии |
Стаж работы | 42 года |
Тема инновационного педагогического опыта | Химические кроссворды и ребусы как средство повышения познавательного интереса к изучению химии |
Ключевые слова | Химия, кроссворды, ребусы, познавательный интерес |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В педагогике большое внимание уделяется применению дидактических игр в обучении. Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды и ребусы.
Решение химических кроссвордов и ребусов повышает познавательный интерес обучающихся к изучению химии, закрепляет полученные знания, формирует необходимые умения и навыки. Данная работа может быть организована как на уроках (на этапах: актуализации знаний, при обобщении и закреплении материала, рефлексии), так и во внеурочной деятельности для проведения конкурсов, викторин, предметных вечеров. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Педагогам-практикам хорошо известны проблемы химического образования: изучение химии начинается с 8 класса, тогда, когда интерес к процессу познания окружающего мира у подростков существенно снижается. А программа курса химии достаточно сложна, она насыщена новыми понятиями, требуется усвоить большой объем теоретического учебного материала, научиться использовать его при решении практических задач. Справиться с таким объемом информации может не всякий ученик. Всего 2 часа в неделю и практически каждый урок изучение нового материала. Времени на закрепление почти нет, как следствие снижение интереса к предмету, возникновение у учеников психологического барьера: «Не понимаю, не хочу, не буду».
В течение нескольких лет я использую химические кроссворды и ребусы в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения интереса к изучению химии. Работа с кроссвордами и ребусами направлена на развитие у обучающихся умений применять полученные знания в новой ситуации, на практике, активно включаться в продуктивную и творческую деятельность, расширение кругозора школьников. |
Актуальность | Включение в учебные занятия химических кроссвордов и ребусов способствует решению таких задач, как реализация личностно-ориентированного подхода, повышение мотивации к изучению предмета, активизация познавательной деятельности обучающихся, формирование ИКТ – компетентности, улучшение качества нагладного учебного материала. |
Новизна | Новизна опыта заключается в разработке и систематическом применении на практике химических кроссвордов и ребусов. В том, что в процессе решения химических кроссвордов и ребусов учитель и обучающиеся могут создать атмосферу сотрудничества, творчества и совместного поиска, в ходе которых создается ситуация успеха, что способствует повышению познавательного интереса к изучению химии и достижению общего положительного для всех результата. |
Описание инновационного опыта | Созданы авторские химические кроссворды и ребусы по различным темам школьного курса химии. Могут быть использованы на разных этапах урока: например ребус, как ключевое слово, или мини-кроссворды при актуализации знаний или на этапе рефлексии. Большие тематические кроссворды – при обобщении и закреплении материала по данной теме, а также и во внеурочной деятельности, в рамках проведения Недели естественных наук, тематических мероприятий.
Использование данного опыта, обеспечивает повышение у обучающихся познавательного интереса к изучению химии, помогает развивать самостоятельность в поиске, анализе и обработке информации, развивает такие качества как активность, умение работать как индивидуально, так и в коллективе, чувство ответственности за результат работы. |
Продукт опыта / проекта | Авторские химические кроссворды и ребусы, созданые в программах PowerPoint (автор конструктора кроссвордов Баженов Алексей Анатольевич https://alekseibazhenov.narod.ru/proektor8chem5.html ) и MS Excel (автор алгоритма Зябкина Ольга Алексеевсна http://www.proshkolu.ru/club/chemistry/file2/4109108/) |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость создания химических кроссвордов и ребусов |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
В результате, у обучающихся возникает устойчивый познавательный интерес к изучению химии, формирование химической культуры, расширение кругозора. Повышается уровень освоения ФГОС по химии и качество знаний обучающихся, формируются ключевые компетентности. Увеличение количества участников, занимающихся внеурочной деятельностью по химии. Участие в химических конкурсах, олимпиадах и викторинах различных уровней. Ежегодные победители и призервы районного конкурса «Биология, география и химия вокруг нас» в номинации «Химические кроссворды» |
Публикации
по теме опыта |
[Электронный ресурс] / сайт infourok.ru, свидетельство о регистрации № 2577 –8018 от 17.05.2017; — Режим доступа: https://infourok.ru/backOffice/achievement
Свидетельства о публикации: №№ ВЮ37919766; ПИ32916304; ЯР97668161; КП50747550 |
Экспертное заключение | Представленный опыт рекомендован для использования в работе учителям химии всех типов общеобразовательных организаций. |
Ф.И.О. эксперта | Лагунова Т.А., методист МКОУ ДПО ИМЦ г. Кирова |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Естественно-научные предметы ВОСПИТАНИЕ Основное и среднее образование |