ФИО
Русинова Мария Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель иностранного языка
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» города Кирова МБОУ средняя школа № 27 города Кирова 610045, г. Киров, ул. Космонавта Владислава Волкова, 6 +7(8332)502965 sch27@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
аутентичные тексты, классификация и отбор текстов, читательская грамотность, Функциональная грамотность
Рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности через аутентичный иноязычный материал. Понятия «функциональная грамотность», «читательская грамотность» раскрыты в коммуникативном, деятельностном аспектах. Отобраны аутентичные тексты, обусловленные целями освоения способов понимания текстов: извлечения и интерпретации информации. Дан анализ текстов в обучении английскому языку, представлены различные упражнения, направленные на формирование функциональной грамотности в области чтения.
Краткий пересказ
• Формирование функциональной грамотности важно в современном образовании.
• Читательская грамотность является ключевым элементом функциональной грамотности.
• Аутентичные тексты способствуют формированию и развитию читательской компетенции.
• Работа со старшеклассниками позволяет использовать сложные тексты функциональной направленности.
• Аутентичные тексты развивают критическое мышление и адаптацию в информационном пространстве.
• Для формирования функциональной грамотности чтения необходимо отобрать и апробировать аутентичные тексты.
• Технология отбора и организации текстов включает критерии и упражнения к ним.
• Аутентичные тексты и упражнения могут использоваться на занятиях по внеурочной деятельности.
• Работа с текстами требует алгоритма, стратегии и упражнений для формирования компетенций.
• Работа с аутентичными текстами развивает когнитивные, коммуникативные и социальные навыки учащихся.
Ф.И.О. | Русинова Мария Владимировна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» города Кирова
МБОУ средняя школа № 27 города Кирова 610045, г. Киров, ул. Космонавта Владислава Волкова, 6 +7(8332)502965 sch27@kirovedu.ru |
Должность | Учитель иностранного языка |
Стаж работы | 30 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Комплекс упражнений к аутентичным текстам функциональной направленности
|
Ключевые слова | функциональная грамотность, читательская грамотность, аутентичные тексты, классификация и отбор текстов, упражнения к функциональным текстам |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности через аутентичный иноязычный материал. Понятия «функциональная грамотность», «читательская грамотность» раскрыты в коммуникативном, деятельностном аспектах. Отобраны аутентичные тексты, обусловленные целями освоения способов понимания текстов: извлечения и интерпретации информации. Дан анализ текстов в обучении английскому языку, представлены различные упражнения, направленные на формирование функциональной грамотности в области чтения. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Дети не умеют работать с текстами, а тексты не соответствуют современным тенденциям. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Текст является важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.) формировать такие умения, как: умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать полученную информацию, интегрировать полученную информацию. На основе проведенного анализа современных УМК по английскому языку выяснилось, что тексты учебников и задания к ним не в полной мере соответствуют новым подходам в работе с текстовой информацией. Исходя из этого появилась потребность расширить текстовый материал, который способствовал бы формированию функциональной грамотности учащихся. |
Актуальность | Работа с текстом является неотъемлемой частью урока английского языка, также как и чтение – это один из обязательных видов речевой деятельности на уроках иностранного языка. К сожалению, очень часто эта работа переходит в скучное чтение, перевод и ответы на вопросы. Работа с текстом превращается в утомительное занятие только тогда, когда учителю самому неинтересен текст, либо учитель не заинтересован в том, чтобы дети плодотворно поработали с предложенным текстом. Соответственно и дети не нацелены на продуктивное и полезное чтение. Кроме того, что учащиеся не умеют работать с текстом, зачастую и учителя не предлагают тексты и задания функциональной направленности.
Практическая направленность требует при обучении чтению сосредоточить внимание на функциональном чтении, в основе которого лежит умение ориентироваться в разных видах текста, умении интерпретировать информацию из данных и использовать ее в жизни. |
Новизна | Сделан отбор аутентичных текстов к одному из современных УМК по английскому языку, разработаны упражнения, готовящие к жизни, сформулированы критерии оценивания работы с текстами функциональной направленности. |
Описание инновационного опыта | Тема формирования функциональной грамотности является важной и актуальной в связи с новыми тенденциями развития современного образования. Читательская грамотность – один из основных элементов функциональной грамотности понимается как базовый навык, который формируется в ходе любого учебного предмета и развивает читательскую компетенцию при работе с текстом с целью отбора и организации информации, ее понимания и успешного использования как в личных, так и социальных целях.
В данном опыте показано, что не столько учебные тексты формируют читательскую грамотность, но преимущественно аутентичные, с которыми учащиеся встречаются повседневно. Данные тексты способствуют формированию и развитию читательской компетенции, позволяя лучше понимать окружающий мир и применять полученные знания в реальной жизни. Работа же со старшеклассниками дает больше возможностей для использования сложных текстов функциональной направленности в разных форматах, разных типов таких как: публицистические статьи, научные доклады, аналитические обзоры, биографии, туристические блоги, афиши и билеты, рецепты, инструкции и инфографика, географические карты и надписи на одежде и другие. Всё это позволяет развивать критическое мышление, умение анализировать и интерпретировать информацию, необходимую для успешной адаптации в современном информационном пространстве. Для реализации данных идей необходимо отобрать и апробировать аутентичные тексты разной степени функциональной направленности с точки зрения их оптимальности для формирования функциональной грамотности чтения. В соответствии с целью, были сформулированы задачи: 1.Отобрать аутентичные тексты и выделить критерии их отбора с целью создания оптимальных условий для формирования функциональной грамотности. 2.Создать комплекс упражнений к каждому тексту. 3.Разработать технологию формирования функциональной грамотности при обучении старшеклассников чтению аутентичной литературы. На этапе, предваряющем отбор и организацию текстов, был проведен анализ УМК Английский язык/English 10, 11 Верещагина И.Н., Афанасьева О.В., Михеева И.В. на предмет наличия текстов функциональной направленности и упражнений к ним. Анализ показал, что в данном УМК практически отсутствуют функциональные тексты и соответственно упражнения к ним, что явилось поводом для поиска, отбора и организации аутентичных текстов функциональной направленности. Была создана технология отбора и организации текстов в соответствии с критериями функциональных текстов, а также создана система упражнений к текстам функциональной направленности. В основу создания технологии были положены следующие компоненты: I. Группы читательских умений, которые являются ключевыми при оценке читательской грамотности: 1. найти и извлечь; 2. осмыслить и оценить; 3. интерпретировать 4. интегрировать. II. Требования к текстам функциональной направленности: 1. информационная насыщенность текстового материала; 2. отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе; 3. соответствие возрастным особенностям восприятия ученика; 4. соответствие читательским и жизненным интересам учеников; 5. возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала. III. Классификация текстов по четырем различным факторам, определяющим трудность текста: количество гипертекстовых связей, организация и навигация, формат, тип. IV. Упражнения к текстам для формирования функциональной грамотности: содержательно-поисковые упражнения, содержательно-смысловые поисковые упражнения, смысловые функционально-заостренные упражнения, речевые упражнения. В соответствии с данными компонентами были подобраны аутентичные тексты и разработаны упражнения к ним. В опыте представлены шесть текстов по двум темам. Они представлены в Приложении 2.
Программа Английский язык/English 10, 11 Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. предполагает углубленное изучение, английского языка, соответственно текстовый материал представлен в программе широко. Подготовленные аутентичные тексты функциональной направленности с упражнениями к ним могут стать материалом на занятиях по внеурочной деятельности в рамках предмета иностранный язык. Все тексты отбираются в рамках изучаемой темы и в соответствии с требованиями к функциональным текстам. Разрабатывается технологическая карта урока, а также материалы для наглядности. Перед работой с любым текстом, а в особенности с функциональным дается подробный алгоритм или стратегия работы с данным текстом, демонстрируются примеры выполнения заданий, далее организуется индивидуальная или групповая работа. После текста обязательно обсуждение результатов работы и рефлексия. Домашнее задание направленно на закрепление полученных знаний и навыков. Работа учащихся с текстами проходит по алгоритму, данному учителем, и подготовленным памяткам, а также в соответствии с упражнениями к текстам. Учащиеся работают с текстами, опираясь на виды деятельности, направленные на формирование определенных компетенций при работе с текстами функциональной направленности: 1) чтение и понимание текста, 2) анализ текста, 3) интерпретация текста, 4) рефлексия. Работа с аутентичными функциональными текстами требует от учащихся не малых умственных усилий, большой концентрации внимания и сосредоточенности. Чтобы замотивировать и простимулировать их деятельность необходимо положительное подкрепление в виде похвалы за успешное выполнение заданий, признание их достижений. Также целесообразно подбирать тексты, которые соответствовали жизненным интересам детей, подбирать нестандартные задания, позволяющие проявить креативность и индивидуальность. Контроль при работе с аутентичными текстами функциональной направленности может носить разный характер. Во-первых, работа с текстами оценивается в соответствии с критериями оценки, разработанными к каждому конкретному тексту. Всегда присутствует совместное обсуждение прочитанного материала, корректировка ответов друг друга, также выполнение совместных заданий, взаимопомощь и поддержка. Для самоконтроля учащимся предлагаются проверочные листы, опросы. Кроме того, учащимся предложено вести журналы рефлексии, где они могут оставлять записи личных размышлений и выводов по поводу прочитанных текстов. |
Продукт опыта / проекта | Серия текстов и упражнения к ним. |
Затруднения в реализации, риски | Работа с аутентичными текстами трудоемка как для учителя, так и для учеников. Учителю следует быть достаточно мобильным и продвинутым в поисках разных вариантов текстов функциональной направленности, а ученики в свою очередь должны иметь достаточно высокий уровень владения языком. Второй аспект – это создание упражнений к аутентичным функциональным текстам: с одной стороны, необходимо разработать универсальную систему упражнений, соответствующую этапам работы с текстами, а также требованиям к функциональным текстам, с другой, упражнения к каждому отдельному виду функциональных текстов будут иметь свою специфику. Риски для учащихся будут связаны как с большим объемом текстовой информации, так и с отсутствием текста, как такового. Объем же упражнений будет неизменным, что добавит трудности в выполнении заданий. |
Результат использования опыта/проекта в практике
работы
|
Работа с аутентичными текстами функциональной направленности оказывает значительное влияние на развитие личности учащихся, способствуя формированию важных когнитивных, коммуникативных и социальных навыков таких как: развитие критического мышления, улучшение аналитических способностей, расширение кругозора, повышение уровня грамотности, формирование информационной культуры, социальная адаптация, эмоциональная устойчивость, разнообразие мнений и взглядов.
В ходе работы с аутентичными функциональными текстами учащиеся научились определять различные типы функциональных текстов, и, в целом, осознавать, что это текст. Если до этого работая в основном с учебными сплошными текстами, то в данной работе старшеклассники увидели и поняли, что практически любая информация, содержащая вербальные знаки, есть текст. После выполнения первых трёх предложенных функциональных текстов учащиеся самостоятельно, не в рамках домашнего задания нашли дополнительную информацию по данной теме, а также сами предложили новые тексты для работы. Так как работа по текстам велась с учащимися старших классов, которые учатся в углубленном классе с первого класса, то уровень владения языком у них достаточно высокий, и они предпочитают более сложные тексты и задания к ним, что как раз и было в подобранных для них новых текстах. Говоря о количественных результатах, следует отметить, что был проведен разведывательный эксперимент, в ходе которого получились следующие результаты. В разведывательном эксперименте приняли 12 учащихся 11 класса, группы с углубленным изучением английского языка. Все учащиеся справились с текстами и заданиями к ним. Из 12 учащихся: 4 показали средний уровень, 8 – достаточный. Подробный анализ разведывательного эксперимента можно посмотреть в Приложении 3. Кроме того, с учащимися был проведен опрос по итогам работы с аутентичными функциональными текстами. Все учащиеся согласны, что работа с функциональными текстами расширяет их кругозор, развивает внимание, повышает мотивацию к чтению, в целом. Старшеклассники отметили ряд преимуществ работы с аутентичными функциональными текстами: 1) такие тексты отражают реальную жизнь и повседневное общение, включая разговорный язык, устойчивые выражения и культурные особенности, что способствует лучшему пониманию контекста и особенностей употребления лексики и грамматики; 2) функциональные тексты взяты из актуальных источников — новостей, блогов, социальных сетей, книг, фильмов и др., что позволяет оставаться в курсе современных событий, трендов и культурных изменений; 3) аутентичные
функциональные тексты имеют широкий спектр форматов: от официальных документов до неформальных писем, научных статей, рекламы, стихов и песен, афиш, инструкций, меню, сообщений в социальных сетях, что расширяет работу с разными стилями письма и речи и помогает развивать гибкость в использовании языка; 4) эти тексты дают почувствовать себя вовлеченными в реальный мир языка, позволяют использовать язык в повседневной жизни и установить связь с настоящим языком; 5) аутентичные тексты не ограничиваются базовыми структурами и правилами, они помогают лучше подготовиться к взаимодействию с носителями языка и развивают способность к адаптации и импровизации в реальных ситуациях общения. Подводя промежуточные итоги работы с аутентичными текстами функциональной направленности, необходимо уточнить предметные, метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты в работе с текстами функциональной направленности учащиеся развивают следующие умения: 1. умение читать тексты различных жанров, понимать основную мысль, выделять ключевые идеи и устанавливать связи между частями текста; 2.способность анализировать содержание текста, интерпретировать смысл, делать выводы и обобщения; 3.развитие способности оценивать информацию, выявлять противоречия, сравнивать различные точки зрения; 4.навык выражать свои мысли ясно и аргументированно, используя материалы текста; 5.расширение активного словарного запаса, правильное использование грамматических конструкций, улучшение письменной и устной речи; 6.умение находить нужную информацию в тексте, систематизировать её и использовать для решения учебных и жизненных задач. Метапредметные результаты включают: 1.развитие навыков общения, умение вести диалог, обсуждать и защищать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками и учителем; 2.планирование своей деятельности, постановка целей, контроль выполнения заданий, оценка результатов своей работы; 3.способность самостоятельно искать, обрабатывать и применять новую информацию, использовать разные источники знаний, проводить исследования; 4.умение работать с различными источниками информации, критически осмысливать полученную информацию, проверять её достоверность; 5.развитие креативности, способности к нестандартному мышлению, поиску новых решений проблем. Личностные результаты следующие: 1.учащиеся учатся принимать ответственность за своё обучение, самостоятельно ставить цели и добиваться их достижения; 2.через работу с текстами формируется уважение к культурным традициям, осознание своего места в обществе, интерес к истории и культуре страны; 3.формирование моральных ценностей, таких как честность, справедливость, уважение к другим людям, толерантность; 4.по мере освоения новых знаний и умений у учеников повышается самооценка, они становятся увереннее в своих силах; 5.работа с разнообразными текстами помогает развивать эмоциональную зрелость, способность справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями. Работа с текстами функциональной направленности способствует всестороннему развитию личности учащихся, помогая им стать более образованными, самостоятельными и уверенными в себе людьми. |
Публикации по теме опыта | Русинова М. В. Анализ условий формирования функциональной грамотности старшеклассников в действующих учебниках по английскому языку [Текст] / М. В. Русинова // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности: материалы III Всеросс. науч.-практ. конфер. молодых учёных с междунар. участием 13-14 декабря 2024 г., г. Комсомольск-на-Амуре: в 2 ч. Ч. 1 – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВО «КнАГУ», 2025. — С.205-207. — ISBN 978-5-7765-1495-1. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Полушкина Гульчачак Форзановна, старший преподаватель кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», english@kirovipk.ru, 8(8332)255-442 (доб. 215) |
Рубрика
(выбрать одну) |
ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Иностранные языки |