ФИО
Шибанова Ольга Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель-логопед
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического направления развития воспитанников «Ручеек» пгт Уни Кировской области 612540 Кировская область, пгт уни, 40 лет Победы, 2, (83359) 21483, shibanova.71.71@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
сравнение, синтез, саморазвитие, анализ, мышление, моделирование
В статье рассматривается использование метода кругов Эйлера в развитии речи дошкольников. Автор подчеркивает, что полноценная детская деятельность способствует успешному развитию ребенка, включая его интеллектуальные и эмоциональные аспекты. Однако современные дошкольники часто сталкиваются с проблемами четкости речи, логической последовательности в рассказах и снижением интереса к занятиям. Для решения этих проблем автор предлагает внедрение инновационного подхода — разработку и реализацию модели кругов Эйлера.
Метод кругов Эйлера позволяет наглядно отображать отношения между понятиями и объектами, облегчая запоминание и усвоение материала. Он может быть использован как в образовательных мероприятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Основная цель применения данного метода — вызвать у детей интерес к наглядному моделированию, развить связную речь, улучшить память, внимание и логическое мышление.
Автор описывает этапы внедрения технологии кругов Эйлера, начиная с объяснения базовых понятий и заканчивая сложными операциями классификации и построения моделей. Примеры игр и заданий помогают детям освоить операции классификации, сравнение и анализ, что важно для подготовки к школьному обучению. В результате применения кругов Эйлера дети демонстрируют улучшение навыков составления описательных рассказов, умения сравнивать и классифицировать предметы, а также способности к построению логических цепочек и рассуждений.
Работа получила высокую оценку на педагогических конкурсах и была представлена на семинарах и родительских собраниях. Опыт автора показывает эффективность использования кругов Эйлера в речевом развитии дошкольников и рекомендуется для широкого применения в образовательных учреждениях.
Краткий пересказ
• Ребенок развивается в деятельности, и чем полнее и разнообразнее его деятельность, тем успешнее идет его развитие.
• Для результативной совместной деятельности в ДОУ необходимо применение инновационных подходов к организации деятельности.
• Круги Эйлера — это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
• Круги Эйлера можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи, по ФЭМП и в самостоятельной деятельности детей.
• Цель: вызвать у детей интерес к методу наглядного моделирования.
• Задачи: формировать связную речь детей, развивать память, внимание, логическое мышление, помочь владеть действиями наглядного моделирования.
• Круги Эйлера помогают детям освоить элементы логических действий, таких как анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
• Круги Эйлера используются на логопедических занятиях для развития связной речи дошкольников.
• Применение кругов Эйлера в речевом развитии дошкольников помогает им научиться рассуждать, доказывать, развивает речь и коммуникацию, а также облегчает обучение грамоте и связной речи.
Ф.И.О. | Шибанова Ольга Юрьевна |
Организация | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического направления развития воспитанников «Ручеек» пгт Уни Кировской области 612540 Кировская область, пгт уни, 40 лет Победы, 2, (83359) 21483, shibanova.71.71@yandex.ru |
Должность | Учитель-логопед |
Стаж работы | 30 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Круги Эйлера в развитии речи дошкольников.
Технология облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью и активизирует речевую деятельность. |
Ключевые слова | Моделирование, мышление, саморазвитие, анализ, синтез, сравнение
|
Аннотация (не более 500 знаков) | Опыт работы посвящен навыкам и умениям работать с моделями
(кругами Эйлера) Я считаю, что данные навыки необходимы для активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Но, к сожалению, в настоящее время для многих дошкольников характерна зачастую не четкая речь, неумение выстроить четкий, последовательный, логически связанный рассказ, задержка речевого развития, утомляемость и потеря интереса к занятию. Наблюдаются нарушения внимания, памяти, логического мышления. Дети не располагают достаточными знаниями и умениями, которые необходимы для развития связной речи.
Использование наглядного моделирования вызывает интерес у детей и помогает решить эти проблемы. Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, речью и мышлением. К таким средствам наглядности относятся круги Эйлера. Использование этой модели является актуальной в решении данных проблем у дошкольников. Таким образом, используя в работе данную модель, решаются такие задачи, которые требуют от детей умения находить объекты, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками. И именно с помощью пересекающихся кругов решается целый ряд интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку для дальнейшей подготовки к школе и начального школьного обучения. |
Актуальность | Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, благополучие ребенка и социальный статус связаны с освоением позиции творца детской деятельности.
Актуальность технологии «круги Эйлера» в развитии речи дошкольника заключается в следующем: · Наглядность и образность схемы способствуют активизации речевых проявлений. Играя, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, находить сходства и различия, отгадывать их по описанию, группировать предметы по различным свойствам. · Символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. · Графическая аналогия учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания. · Дети учатся сопоставлять, обобщать, группировать материал, что развивает речь, память и мышление. · Круги Эйлера способствуют визуализации абстрактных понятий, позволяют детям зрительно представить звук, слог, слово как структурные элементы языка.
|
Новизна | В дошкольном образовательном учреждении Круги Эйлера можно использовать как в образовательной деятельности с детьми по развитию речи, по познавательному развитию и в самостоятельной деятельности детей, а также в домашних условиях для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на занятиях в ДОУ. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Главное — это простота и наглядность модели кругов Эйлера. Далее задания усложняются тем, что используется больше множеств.
Благодаря использованию кругов Эйлера в речевом развитии дети учатся рассуждать, доказывать и делать небольшие выводы с помощью логопеда, в результате чего у дошкольников развивается и обогащается речь. Так же круги Эйлера используются при обучении детей связной речи и обучению грамоте, при ознакомлении детей с такими понятиями, как «гласные» — «согласные», «твердые» — «мягкие», «звонкие» — «глухие» звуки. Новизна еще состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении школьных задач. |
Описание инновационного опыта | В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ. Одним из ключевых моментов этого документа является важность взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и их семьи и др.) Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. Одним из таких подходов является разработка и реализация модели Кругов Эйлера.
Цель: Круги Эйлера можно использовать как в образовательной деятельности с детьми по развитию речи, по познавательному развитию, по обучению грамоте, так и в самостоятельной деятельности детей в ДОУ и в домашних условиях. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий: — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; — выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования. Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. 1.Для начала объясняю, что означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга». 2.Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга. Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств, сформировано по какому-либо признаку. Рассмотрим возможное взаимное расположение этих кругов. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися. Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые 3. Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов. Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки,… — все фрукты желтого цвета. 4. Когда все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги. Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных. Круги Эйлера хорошо используются в процессе обучения связной описательной речи. Моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются каждой подгруппой в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Эту игру можно предложить детям даже 2-ой младшей группы, чтобы классифицировать домашних и диких животных, овощи и фрукты (изучаемые лексические темы) Также можно классифицировать растительный мир, предметный мир, геометрические фигуры, и даже звуки. Далее задания усложняются тем, что используется больше множеств. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения. |
Продукт опыта / проекта | В качестве продукта предлагаю вашему вниманию презентацию «Круги Эйлера в развитии речи дошкольников» (см. Приложение)
|
Затруднения в реализации, риски | нет |
Публикации
по теме опыта |
Шибанова О.Ю. «Круги Эйлера в развитии речи дошкольника» infourok.ru. 2020г.
Авторский материал: «Круги Эйлера в развитии речи детей» находится в открытом доступе по адресу: https://fond21veka.ru/publication/12/23/556386/ Серия С№556386 15 ноября 2024г.
Опыт работы по теме: «Круги Эйлера в развитии речи дошкольников» был представлен на Панораме педагогического опыта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: от проблемы к результату» в соответствии с планом работы Кировского образовательного округа в 2020 году. Справка № 325 от 23.11.2020 г. Опыт работы по теме: «Круги Эйлера в развитии речи дошкольников» был представлен на VIII Всероссийском педагогическом конкурсе «Моя лучшая методическая разработка». Диплом Победителя I степени, 15.11.2024 г. №556386
|
Экспертное заключение | Материал соответствует требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Смирнова С.А., преподаватель кафедры специального (инклюзивного) образования |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Дошкольное образование |