ФИО
Борова Надежда Андреевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
36 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Гордино «Начальная общеобразовательная школа д.Шердынята» Афанасьевского муниципального округа Кировской области (филиал МБОУ СОШ с.Гордино «НОШ д.Шердынята»)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
схема слова, звукобуквенный разбор, самостоятельная работа, обучение грамоте, Рабочая тетрадь
Пособие полностью соответствует ФГОС и программе обучения грамоте В.Г. Горецкого. В тетради предусмотрены разнообразные виды работ (индивидуальные, парные, групповые), соответствующие возрастным особенностям детей. Работа в тетради способствует повышению эффективности обучения, развитию навыков самостоятельной работы учащихся. Задания сформулированы в удобной и понятной форме, закрепляют знания, развивают творческое мышление и читательскую грамотность. Пособие предназначено для учителей и родителей.
Краткий пересказ
• Рабочая тетрадь по обучению грамоте соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы.
• Тетрадь построена в соответствии с авторской программой по обучению грамоте В.Г. Горецкого.
• Содержание тетради направлено на реализацию основных целей программы и включает разнообразные виды работ.
• Рабочая тетрадь повышает эффективность обучения учащихся и способствует развитию навыков самостоятельной работы.
• Задания в тетради развивают умение читать несплошной текст и способствуют формированию читательской грамотности.
• Пособие закрепляет полученные на уроке знания и учит творчески мыслить.
• Рабочая тетрадь развивает сотрудничество, взаимопомощь, поиск информации, оценку результатов и генерирование идей.
• Тетрадь включает задания, такие как соединение схемы со словом, подчеркивание буквы, раскрашивание картинки, поиск слова в словаре и другие.
Ф.И.О. | Борова Надежда Андреевна |
Организация | Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Гордино «Начальная общеобразовательная школа д.Шердынята» Афанасьевского муниципального округа Кировской области (филиал МБОУ СОШ с.Гордино «НОШ д.Шердынята») |
Должность | учитель начальных классов |
Стаж работы | 36 |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Рабочая тетрадь для организации самостоятельной работы обучающихся в период обучения грамоте.
|
Ключевые слова | Рабочая тетрадь, обучение грамоте, самостоятельная работа, звукобуквенный разбор, схема слова |
Аннотация (не более 500 знаков) | Пособие полностью соответствует ФГОС и программе обучения грамоте В.Г. Горецкого. В тетради предусмотрены разнообразные виды работ (индивидуальные, парные, групповые), соответствующие возрастным особенностям детей. Работа в тетради способствует повышению эффективности обучения, развитию навыков самостоятельной работы учащихся. Задания сформулированы в удобной и понятной форме, закрепляют знания, развивают творческое мышление и читательскую грамотность. Пособие предназначено для учителей и родителей. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Практика показывает, что у детей младшего школьного возраста возникают затруднения в организации самостоятельной работы. У них ещё не сформированы в достаточной степени навыки самостоятельного приобретения знаний. Первоклассники не способны к самостоятельному мышлению и организации своей деятельности. Это может отрицательно сказаться на их дальнейшем обучении. |
Актуальность | Развитие у школьников способности к самостоятельной работе — одна из главных задач современной системы образования. Общеизвестно, что учащиеся усваивают только тот материал, который был получен в результате их собственных усилий. Для успешного обучения необходимо научить детей работать с учебным материалом самостоятельно. Это обязательное условие для эффективного образовательного процесса. Ученик должен научиться самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их достижения, контролировать свой прогресс и оценивать результаты. Задача учителя — не только передать знания, но и заинтересовать детей в обучении. Рабочая тетрадь помогает ученикам работать с материалом самостоятельно, что способствует развитию навыков самостоятельной работы.
Опыт имеет практическую ценность и даёт стабильный положительный результат. |
Новизна | Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса:
— создание особой эмоционально – положительной атмосферы в классе; — развитие учебной инициативы и самостоятельности; — учет индивидуальных психологических особенностей первоклассников; — вовлечение в активную учебную деятельность всего класса. |
Описание инновационного опыта | Особое внимание в представленной рабочей тетради уделяется созданию особой эмоционально – положительной атмосферы в классе, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Тетрадь учитывает индивидуальные и психологические особенности первоклассников, развивает у школьников память, мышление, смекалку, внимание, позволяет вовлечь в активную работу весь класс.
Важнейший принцип построения – дифференцированный подход к обучению: задания разного уровня сложности направлены на решение одних и тех же учебных задач, что позволяет учитывать индивидуальные возможности. В тетради предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет сделать обучение более информативным, разнообразным и в то же время снимает момент обязательности всего объема знаний (ребенок может, но не должен его усвоить). Каждое задание сопровождается инструкцией, используются простейшие схемы и условные обозначения. Задания логически выстроены и рассчитаны на детей с разным уровнем развития. Тетрадь помогает организовать самостоятельную разноуровневую работу ребёнка, развивает функциональную грамотность, пригодна для использования в практике работы начальной школы для обучения широкого круга учащихся с разными познавательными интересами и возможностями. Перед работой в тетради по обучению грамоте, дети знакомятся с условными обозначениями, которые расположились на первой страничке (Приложение 1), что позволит им впоследствии самостоятельно выполнять задания. Далее, как одним из вариантов, можно обучающимся самим озвучивать, чем они будут заниматься при выполнении самостоятельной работы, опираясь на условные знаки (развивающее обучение). После знакомства, с условными обозначениями обучающиеся переходят к выполнению заданий, которые направлены на закрепление материала, изучаемого на уроке. В конце работы обязательно выполняется самоконтроль по зрительному образцу. Обучающийся оценивает свою работу (навык самоконтроля) или идёт взаимопроверка с товарищем (работа в паре). Содержание тетради соотносится с тематическим планированием по обучению грамоте к учебнику «Азбука» под редакцией В. Г. Горецкого. В добукварный период обучающиеся работают со схемами слов и предложений. Также используются картинки с нарушенной сюжетной линией, которую им требуется восстановить. В букварный период работа идёт на закрепление изучаемой буквы по предложенному алгоритму. Задания: 1.Соедини схему со словом, к которому она относится. Подчеркни в слове, изучаемую букву. 2.Найди картинку, которая обозначает данное слово. 3.Раскрась картинку, которая обозначает слово. 4.Посмотри в словарике, что обозначает незнакомое тебе слово. Если тебе трудно, то обратись за помощью к товарищу. 5.Одень букву в соответствующую одежду (если гласная, то раскрашиваем в красный цвет, если согласная, то по её характеристике: синий-твёрдый, зелёный-мягкий или сине-зелёный, если обозначает два звука). Надень колокольчик, если это звонкая согласная и наушники, если это глухая. 6. Составь аналогичные схемы к оставшимся словам. 7.Из учебника выбери предложение и составь к нему схему. Предложи товарищу отгадать, к какому предложению ты её составил. 8. Раскрась изучаемую букву. 9.Разгадай кроссворды, если сможешь, то напиши ответ. 10.Посели изучаемую букву в свой домик 11.Оцени свою работу.
|
Продукт опыта / проекта | Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику В.Г.Горецкого «Азбука» (Приложение) |
Затруднения в реализации, риски | 1. Ограничен ресурс времени на уроке, а работоспособность у каждого учащихся разная: объём внимания, темп чтения и письма. 2. Возрастает трудоёмкость организации учебного процесса в зависимости от сложности и объёма задания.
|
Публикации
по теме опыта |
Борова Н.А. «Работа над звуками и буквами в период обучения грамоте» в Сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации», зарегистрированном в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ЭЛ № ФС 77 — 60406 от 29.12.2014 г.) Материал размещен в № 1 2019 года по адресу: effektiko.ru/journal?p=19204 |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка управленческого и педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование
|